Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:25, курсовая работа
На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением в развитии. Это проявляется в стремлении исследователей к разработке вариативных программ и использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 6
1.2. Анализ проблемы готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 12
1.3. Цели, направления и формы организации дошкольного образовательного процесса, направленного на формирование готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 25
2.1. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью 25
2.2. Цели и задачи программы коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 30
2.3. Формы и структура организации занятий по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Специальные диагностические методики помогают выявлению конкретных качественных характеристик пониженной обучаемости у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, психолого-педагогическая готовность детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению характеризуется низким уровнем планирования, деятельность ребенка не соотносится с целью; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок не способен к выполнению элементарных логических операций.
Подготовка к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция построения работы по подготовке к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью базируется на следующих принципах:
Основаниями для реализации работы по подготовке к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью являются:
В качестве основных целей подготовки обучению детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе выдвигаются:
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.
Основными принципами подготовки обучению детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению являются:
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Специальные дошкольные учреждения разрабатывают для детей с интеллектуальной недостаточностью индивидуальные программы с учётом ведущего дефекта, а также возрастных и психофизических особенностей детей дошкольного возраста и сенситивных периодов развития различных психических и моторных функций. Индивидуальные программы предусматривают неразрывную связь обучения, воспитания и коррекции нарушенных функций.
Основные разделы программы включают: физическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание и индивидуальную коррекционную работу по развитию нарушенных функций.
В процессе воспитания и обучения следует особое внимание акцентировать на следующих аспектах [6]:
- построение развивающей среды;
- развитие эмоционально-
- формирование психологической базы речи;
- развитие различных форм
- развитию у ребенка
- широкое использование в
Особенно важно учитывать структуру ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка.
Среди задач содержания и организации коррекционно-педагогической работы наибольшее значение имеют организация жизнедеятельности детей, коррекционная и воспитательная работа в процессе обучения.
Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях должно учитывать возрастные особенности, мотивационные черты личности и структуру дефекта в контексте коррекционо-педагогической работы.
Амплификация детского развития происходит в условиях, позволяющих максимально реализовать потенциальные возможности детей с интеллектуальной недостаточностью.
В качестве педагогических условий психического развития можно выделить учёт психолого-возрастных особенностей детей, реализацию педагогом личностно-ориентированного образования, создание эмоционального психологического комфорта, сочетание репродуктивной с продуктивной деятельностью ребёнка [9].
Развивающая среда — это комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительной динамике познавательного, эмоционального и личностного развития в организованном пространстве креативного поля. Среди них мы выделяем следующие [22]:
1. Образовательное пространство: система
занятий по речевому, сенсорному,
интеллектуальному и
2.Коммуникативное пространство
3. Коррекционно-развивающее пространство: коррекция речевого развития, познавательного развития, эмоционального и личностного развития; система развивающих занятий, упражнений и игр.
4. Техническое пространство: компьютерное обучение, программы компьютерной диагностики и коррекции, индивидуальные технические средства коррекции.
Развивающая среда предполагает вариативность в зависимости от нарушения в развитии. Дошкольные учреждения специально оборудуются с учётом категории детей с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционная учебно-воспитательная работа по формированию готовности к школьному обучению детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка, посредством применения специальных методов, средств воспитания и обучения.
Система коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, строго иерархиезированных мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
Система представлена следующими направлениями работы [27]:
1.Формирование сотрудничества
ребенка со взрослым и
2.Физическое воспитание и
3.Формирование ментальных процессов (умственное воспитание):
а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с с интеллектуальной недостаточностью;
б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем;
в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.
4.Формирование игровой
5.Трудовое воспитание и
а) занятия ручным трудом;
б) воспитание навыков самообслуживания;
в) воспитание уважения к труду взрослых.
6.Нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
7.Эстетическое воспитание
8.Музыкальное воспитание и
9.Нетрадиционные практики
Основной формой организации педагогической работы являются фронтальные занятия. При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю и строятся с учетом онтогенетических особенностей структуры дефекта каждого воспитанника.
Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизации собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения. Кроме того, осуществляется прохождение разделов специальной образовательной программы, корригирование, компенсирование высших психических процессов и формирование отсутствующих, но необходимых для продуктивной коммуникации и усвоения знаний, умений и навыков - качеств личности.
Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению. Основными задачами подготовки к обучению являются: охрана и укрепление здоровья; развитие психических функций и качеств личности; обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе. Коррекционная учебно-воспитательная работа по формированию готовности к школьному обучению детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка, посредством применения специальных методов, средств воспитания и обучения. Система коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, строго иерархиезированных мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
Диагностическое направление работы при формировании готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью является обязательным и основывается на основополагающем принципе дефектологии — принципе единства диагностики и коррекции.
В распоряжении дефектологов и психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику готовности к школьному обучению детей с интеллектуальной недостаточностью. Существующие программы зачастую имеют клиническую направленность и лучше решают задачи определения отклонений в развитии. Либо имеют дело с программами, где уровни выполнения заданий определены на основе теоретического анализа, описания и систематизации эмпирических данных с точки зрения определенных теоретических представлений.
Программа предлагаемая Н.В. Афанасьевой и Е.Н. Дубиненковой может использоваться и как психометрическая, и параллельно допускает возможность дополнительной качественной интерпретации полученных данных.
При обследовании следует соблюдать единообразие условий тестирования:
-нельзя менять инструкции, материалы, время на выполнение тестовых заданий;
-нельзя вносить изменения в
стандартную процедуру
- в ходе обследования ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни усиленно хвалить. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не имел представления о допущенных им ошибках;
- необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, отмечать особенности его проявления в протоколе (негативные эмоции, безразличие, радость, гордость, тревожность, смущение).
Важно соблюдать определенный порядок предъявления заданий, который строго сохраняется при работе со всеми детьми:
1) в начале идет более простое задание, привлекающее внимание ребенка. Оно способно снять естественное для таких ситуаций напряжение ребенка. Также в начале должен идти субтест на диагностику способности к ретенции.
2) затем, более сложные задания, пока ребенок не устал и способен продуктивно работать.
3) в конце определяется работоспособность, проверяется отсроченное воспроизведение и критичность.
Присутствие родителей при обследовании не разрешается (исключая случаи полного отказа ребенка от исследования без присутствия родителей), т.к. в данном случае готовность ребенка к контакту с незнакомым взрослым рассматривается в качестве критерия готовности.
Информация о работе Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью