Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением в развитии. Это проявляется в стремлении исследователей к разработке вариативных программ и использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 6
1.2. Анализ проблемы готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 12
1.3. Цели, направления и формы организации дошкольного образовательного процесса, направленного на формирование готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 25
2.1. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью 25
2.2. Цели и задачи программы коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 30
2.3. Формы и структура организации занятий по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Готовность в обучению при ин Махнач.doc

— 855.00 Кб (Скачать файл)

Нами разработана коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью. Основу построения программы составили программы и методические пособия по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью Е.Д. Шваб, С.Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. Программа направлена на решение следующих задач: создание позитивного настроя на обучение, формирование произвольности, развитие мелкой моторики, профилактику и коррекцию нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей. В результате планируемой в дальнейшем апробации программы мы предполагаем выявить следующие результаты: сформированность позитивного отношения к обучению, развитие интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление) и физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышения двигательной активности) у детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Амасьянц, Р.А. Интеллектуальные нарушения: учеб. пособие для вузов / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 448 c.
  2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л.И. Божович.// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. –М.: Просвещение, 1995. – С.76 – 79.
  3. Венгер, Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению / Л.А. Венгер. //Дошкольное воспитание №9, 1988. – С. 11 – 18.
  4. Власова, Т. А. Дети с интеллектуальной недостаточностью/ под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
  5. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 1973. – 363 с.
  6. Воронкова, В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников / В.В. Воронкова. // Дефектология. - 1997 - № 5 - С.53-62.
  7. Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6Т. / Л.С. Выготский – М.: Наука, 1984. Т-4. – 362 с.
  8. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина.-М.: Просвещение, 1985. – 295 с.
  9. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова. // Дефектология. – 1999. - № 6. – С. 11 – 13.
  10. Замский, Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века / Х.С. Замский. - М.: Образование, 1995. – 163 с.
  11. Запорожец, А.В. Основы дошкольной педагогики / А.В.Запорожец, Т.А.Маркова. - М.: Образование, 1987. – 386 с.
  12. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003. – 364 с.
  13. Катаева, А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.Р. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 1988. - 141 с.
  14. Козлова, С.А.Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. - М.: Издательский центр Академия, 2000. – 227 с.
  15. Коробейников, И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников / И.А. Коробейников. - М., 1982.
  16. Лебединский, К.С. Актуальные проблемы диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью / К.С. Лебединский, - М.: Просвещение, 1982. - 125 с.
  17. Лубовский, В.И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей / В.И. Лубовский.–М., 1981 -256 с.
  18. Малинович, В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием / В.И. Малинович.// Дефектология. - 1999. - № 3. - С.18-21.
  19. Михеева, Е.А. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Михеев// Дефектология. - 1994. - № 5. - С.67-74.
  20. Морозова, Н.Г. Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой.-М., 1978.
  21. Никитина, Л.В. К проблеме обучения истории детей с недостатком интеллекта / Л.В. Никитина// Дефектология. - 1997. - № 5. - С.33-40.
  22. Носкова, Л.П. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Л.П.Носкова. - М.: Образование, 1980. – 295 с.
  23. Носкова, Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова. – М.: Академия, 1995. – 363 с.
  24. Носкова, Л.П. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. -М., 1989. – 274 с.
  25. Носкова, Л.П. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Л.П.Носкова. - М.: Просвещение, 1984. – 330 с.
  26. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
  27. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия,2002. – 312 с.
  28. Стребелева, Е.А. Формировние мышления у умственно отсталых дошкольников / Е.А. Стребелева // Дефектология. – 1994. - №5. – С. 9 – 12.
  29. Шваб, Е.Д. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / Е.Д. Шваб. – М.: Учитель, 2007. - 79 с

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа занятий

 

ЗАНЯТИЕ 1

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитываются слова с установкой на запоминание:

одеяло, мёд, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец.

2. Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания).

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.

3.Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

4.Упражнение на развитие координации  движений и графических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.

Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети приступают к самостоятельному выполнению задания.

5. Рисование графического узора.

Задание направлено на развитие мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу, организованности и самостоятельности.

На первом занятии это задание объясняется подробно. Педагог: «С сегодняшнего дня мы начинаем рисовать в тетради узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Проводите только те линии, которые вы видите. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая ручки от тетради».

6. Пальчиковая гимнастика «Разминка».

Направлена на развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, а в завершении - двумя руками вместе.

Ты, утенок не пищи!    Сжимать  в  кулачки  и разжимать

Лучше маму поищи. пальцы сразу двух рук.

7. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево).

ЗАНЯТИЕ 2

1. Упражнение на развитие зрительной  памяти.

Детям с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок. Например: ножницы, утка, дом, лампа, машина, тапочки, груша, кот, ручка, щетка.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитывают 10 слов: орех, гвоздь, клумба, забор, шашлык, щеток, муравей, рубашка, доска, яма.

3. Игра «Какой фигуры не стало?».

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Например: квадрат - красный, круг - зеленый, треугольник - желтый, ромб - оранжевый, овал - голубой, прямоугольник - синий, трапеция - фиолетовая.

Дети запоминают порядок их расставления. Затем фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого она цвета.

4. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).

5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков. Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

левая рука       правая рука

6. Рисование графического узора .

7.Пальчиковая гимнастика «Пальчики  здороваются».

Повстречал ежонка еж: Одновременно     кончиками     больших

«Здравствуй, братец! пальцев правой и левой рук поочередно

Как живешь?» касаться кончиков указательных, срених, безымянных пальцев и мизинцев.

8. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. п. - сидя. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево). Повторить 4 раза.

И. п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу - выдох. Повторить 5-6 раз.

ЗАНЯТИЕ 3

1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

На карточке изображены предметы: елка, телевизор, рыбка, книга «Сказки», пароход. В течение 10 минут детям необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитываются слова: тетрадь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Назвать слова одним словом.

3. Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи).

Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить. Например: курица - гусь - утка -яйцо.

 Варианты предлагаемой серии картинок:

пирамидка - матрешка - портфель - кукла;

сосиски - печенье - тарелка - сыр;

чайник - кружка - колбаса - кастрюля;

4. Дыхательное упражнение (см. занятия 1, 2).

5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков. Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два квадрата и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

левая рука      правая рука

6. Рисование графического узора.

7. Пальчиковая гимнастика (см. занятия 1 и 2).

8. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голоду вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

И. п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу - выдох. Повторить 5-6 раз.

ЗАНЯТИЕ 4

1.Упражнение на развитие слуховой  памяти. Детям предлагают внимательно послушать стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту,

Петрушку и свеклу.

Морковку, горох, Ох!..

- Какие овощи принесла с базара  хозяйка? Повторите стихотворение.

2.Игра «Цветные слова» (на развитие  умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания).

Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называют слова, которые они запомнили.

3.Игра «Стираем и сушим белье» (на развитие зрительной памяти).

Представьте, что теперь хозяйка решила постирать белье. Нам нужно повесить его сушить (на наборное полотно выставляются карточки со схематическим изображением разного белья). Затем дети «снимают белье» только то, что запомнили. Например: Простынь салфетка наволочка панамка полотенце колготки варежки занавеска юбочка скатерть

4. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).

5. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

левая рука правая рука

6. Рисование графического узора.

7. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Вот дедушка, Поочередно   пригибать   пальчики   к

Вот бабушка, ладошке начиная с большого, а со слов

Вот папочка, «А вот и вся семья» второй рукой

Вот мамочка, охватывать весь кулачок.

Вот деточка моя.

А вот и вся семья.

8. Упражнения   для   профилактики   нарушений   зрения

(см. занятия 1, 3).

ЗАНЯТИЕ 5

1. Упражнение на развитие осязательной  памяти и мышления.

Детям раздается круг, разделенный на части. Им предлагают его собрать. По окончании времени, отведенного на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема-образец. Теперь нужно разломать собранные детали круга и собрать его с закрытыми глазами. То же самое нужно выполнить с квадратом и треугольником. После выполнения всех заданий у детей можно спросить: «Какую фигуру вам было легче и быстрее собирать?».

2. Игра на развитие осязательной памяти.

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры в определенном порядке: круг, треугольник, квадрат, полукруг, прямоугольник. Затем у ребенка спрашивают, какая фигура была первая, какая -вторая и т. д. У следующего ребенка порядок предъявления фигур меняется. Например: треугольник, полукруг, круг, квадрат, прямоугольник.

3. Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти). Детям предлагают запомнить лист. Далее этот лист надо закрыть и попросить детей отыскать точно такой же среди остальных.

4. Упражнение на развитие слуховой  памяти.

- Послушайте стихотворение «Еще раз про осень».

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

- Расскажите, как про осень сказал  поэт.

5. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

левая рука                                правая рука

 

7. Графический узор.

8. Пальчиковая гимнастика (см. занятия 2, 4).

9. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. п. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Поставить палец правой руки вертикально по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку.

И. п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Информация о работе Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью