Гендерный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:07, реферат

Описание работы

Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5

1.1 Исторические аспекты гендерных проблем в образовании 7

1.2 Специфика гендерного образования в современных условиях 9

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ 12

2.1 Семейное воспитание детей с учётом гендерной дифференциации 16

2.2 Гендерный подход в учебном процессе 20

2.3 Рекомендации по гендерному воспитанию учащихся. 24

Приложение 1: Гендерная компетентность педагога 28

Приложение 2: Глоссарий основных рабочих понятий 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Ген подход в образовании.docx

— 79.24 Кб (Скачать файл)

 

Семье принадлежит приоритетное значение в полоролевой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Необходимо учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красит забор. Мальчику иногда надо быть нежным и чувствительным, а девочке — твердой и решительной.

 

Итак, полоролевое воспитание в рамках семьи — это комплекс мероприятий, направленных на создание четкого стереотипа поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Однако направленность такого воспитания, его содержание обусловливаются ситуациями, задачами, условиями, поэтому человек может быть воспитан в одном, трех, десяти и более направлениях.

 

Очень важный момент в семейном полоролевом воспитании — своевременное сообщение нужной информации о гигиене своего пола и привитие необходимых гигиенических навыков. Девушки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. В ряде случаев это приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как употребление спиртных напитков и курение. В понятие «полоролевое воспитание» применительно к девушкам входит также профилактика многих инфекционных заболеваний. Ведь они — будущие матери, и поэтому беседы с ними должны вестись с детства.

 

Важной задачей полоролевого воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Взаимоотношения с каждым должны быть индивидуальны, однако в целом в поведении должно быть и что-то характерное, общее. Поскольку представить и рассмотреть все индивидуальные черты невозможно из-за их многообразия, остановимся на общих. Прежде всего в отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Иначе говоря, она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой. Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни — продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Тем более, если учесть, что последнее в подростковом возрасте нередко приводит к горю, а не к радости. Еще одна задача полового воспитания девушек — целомудренность помыслов, отношений и встреч. Неправильное поведение девушек часто приводит к серьезным психотравмам, к изнасилованиям, к неисчислимым бедам надломленной личности.

 

Ни родителям, ни учителям, ни другим взрослым не надо уклоняться от сексуального воспитания девочки-подростка. Чем больше внимания будет уделяться  ей в детстве и отрочестве, тем  больше шансов, что ее семейная жизнь  в последующем будет благополучной. При правильном половом воспитании девочкам свойственны естественные, доброжелательные, лишенные болезненной  настороженности отношения к  мальчикам, способность дружить  с ними, общаться, учиться.

 

Необходимость правильного  полоролевого воспитания мальчиков остро ощущается в подростковом возрасте. С 13—14 лет они становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в большинстве случаев пределом их мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается.

 

Правильное отношение  к женскому полу должно закладываться  с самого детства, поддерживаться и  формироваться всю жизнь. С одной  стороны, оно настолько многогранно, а с другой — связано с иными  аспектами воспитания, что можно  сказать, воспитан ли тот или иной человек всего по одной характеристике — как он разговаривает с женщиной.

 

Таким образом, современное  семейное воспитание не рассматривается  как автономный фактор формирования личности. Напротив, его эффективность  возрастает, если оно дополняется  системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества и взаимодействия.

 

2.2 Гендерный подход в учебном процессе

 

В исследованиях, касающихся учета гендерных особенностей учащихся в процессе обучения, говорится о необходимости соблюдения определенных условий. Несмотря на некоторое несовпадение мнений исследователей по этому вопросу, во многом они сходятся, что позволяет нам выделить следующие условия применения гендерного подхода:

 

1) Выявление различий  в обучаемости мальчиков и девочек (особенностей гендерного усвоения знаний);

 

2) Организация раздельного  обучения мальчиков и девочек  (создание специализированных учебных  заведений) или дифференциация  видов деятельности (например, на  уроках трудового обучения или  физической культуры);

 

3) Оптимальный выбор форм, методов и средств обучения  с учетом различия познавательных  интересов мальчиков и девочек (на фоне общей положительной учебной мотивации);

 

4) Организация процесса  усвоения учебного предмета на  основе определения стиля учебной  деятельности каждого ученика  в классе и усредненного стиля  учебной деятельности класса, позволяющих  дифференцировать учащихся на  малые группы;

 

5) Определение состава  группы учащихся, стиль учебной  деятельности которых не совпадает  с усредненным стилем учебной  деятельности класса;

 

6) Определение стиля преподавания  учителей и установление их  соответствия или несоответствия  стилям учебной деятельности  учащихся;

 

7) Определение соответствия  стиля изложения учебных материалов (учебников, пособий и т.д.) и  стиля обучения учащихся.

 

Анализ научной литературы позволил выявить и ряд требований к реализации гендерного подхода, в число которых входят:

 

- учет социальных факторов  при обучении (статус ученика  в классном коллективе, внутришкольных и различных внешних влияний);

 

- индивидуализация обучения  на основе учета физических  и психологических особенностей  личности школьника;

 

- дифференциация обучения, с точки зрения гендерного подхода, т.е. группировка учащихся по половому признаку для обучения по несколько различным учебным планам и вариативным учебным программам;

 

- предоставление учащимся  возможности изучать учебные  предметы в индивидуальном темпе:  или ускоренно, или замедленно;

 

-создание всевозможных  типов дидактических средств с рекомендациями для их использования в различных группах учащихся, объединенных по гендерному показателю (возможно, это новые учебные пособия, компьютерные программы, тесты для индивидуального контроля, индивидуальные тетради для самостоятельной работы и др.);

 

- преимущественное обучение  в малочисленных классах, группах,  где есть возможность реализации  гендерного подхода, отказ от жесткой классно-урочной системы как неприемлемой для некоторой категории учащихся.

 

Анализ установленных  нами условий и требований к реализации гендерного похода в обучении школьников позволяет утверждать, что этот подход затрагивает содержание обучения, его организационные формы и методику преподавания различных учебных предметов.

 

Основное содержание образования  в школе определяется государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Единое содержание образования является обязательным фундаментальным материалом для  формирования целостного мировоззрения  учащихся. Мы полагаем, что это содержание образования необходимо пополнить  и углубить в соответствии с гендерными интересами, способностями и профессиональными намерениями учащихся. Обучение не может ограничиться только регламентированными рамками, оно должно постоянно дополняться и модифицироваться, в том числе в зависимости от гендерных особенностей учеников. Иначе говоря, учащимся должна быть предоставлена некоторая свобода выбора, обусловленная их индивидуальностью.

 

Гендерный подход может реализоваться также в разнообразии форм учебной работы. В дополнение к уроку ученик может использовать и другие формы обучения, которые наиболее близки ему: это может быть самостоятельная работа в библиотеке, в учебном кабинете, работа с техническими средствами, внеклассная работа, в том числе и в рамках олимпиад и конкурсов, а также и другие формы приобретения знаний и использования способов творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования и в стихийно возникающих группах.

 

В значительной мере гендерный поход внедряется в методику преподавания учебных предметов, что может выражаться в предпочтении тех или иных методических приемов. Например, учет гендерных особенностей учащихся конкретного классного коллектива определяет различные стили изложения нового материала учителем. Учитель, ориентируясь на какую-либо гендерную группу, может заведомо упрощать либо усложнять материал, что будет способствовать принятию его данной группой учащихся; а применение учебной беседы, в ходе которой ученики самостоятельно формулируют вопросы и высказывают свои предположения о путях решения тех или иных проблем, привлечет внимание другой гендерной группы.

 

!Хорошо известно, что есть мальчики, которые в чём-то развиваются по женскому типу (и они удобны для учителей, в отличие от мальчиков более «типичных») — и есть девочки, которые в чём-то развиваются по мужскому типу (и они часто испытывают затруднения при обучении). И все же они остаются мальчиками и девочками, и никак не могут быть приравнены по своему психическому статусу к детям противоположного пола. Если девочка склонна к поиску, темп работы высокий, учитель, работающий в классе девочек, обязательно подхватит это её качество. Это поможет ей в работе с другими девочками, поможет развивать у них поисковую деятельность. В смешанном классе такая девочка может «потеряться» и её особенности могут быть не оценены учителем, так как вокруг много ребят, обладающих этим свойством иногда даже сверх меры.

 

Не исключено, что есть дети, которым лучше учиться в  смешанных классах.

 

В условиях, когда распределение  учащихся по половому признаку в разные классы невозможно, необходимо осуществлять гендерный подход к учащимся в смешанном классе. Определим механизм реализации гендерного подхода к учащимся в условиях смешанного обучения.

 

Механизм реализации гендерного подхода к обучению школьников основывается, прежде всего, на диагностике особенностей учащихся. Диагностика должна предусматривать выявление индивидуальноличностных характеристик учащихся (пол, тип мышления (мужской/женский) и анализ вербального поведения (мужское/женское)).

 

Изучая личностные особенности  детей, необходимо проводить диагностику  функциональной асимметрии полушарий  и создавать индивидуальный латеральный  профиль учащегося, что определить ведущий тип мышления, позволит учесть гендерное своеобразие конкретного ученика, определит психофизиологическое место каждого учащегося в классе, что значительно облегчит учителю выбор и разработку классных и домашних заданий, оптимальных как для девочек, так и для мальчиков, и повысит качество усвоения учебного материала.

 

Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного  мозга позволяет выявить у  учащихся либо преобладание одного из полушарий (правополушарность, левополушарность, равнополушарность), что определенным образом влияет на особенности усвоения учебного материала и результативность обучения. Это следует учитывать при предъявлении видов заданий учащимся с различными типами функциональной асимметрии головного мозга.

 

Так, при составлении заданий, предназначенных для учащихся правополушарного типа (мальчиков), стоит предусматривать  следующие возможности:

 

- замены словесного объяснения  картинками, диаграммами, схемами;

 

- визуализации (закройте  глаза и представьте себя в  космическом полете, на дне океана, в эпоху динозавров, в кратере  вулкана, в грозовой туче и  т.д. Что видите? Что чувствуете? Что слышите?);

 

- инсценировки (изобразите  походки животных, круговорот воды  в природе, тающий снег, прорастание  семени и т.д.);

 

- иллюстрации (нарисуйте  рыбу, фрукт, овощ - конкретное понятие,  тепло, музыку, вежливость - абстрактное  понятие);

 

- аналогии;

 

- использования практических  умений и навыков в различной  деятельности (вылепите из пластилина  буквы, соберите гербарий; выразите  свои мысли с помощью движения  языка и тела);

 

- изучение математики  на примерах истории;

 

- придумывания задач на  основе жизненных ситуаций, эмоционально  близких детям;

 

- приобретения экспериментального  опыта в совместном поиске  решения учебной проблемы при  работе в группах по 3-4 человека.

 

Задания, ориентированные  на школьников левополушарного типа, свойственного в основном девочкам, преимущественно отличаются логичностью, четкой структурированностью и предусматривают:

 

- сортировку, группировку  и классификацию (например, создать  иерархическую систему овощей, фруктов  по определенному признаку);

Информация о работе Гендерный подход в образовании