Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:07, реферат
Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Исторические аспекты гендерных проблем в образовании 7
1.2 Специфика гендерного образования в современных условиях 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ 12
2.1 Семейное воспитание детей с учётом гендерной дифференциации 16
2.2 Гендерный подход в учебном процессе 20
2.3 Рекомендации по гендерному воспитанию учащихся. 24
Приложение 1: Гендерная компетентность педагога 28
Приложение 2: Глоссарий основных рабочих понятий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Семье принадлежит приоритетное значение в полоролевой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Необходимо учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красит забор. Мальчику иногда надо быть нежным и чувствительным, а девочке — твердой и решительной.
Итак, полоролевое воспитание в рамках семьи — это комплекс мероприятий, направленных на создание четкого стереотипа поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Однако направленность такого воспитания, его содержание обусловливаются ситуациями, задачами, условиями, поэтому человек может быть воспитан в одном, трех, десяти и более направлениях.
Очень важный момент в семейном полоролевом воспитании — своевременное сообщение нужной информации о гигиене своего пола и привитие необходимых гигиенических навыков. Девушки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. В ряде случаев это приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как употребление спиртных напитков и курение. В понятие «полоролевое воспитание» применительно к девушкам входит также профилактика многих инфекционных заболеваний. Ведь они — будущие матери, и поэтому беседы с ними должны вестись с детства.
Важной задачей полоролевого воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Взаимоотношения с каждым должны быть индивидуальны, однако в целом в поведении должно быть и что-то характерное, общее. Поскольку представить и рассмотреть все индивидуальные черты невозможно из-за их многообразия, остановимся на общих. Прежде всего в отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Иначе говоря, она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой. Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни — продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Тем более, если учесть, что последнее в подростковом возрасте нередко приводит к горю, а не к радости. Еще одна задача полового воспитания девушек — целомудренность помыслов, отношений и встреч. Неправильное поведение девушек часто приводит к серьезным психотравмам, к изнасилованиям, к неисчислимым бедам надломленной личности.
Ни родителям, ни учителям,
ни другим взрослым не надо уклоняться
от сексуального воспитания девочки-подростка.
Чем больше внимания будет уделяться
ей в детстве и отрочестве, тем
больше шансов, что ее семейная жизнь
в последующем будет
Необходимость правильного полоролевого воспитания мальчиков остро ощущается в подростковом возрасте. С 13—14 лет они становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в большинстве случаев пределом их мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается.
Правильное отношение к женскому полу должно закладываться с самого детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. С одной стороны, оно настолько многогранно, а с другой — связано с иными аспектами воспитания, что можно сказать, воспитан ли тот или иной человек всего по одной характеристике — как он разговаривает с женщиной.
Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, его эффективность возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества и взаимодействия.
2.2 Гендерный подход в учебном процессе
В исследованиях, касающихся учета гендерных особенностей учащихся в процессе обучения, говорится о необходимости соблюдения определенных условий. Несмотря на некоторое несовпадение мнений исследователей по этому вопросу, во многом они сходятся, что позволяет нам выделить следующие условия применения гендерного подхода:
1) Выявление различий в обучаемости мальчиков и девочек (особенностей гендерного усвоения знаний);
2) Организация раздельного
обучения мальчиков и девочек
(создание специализированных
3) Оптимальный выбор форм,
методов и средств обучения
с учетом различия
4) Организация процесса
усвоения учебного предмета на
основе определения стиля
5) Определение состава
группы учащихся, стиль учебной
деятельности которых не
6) Определение стиля
7) Определение соответствия
стиля изложения учебных
Анализ научной литературы позволил выявить и ряд требований к реализации гендерного подхода, в число которых входят:
- учет социальных факторов при обучении (статус ученика в классном коллективе, внутришкольных и различных внешних влияний);
- индивидуализация обучения
на основе учета физических
и психологических
- дифференциация обучения, с точки зрения гендерного подхода, т.е. группировка учащихся по половому признаку для обучения по несколько различным учебным планам и вариативным учебным программам;
- предоставление учащимся
возможности изучать учебные
предметы в индивидуальном
-создание всевозможных типов дидактических средств с рекомендациями для их использования в различных группах учащихся, объединенных по гендерному показателю (возможно, это новые учебные пособия, компьютерные программы, тесты для индивидуального контроля, индивидуальные тетради для самостоятельной работы и др.);
- преимущественное обучение
в малочисленных классах,
Анализ установленных нами условий и требований к реализации гендерного похода в обучении школьников позволяет утверждать, что этот подход затрагивает содержание обучения, его организационные формы и методику преподавания различных учебных предметов.
Основное содержание образования в школе определяется государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Единое содержание образования является обязательным фундаментальным материалом для формирования целостного мировоззрения учащихся. Мы полагаем, что это содержание образования необходимо пополнить и углубить в соответствии с гендерными интересами, способностями и профессиональными намерениями учащихся. Обучение не может ограничиться только регламентированными рамками, оно должно постоянно дополняться и модифицироваться, в том числе в зависимости от гендерных особенностей учеников. Иначе говоря, учащимся должна быть предоставлена некоторая свобода выбора, обусловленная их индивидуальностью.
Гендерный подход может реализоваться также в разнообразии форм учебной работы. В дополнение к уроку ученик может использовать и другие формы обучения, которые наиболее близки ему: это может быть самостоятельная работа в библиотеке, в учебном кабинете, работа с техническими средствами, внеклассная работа, в том числе и в рамках олимпиад и конкурсов, а также и другие формы приобретения знаний и использования способов творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования и в стихийно возникающих группах.
В значительной мере гендерный поход внедряется в методику преподавания учебных предметов, что может выражаться в предпочтении тех или иных методических приемов. Например, учет гендерных особенностей учащихся конкретного классного коллектива определяет различные стили изложения нового материала учителем. Учитель, ориентируясь на какую-либо гендерную группу, может заведомо упрощать либо усложнять материал, что будет способствовать принятию его данной группой учащихся; а применение учебной беседы, в ходе которой ученики самостоятельно формулируют вопросы и высказывают свои предположения о путях решения тех или иных проблем, привлечет внимание другой гендерной группы.
!Хорошо известно, что есть мальчики, которые в чём-то развиваются по женскому типу (и они удобны для учителей, в отличие от мальчиков более «типичных») — и есть девочки, которые в чём-то развиваются по мужскому типу (и они часто испытывают затруднения при обучении). И все же они остаются мальчиками и девочками, и никак не могут быть приравнены по своему психическому статусу к детям противоположного пола. Если девочка склонна к поиску, темп работы высокий, учитель, работающий в классе девочек, обязательно подхватит это её качество. Это поможет ей в работе с другими девочками, поможет развивать у них поисковую деятельность. В смешанном классе такая девочка может «потеряться» и её особенности могут быть не оценены учителем, так как вокруг много ребят, обладающих этим свойством иногда даже сверх меры.
Не исключено, что есть дети, которым лучше учиться в смешанных классах.
В условиях, когда распределение учащихся по половому признаку в разные классы невозможно, необходимо осуществлять гендерный подход к учащимся в смешанном классе. Определим механизм реализации гендерного подхода к учащимся в условиях смешанного обучения.
Механизм реализации гендерного подхода к обучению школьников основывается, прежде всего, на диагностике особенностей учащихся. Диагностика должна предусматривать выявление индивидуальноличностных характеристик учащихся (пол, тип мышления (мужской/женский) и анализ вербального поведения (мужское/женское)).
Изучая личностные особенности детей, необходимо проводить диагностику функциональной асимметрии полушарий и создавать индивидуальный латеральный профиль учащегося, что определить ведущий тип мышления, позволит учесть гендерное своеобразие конкретного ученика, определит психофизиологическое место каждого учащегося в классе, что значительно облегчит учителю выбор и разработку классных и домашних заданий, оптимальных как для девочек, так и для мальчиков, и повысит качество усвоения учебного материала.
Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга позволяет выявить у учащихся либо преобладание одного из полушарий (правополушарность, левополушарность, равнополушарность), что определенным образом влияет на особенности усвоения учебного материала и результативность обучения. Это следует учитывать при предъявлении видов заданий учащимся с различными типами функциональной асимметрии головного мозга.
Так, при составлении заданий, предназначенных для учащихся правополушарного типа (мальчиков), стоит предусматривать следующие возможности:
- замены словесного объяснения картинками, диаграммами, схемами;
- визуализации (закройте глаза и представьте себя в космическом полете, на дне океана, в эпоху динозавров, в кратере вулкана, в грозовой туче и т.д. Что видите? Что чувствуете? Что слышите?);
- инсценировки (изобразите походки животных, круговорот воды в природе, тающий снег, прорастание семени и т.д.);
- иллюстрации (нарисуйте рыбу, фрукт, овощ - конкретное понятие, тепло, музыку, вежливость - абстрактное понятие);
- аналогии;
- использования практических умений и навыков в различной деятельности (вылепите из пластилина буквы, соберите гербарий; выразите свои мысли с помощью движения языка и тела);
- изучение математики на примерах истории;
- придумывания задач на основе жизненных ситуаций, эмоционально близких детям;
- приобретения
Задания, ориентированные на школьников левополушарного типа, свойственного в основном девочкам, преимущественно отличаются логичностью, четкой структурированностью и предусматривают:
- сортировку, группировку и классификацию (например, создать иерархическую систему овощей, фруктов по определенному признаку);