Гендерный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:07, реферат

Описание работы

Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5

1.1 Исторические аспекты гендерных проблем в образовании 7

1.2 Специфика гендерного образования в современных условиях 9

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ 12

2.1 Семейное воспитание детей с учётом гендерной дифференциации 16

2.2 Гендерный подход в учебном процессе 20

2.3 Рекомендации по гендерному воспитанию учащихся. 24

Приложение 1: Гендерная компетентность педагога 28

Приложение 2: Глоссарий основных рабочих понятий 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Ген подход в образовании.docx

— 79.24 Кб (Скачать файл)

 

Мальчики требуют образной формы изложения, наглядности, им нужно  предложить материал в действии, а  не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном  подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл  из деталей. Девочкам же обычно проще  понять схему, алгоритм. Они лучше  ориентируются в правилах, способны разъять целое на части. А мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить  того, что поняли, кому-то другому. Есть мальчики, которые все хватают  на лету, все задачи решают, а объяснить  свое решение не могут. А есть девочки - отвечают у доски прекрасно, но смысла предмета они не чувствуют.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что информацию мальчики и  девочки воспринимают по-разному. Мальчики, прежде всего, ищут смысл и, ухватив  его, сразу готовы действовать. А  девочки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Зато они более эмоциональны, тоньше чувствуют.

 

Применительно к школе  из этого следует вывод, что мальчику не подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Его  мозг не воспринимает повторов и автоматически  выключается. Не случайно именно мальчикам  обычно на уроке учителя делают замечания  типа: "Иванов, я тебя спрашиваю! Ты что, не слышишь?" А ребенок действительно  не слышит, он отключился. Девочки, напротив, все прекрасно слышат и во второй, и в третий раз. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях  взрослых. Поэтому ученые советуют учителям действовать по принципу: девочке повтори, мальчика ободри.

 

Но и подбадривать надо грамотно. Поскольку мальчик во всем ищет, прежде всего, смысл, то похвала, полученная им за работу, которая ему  неинтересна или кажется бессмысленной, на него не подействует. А девочке  одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, ее гораздо больше интересует социум. Она гораздо охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Поэтому-то «зубрилами»обычно бывают именно девочки. Они могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Мальчику же с его аналитическим складом ума бессмысленная зубрежка обычно бывает не под силу.

 

Специалисты отмечают, что  время, необходимое для вхождения  в урок, – период врабатываемости  – у детей также зависит  от пола. Девочки после начала занятий  быстро набирают оптимальный уровень  работоспособности, мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен  высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у  них ослабевает.

 

Не зная ответа на вопрос, девочки прямо скажут об этом, мальчики же готовы отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: «Не знаю». Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит – тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уже все хором они начинают отвечать. Они работают как бы «на подхвате». Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Именно эта методика обучения применяется в школе, где от детей требуют действовать по образцу. Девочки ждут от учителя «оречевления» каждого шага, легко усваивают алгоритмы, правила «делай, как я». Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности для них дается труднее. И, тем не менее, эту сторону их познавательной деятельности можно и нужно развивать. Девочки способны к поиску. Однако учителю удобен ребенок, который безоговорочно принимает алгоритмы и правила, и действует согласно ним быстро и четко. Это и есть один из «подводных камней» обучения именно девочек в раздельных классах.

 

У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для  девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и  оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и  девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились – подрались, смотришь – на другой переменке опять вместе.

 

Девочки же, если поссорятся – в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.

 

Следует учитывать и такую  особенность – мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов –  открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала – результат, потом – как мы к этому пришли. От общего к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

 

Для того чтобы поддержать девочку ей надо сказать: «Задание не очень сложное, ты такое уже делала». Мальчика же следует поддержать словами: «Задание очень сложное, но ты справишься».

 

Что еще важно отметить, у девочек с педагогами контакт  теснее. В смешанном классе учитель, скорее всего, обратит внимание на то, как работают девочки – они  как более ориентированные на контакт чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Это происходит потому, что для девочек общение со взрослым важнее знаний: на занятиях они ловят нюансы его мимики, подстраивается к нему. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя, не следят за его мимикой (правильно ли они отвечают?), но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчикам заниматься легче.

 

Вместе с тем педагоги в наших школах по большей части  женского пола, и потому им проще  ориентироваться на девочек. Мальчики же и в начальной и в средней  школе находятся под неким  прессингом девочек и женщин-учительниц.

 

Опыт многих школ показал, что при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в  смешанных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым он работает – под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности.

 

2.1 Семейное воспитание  детей с учётом гендерной дифференциации

 

Сложнейшие процессы, происходящие в нашем обществе, отражаются на жизнедеятельности современной  семьи. Как наиболее личностная, интимная сфера человеческой жизни, она особенно остро воспринимает социальные искажения и противоречия. Изменились традиционные функции семьи, а также распределение ролей между ее членами. Именно поэтому проблема полоролевого воспитания в современной семье стоит достаточно остро.

 

В свою очередь загруженность  взрослых служебными делами, добыванием самого необходимого для жизни приводит к тому, что им катастрофически  не хватает времени на занятия  с детьми, на их воспитание, на повышение  уровня своей педагогической культуры, приобретение знаний по проблемам семьи. С другой стороны, поток информации по вопросам полоролевых взаимоотношений, ее «открытость» для детей вызывают законную тревогу родителей, педагогов и психологов. Зачастую она не ведет к повышению и культуры взрослых, необходимой им для воспитания детей.

 

Важной сферой социальных отношений являются семейные отношения. Семья может в равной степени  рассматриваться как малая социальная группа, так и как социальный институт. Она функционирует благодаря  деятельности своих членов, их взаимодействию и общению.

 

В общем смысле семья как  открытая социально-педагогическая система представляет собой некую целостность с определенным содержанием, принципами, методами и способами развития, члены которой взаимодействуют между собой .

 

Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его  на половую роль, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это  выражается даже в одежде, цвет которой  говорит о поле ребенка (голубой — розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. В половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет существенное значение. Довольно рано он начинает подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: обуть ее туфли, покрыть ногти лаком и т.д.

 

Уже в три года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что  ребенку необходима правильная информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между  ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления следует  формировать у маленького ребенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

 

В три года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает млыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). Поэтому необходимо, чтобы перед его глазами были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано включается в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, научиться играть в футбол. Именно отец должен дать ему первые уроки физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

 

Родители начинают поощрять то поведение, которое традиционно  считается соответствующим полу ребенка. Словом и делом в его  сознание внедряется набор правил поведения  «для мальчиков» и «для девочек». Мальчиков  начинают приучать к сдержанности чувств раньше, чем девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты», «подают руку маме, когда  выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!»  — так учит папа сына, когда тот  еще совсем мал и неразумен, а  у дочки он одобряет мягкость, нежность и уступчивость: «Уступи, ты же умница». Отец проявляет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия  ребенка соответствовали его  полу. Стремление дочери включиться в  домашние дела встретит отцовскую поддержку, а сына за подобные дела папа может  и высмеять. Мать менее дифференцированно  подходит к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Поэтому ее роль в половой идентификации  ребенка несколько ниже, чем у  отца. Но возникает множество проблем, если дети воспитываются только матерью. Тогда на формирование полоролевого поведения ребенка должны оказывать влияние мужчины — родственники или друзья дома. В противном случае тормозится процесс половой социализации.

 

 

Возраст 

Особенности 

Рекомендации родителям

 

4-5 лет 

Усиливается интерес к  гениталиям. 

Необходимо вести себя внешне спокойно, следить за чистотой белья и гениталий ребенка

 

5-6 лет 

Процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных, кино- и видеогероев 

 

 

 

7-9 лет 

Происходит «раскол» взаимоотношений  между мальчиками и девочками, повышается интерес к представителям своего пола. В семье это находит отражение  в большем влечении мальчиков  к отцу, а девочек — к матери. 

Данный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Совместные занятия «мужским» или «женским»  делом сближают детей и родителей, помогают ребятам делиться со взрослыми сокровенными тайнами и мечтами

 

10-12 лет 

Наблюдается повышение интереса к вопросам пола. 

Взрослым более правильно  самим начинать разговоры с детьми на  темы физиологических явлений  и изменений, не дожидаясь вопросов.

 

19-20 лет 

Чрезмерная сексуальность. 

На этом этапе формирования личности красной нитью полового воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация у сына или дочери понятии «настоящий мужчина» или  «настоящая женщина».

 

 

 

 

Серьезную ошибку допускают  родители, когда воспитывают мальчика как девочку, а девочку как  мальчика. Это происходит, когда  в семье ожидали малыша иного  пола, чем родился, и тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребенок того пола, о  котором мечтали. Девочку стригут  под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогревают «дуализм полового влечения» (3. Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут в дальнейшем дать толчок к развитию у ребенка различных сексуальных отклонений.

 

Негативно скажется на развитии ребенка воспитание, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности. Наивность сына или дочери в проблемах  пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни (возможны проблемы в общении со сверстниками, отсутствие друзей и т.д.), сделает его предметом насмешек и иронии. Ощущение своей неполноценности может вызвать отрицательные переживания ребенка, омрачить его последующую жизнь.

Информация о работе Гендерный подход в образовании