Гендерный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:07, реферат

Описание работы

Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5

1.1 Исторические аспекты гендерных проблем в образовании 7

1.2 Специфика гендерного образования в современных условиях 9

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ 12

2.1 Семейное воспитание детей с учётом гендерной дифференциации 16

2.2 Гендерный подход в учебном процессе 20

2.3 Рекомендации по гендерному воспитанию учащихся. 24

Приложение 1: Гендерная компетентность педагога 28

Приложение 2: Глоссарий основных рабочих понятий 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Ген подход в образовании.docx

— 79.24 Кб (Скачать файл)

 

- аналогии;

 

- конструирование (сконструируйте  классный кабинет, свою комнату,  улицу и т.д.);

 

- изобретение (придумайте  машину времени, звездолет);

 

- творческие задания (придумайте  способ взвешивания слона, подсчета  волос на голове);

 

- решение логических задач;

 

- анализ понятий.

 

Не менее значимым направлением реализации гендерного подхода является ориентация источника информации в обучении на конкретного обучающегося. Например, гендерный подход позволяет переориентировать ведущий источник информации с сигнально-словесного на зрительно-образный, либо сочетает различные источники информации.

 

Если традиционная современная  система организации учебно-воспитательного  процесса в качестве ведущего инструмента  использует условный сигнал – слово (книжные формы, вербальные формы  подачи информации), что ориентировано  на левополушарный способ обучения и более доступно для девочек, то гендерный подход указывает на то, что преобладание вербальных каналов обучения не соответствует биологическим закономерностям функционирования головного мозга ребенка, основанным на межполушарной синхронизации и предполагает разработку системных методов обучения детей.

 

В связи со сказанным, становится очевидной необходимость определения  стиля изложения учебного материала  в учебниках и учебных пособиях, используемых учащимися в качестве источника знаний. Как показывает практическое наблюдение за учащимися, наиболее эффективное усвоение нового материала происходит при активном взаимодействии левого и правого  полушарий. Такое взаимодействие предполагает получение информации ребенком через  разные каналы восприятия: визуальный –яркость таблицы, разнообразие цветов; слуховой – диалог с партнером в паре, проговаривание вслух; кинестетический, или тактильный, – вождение пальцем по клеткам таблицы. При использовании подобных учебников и практических пособий у детей непроизвольно включаются разные виды памяти и мышления, что значительно повышает продуктивность работы, сокращает время усвоения материала.

 

 

 

2.3 Рекомендации по гендерному воспитанию учащихся

 

Для эффективного внедрения  гендерного подхода в образование, по мнению Л.В. Штылевой, необходимо изучить факторы педагогической среды, влияющие на процесс формирования гендерной идентичности воспитанников разного возраста, формы школьной работы, значимые для гендерной социализации, подготовить для этого педагогический персонал.

 

!!!!Автор полагает, что становлению адекватной гендерной идентичности будут способствовать следующие направления работы с детьми:

 

- дополнение зон самореализации  детей (например, поощрение девочек  к занятию спортом, а мальчиков  к самообслуживанию);

 

- организация опыта равноправного  сотрудничества мальчиков и девочек  в совместной деятельности;

 

- снятие традиционных  культурных запретов на эмоциональное  самовыражение мальчиков, поощрение  их к выражению чувств;

 

- создание у девочек  опыта самопоощрения и повышения самооценки;

 

- создание условий для  тренировки межполовой чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

 

- привлечение к воспитанию  детей родителей того и другого  пола. Одним из важных направлений  в рамках гендерной социализации подрастающего поколения является развитие партнерских отношений между полами, воспитание их в духе гендерной толерантности. Следует пояснить, что под гендерной толерантностью нами понимается психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразия проявлений гендерного поведения, идей гендерного равноправия в социуме на основе активной нравственной позиции личности.

 

!!!!Согласно традиционным полоролевым нормам такие качества как нежность, грациозность, мягкость, уступчивость, ранимость, терпимость, нерешительность относятся к женским чертам характера. Мужчине, наоборот, свойственны резкость, решительность, азартность, увлеченность, обуянность идеями, бесшабашность, удаль и так далее. Надо сказать, что в трудные моменты женщина вполне могла проявить очень большую смелость, и находчивость. Но это именно в трудные моменты. А в основном, главенствующую роль традиционно играл мужчина. Хотя при этом женщина тоже всегда была активным строителем общества, но со своими задачами и со своими особенностями. И казалось, что эти особенности присущи полам изначально, а значит, они могут быть сохранены, невзирая ни на какие педагогические новшества и социальные эксперименты. Поэтому-то в свое время общественность так легко согласилась на совместное обучение мальчиков и девочек. Было приведено множество доводов, почему раздельное обучение тормозит развитие общества. Говорилось, например, что при раздельном обучении не удается использовать задатки женского ума, что уровень образования, которое получают женщины, достаточно низкий, и в результате они бывают невостребованными в обществе, где правят мужчины. Сторонникам совместного обучения мальчиков и девочек казалось, что эта новация безопасна и от нее общество получит одни только выгоды. Но выяснилось, что это не так.

 

Выяснилось, что для адекватной интериоризации ребенком своей половой принадлежности ему необходимо пройти половую социализацию, т.е. усвоить определенный тип полоролевого поведения. Традиционная форма половой социализации исходила из типа соответствия полоролевых образцов половой принадлежности ребенка: для мальчиков это маскулинная модель, а для девочек — фемининная. К концу XIX — началу XX в. наметился, а в советское время развился маскулинный тип половой социализации, столь характерный для суровых времен, когда мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной как для мальчиков, так и для девочек. Это привело к тому, что во многие традиционно мужские сферы деятельности стали приходить женщины. Особенно же эта тенденция проявилась в сфере образования, в которой к концу XX века произошла почти полная кадровая феминизация. Это было обусловлено и рядом других объективных причин.

 

В силу биологических и  психофизиологических свойств женщина  является более конформной и внушаемой, чем мужчина. Ее восприятие более  детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а  мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько  на получение необходимого результата.

 

Естественно, что к условиям данного типа школы легче адаптировались педагоги-женщины, которые достаточно легко приняли на себя роль проводника «прогрессивных» идей и знаний, т. е. роль репродуктора и надзирателя, ибо эффективность обучения и  воспитания в значительной степени  определялась контролем правильности выполнения данного действия-образца  и соответствующими карательными санкциями. Более склонные к самоанализу  и рефлексии педагоги быстро исчезли  из школы уже в силу своих сомнений в прогрессивности тех или  иных вышестоящих идей и теорий, в условиях очень мощного социального  контроля в школе.

 

Естественно, что постепенное  исчезновение мужчин из учительского корпуса несло за собой и дальнейшие изменения школы. Прежде всего это приоритет внешнего над внутренним: преобладание ритуала взаимоотношений над содержанием, преобладание внешней дисциплины (подчинение и исполнение) над самоорганизацией поведения. Феминизация школы неизбежно вела и к феминизации требований к учащимся. Инициатива и автономия не поощрялись, зато поощрялись женские формы социального контроля.

 

Мальчики, оказавшись погруженными в сугубо женскую среду с ее смыслами и ценностями, являясь генетически  менее зрелыми, чем девочки, невольно начинают перенимать женские пристрастия, игры, символы и т.д.

 

Это происходит потому, что  девочки становятся для них духовно-эмоциональным  примером поведения и образцом для  подражания, характерными качествами которого являются послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться и  т.д. В итоге из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей. Присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, жажда быть смелым и мужественным -стали заглушаться и нейтрализоваться.

 

Эти данные подтверждаются и современными исследованиями . Так, психологи Медико-генетического научного центра Российской Академии Медицинских Наук в г. Москве установили, что в первых классах мальчики и девочки различаются по 11 психологическим признакам характера, а к девятым классам сохраняют отличия только по двум таким признакам.

 

От 1 к 11 классу у мальчиков  снижаются такие ценные мужские  качества, как уверенность в себе, потребность в лидерстве, склонность к риску (при нарастании чувствительности) и зависимость собственного мнения от группового.

 

Нельзя сказать, что мальчики без сопротивления отказываются отчасти своих личностно-половых  признаков. Так, в возрасте 13 лет  у них отмечается рост показателя по шкале «ложь». Это расценивается  как проявление со стороны подростков самозащиты от негативной реакции педагогов  и родителей на проявление традиционных мужских качеств.

 

Итак, одинаковые требования школы к детям разного пола создают предпосылки для формирования у мальчиков конформизма, а у  сопротивляющихся этим требованиям - осторожности, замкнутости, потребности использовать ложь в качестве защиты личности. Состояние постоянного психологического дискомфорта у подростков часто приводит к нарушениям нервно-психического здоровья в форме нервно-психического здоровья в форме невротических расстройств, астенических проявлений, повышенной возбудимости и т.д.

 

У девочек психологи того же центра выделяют два пути социально-психологической  адаптации к требованиям школы  и общества. Один путь ведет через  потерю женских личностных черт и  усиление мужского (мускулинного) психологического профиля. У таких девочек уже к 13 годам отмечается большая, чем у мальчиков, склонность к риску, меньшая групповая зависимость. К 16 годам девушки имеют почти такой же, как у юношей, показатель мускулинности (4,5 против 5,0 балла) и большую выраженность проявлений индивидуализма. Последнее свойство не надо путать с индивидуальностью, потому что его близким бытовым понятием правильнее считать эгоизм.

 

Необходимо воспитывать  у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков – рыцарское, заботливое, трепетное отношение  к девочкам. При этом упор надо делать на формирование не братских, товарищеских, а романтических взаимоотношений. Так как еще в начале века американские педагоги, выступая с критикой совместного обучения, объясняли факты уменьшения количества браков среди образованных людей тем, что «общая товарищеская жизнь воспитывает чисто братские отношения, полы нейтрализуются, так как сила физиологического притяжения обратно пропорциональна чувству дружбы», а появление этих товарищеских и соревновательных отношений является прямым следствием исчезновения романтической тоски и полумистической идеализации противоположного пола.

 

Кроме того, следует обратить также внимание на такие особенности  гендерного воспитания. Психиатрам нередко приходится сталкиваться с последствиями так называемой дидактогении. Это педагогические ошибки, вызывающие у ребенка стресс, который в дальнейшем может перерасти в психическое расстройство. Одна из самых распространенных дидактогении в нашей школе – установка на послушность ребенка, малозаметность, молчаливость, прилежность, дисциплинированность учащихся. А мальчики, как правило, совсем другие. Они обычно гораздо более шумные, подвижные, активные, чем "идеальный ученик". Мальчик в школе находится в обстановке постоянного педагогического давления и критики, ведь ему надо сорок пять минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, не лениться, на перемене - ходить по струнке, чтобы не мешать другим. В данной ситуации они испытывают стресс. Кто такие послушные, незаметные дети? – Это дети, неуверенные в себе, дети с какими-то комплексами. А здоровый мальчишка обычно шалун, жизнерадостный, веселый. Бесконечные запреты и боязнь санкций (запись в дневник, вызов родителей) разрушают у мальчиков имеющиеся предпосылки полоролевой самоидентификации.

 

11111111111Нехватка в школах мужчин, по мнению многих специалистов, крайне отрицательно сказывается на учениках-мальчиках. К моменту поступления в 1 класс они уже достигают «гендерной константности» – понимания постоянства, неизменности своего пола. Мальчики классифицируют педагогов, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к «своей» - мужской или «чужой» – женской категории. И когда учитель-женщина перестает привлекать внимание и интерес ребенка, так как на практике дети чаще интересуются моделированием действий, характерных для их собственного пола, то не просто пропадает интерес к обучению и общению, а зачастую начинается бунт. Мальчики подсознательно чувствуют, что положение, при котором командиром является женщина, ненормально, и протестуют, что ведет к отчужденности, ранним комплексам, школьным неврозам и потере стремления к получению знаний. А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо –мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки – мальчики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним табуном. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины. Поэтому вопрос о кадровой мускулинизации школы стоит сейчас довольно остро. Необходимо искать способы привлечения мужчин к преподавательской деятельности.

Информация о работе Гендерный подход в образовании