Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:25, курсовая работа
На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением в развитии. Это проявляется в стремлении исследователей к разработке вариативных программ и использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 6
1.2. Анализ проблемы готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 12
1.3. Цели, направления и формы организации дошкольного образовательного процесса, направленного на формирование готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 25
2.1. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью 25
2.2. Цели и задачи программы коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 30
2.3. Формы и структура организации занятий по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
7.Упражнение на развитие сенсомоторики. Нарисовать елочку.
7. Графический узор.
8. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая» (см. занятие 14).
9. Профилактика нарушения зрения.
ЗАНЯТИЕ 16
1. Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредованной памяти).
Детям раздают бланки с 10 парами изображений и объясняют, что фигурки нарисованы парами. Каждая фигурка имеет свой знак. Например, домик -треугольник. Причем, каждая фигурка и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фигурки (треугольник - это крыша домика).
Посмотрите на эти фигурки внимательно и постарайтесь запомнить все пары фигурок. Через 2 минуты детям предъявляется второй бланк, на котором изображен только один ряд фигурок. Дети на доске воспроизводят соответствующие знаки, при необходимости исправляя друг друга.
2. Упражнение на развитие
3. Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти). Сделайте рисунки к словам, которые вам предстоит запомнить: чашка окно, яблоко, машина.
4. Упражнение на развитие мышления, речи, воображения.
-Отгадайте загадку: кто это?
Пусть я слишком длинноух, Дашь капусты -я грызун,
Но зато и слух за двух. Погрозишься - я бегун. (Заяц.)
-Какими словами можно
5. Игра «Снеговики» (на развитие внимания и наблюдательности).
Педагог обращает внимание детей на демонстрационный материал и читает:
Вот зайчишка у реки Заяц смотрит, он притих,
Встал на задних лапках. Лишь морковку гложет,
Перед ним снеговики Но что разного у них -
С метлами и в шапках. Он понять не может.
Помогите, ребята, зайчику понять, что разного у этих снеговиков.
8. Упражнение на развитие сенсомоторики.
9. Графический узор. Обведи и если сможешь – продолжи.
10. Пальчиковая гимнастика «
Зайка серый скачет ловко. Локтем опереться на стол, указа
В лапке у него морковка. тельный и средний пальцы развести
в стороны, остальные сжать в кулачок.
ЗАНЯТИЕ 17
1. Упражнение на развитие
Детей просят запомнить слова с помощью пиктограмм - схематично изображенных предметов или деталей предметов, логически связанных с конкретными словами.
2. Игра «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти). Сделайте сами рисунки для каждого запоминаемого слова: лиса, врач, солнце, ночь, туфли, собака, жвачка.
3. Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления).
У педагога набор предметных картинок (автобус, мяч, ромашка, озеро, мышь, резиновые сапоги, эскимо, и т.д.). Вызывается один ребенок. Ему предлагают одна из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кастрюля - то, в чем варят суп.
4. Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать). На наборное полотно выставляются 8 плоскостных кувшинов, раскрашенных по-разному (крапинками, полосками, звездочками, цветочками), три из которых имеют одну ручку, а пять - без ручек).
Детям рассказывается о том, что в магазин привезли 8 красивых кувшинов. Все они разной окраски и разной формы. Как продавцу расставить кувшины на двух полках так, чтобы разделить их по какому-нибудь признаку? После того как дети справятся с заданием, им предлагают расставить кувшины на 4 полки по другому признаку.
5. Дыхательное упражнение.
Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (подключение правого полушария). Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы оттягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
6. Симметричные рисунки. Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно два грибочка.
7. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать в тетради грибок и черепашку по образцу.
- Ножка, ножка, поскорей Подушечками пальцев и нижней ча-
Двигай домик мой сильней. стью ладошки прикасаться к столу,
образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.
10. Профилактика нарушений зрения. «Стрельба» глазами вправо-влево, вверх-вниз. Повторить 2-3 раза.
ЗАНЯТИЕ 18
1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.
2. Упражнение «Закончи фразу» (на развитие мышления). Детям предлагают закончить следующие фразы соответственно возникающим ассоциациям:
царевна (Несмеяна, Лягушка...); золотая (рыбка...);
черный (бумер, квадрат...); стиральная (машина...);
простой (карандаш...); оловянный (солдатик...);
зубная (паста, боль...); лечебная (гимнастика, ромашка)
кожаная (куртка, сумка...);;
пахучие (духи, цветы...); столовый (сервиз, прибор...);
детский (сад...); накладные (ногти, карманы...);
губная (помада, гармошка); опасный (прыжок, поворот...).
3. Игра «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти).Сделайте рисунки к следующим словам: сон, девочка, шляп,а собака.
4. Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать).
На наборное полотно ставят 12 плоскостных чайных чашек, больших и маленьких, раскрашенных тремя основными цветами.
Педагог. В магазин привезли 12 чайных чашек разного цвета и размера. Как можно продавцу расставить эти чашки на двух полках, разделив их по какому-либо признаку?
После того как дети справятся с заданием, им предлагают расставить чашки на трех полках по другому признаку.
5. Игра на развитие мышления и воображения. Ребенку предлагают с помощью жестов изобразить предмет, изображенный на карточке. Все остальные дети должны отгадать, какой предмет изображен на карточке. Изобразить можно следующие предметы: расческа, сапоги, конфета, зеркальце, зубная щетка, ручка и т. д.
8. Пальчиковая гимнастика «
ЗАНЯТИЕ 19
1. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.
Подбери слова-признаки к каждому слову:
холод (зимний);
стол (письменный, обеденный, деревянный, круглый);
вода (холодная, зеркальная, чистая, мутная);
снег (пушистый, искристый);
дым (густой, черный, серый);
луна (круглая, вечерняя, желтая, белая);
трава (зеленая, весенняя);
день (солнечный, ясный, короткий, длинный);
окно (чистое, пластиковое, стеклянное, прозрачное);
крик (громкий, зверский, детский);
2. Упражнение на развитие зрительной памяти. Дети должны запомнить 4 цветных картинки различной формы с изображенными на них значками.
Затем детям предлагают точно такие же по цвету и форме карточки, только без изображенных на них значков. Дети по очереди изображают эти знаки на доске, при необходимости исправляя друг друга.
3. Упражнение на развитие сообразительности. Сейчас я хотела бы прочесть вам известную сказку, но в моей книжке исчезли почти все буквы. Так что мне придется рассказать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась.
«Жи.. бы., де.. и ба.. . И бы., у ни.. Ку.. Ря.. . Сне.. Ку.. Ря.. я.., но не про.., а зо.. . Де.. би.. би.. не ра.. . Ба.. би.. би.. не ра.. . Мы., бе.., хво.. ма.., я., упа.. и ра.. . Де.. пла.., ба.. пла.., а Ку.. ку.. . Не пла.., ба.., не пла.., де.., я сне., ва.. я.., не зо.., а про... Как называется сказка? («Курочка Ряба».)
4. Игра «Колумбово яйцо» (на развитие мышления). Давайте попробуем восстановить разбитое яичко. У каждого из вас есть осколки от «волшебного яйца» и чертеж, по которому можно правильно и точно сложить яйцо.
5.Игра «Назови детенышей
Ребята, закончите предложения по образцу:
у кошки - котенок;
у собаки - щенок; у курицы - цыпленок;
у коня - жеребенок; у свиньи - поросенок;
у коровы - теленок; у утки -утенок;
у овцы - ягненок; у козы - козленок.
6. Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе». Согните руки в локтях, кисти на уровне груди. Поочередно прижимайте все пальцы к большому и в ритм произносите:
Куры, гуси, да индюшки Закусили лебедой,
Наклевались все петрушки Побежали за водой.
7. Упражнение на развитие сенсомоторики. Нарисовать в тетради птицу по образцу.
8. Графический узор.Обведи
9. Профилактика нарушений зрения.
Нарисовать в воздухе глазами геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
ЗАНЯТИЕ 20
1. Упражнение на развитие
- Сегодня мы поучимся
2. Игра на развитие внимания.
- Когда я скажу «Внимание», покажу вам первую картинку, но через 3 секунды спрячу ее. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что нарисовано, а кто нет, тот не успеет. Проверим, кто у нас внимательный.
3. Упражнение «Продолжи фразу» (на развитие речи и мышления).
Кто что делает: человек - говорит, ходит; птица - летает; комар - пищит; зайчик - прыгает; пчела - жужжит; рыба - плавает; кузнечик - стрекочет; змея - ползает.
4. Упражнение «Разрезные квадраты» (на развитие мышления).
Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части; их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.
5. Дыхательное упражнение.
Дышим только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, стальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
6. Симметричные рисунки. Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно два круга.
7. Упражнение на развитие сенсомоторики. Нарисовать двумя руками одновременно два круга.
8. Графический узор. Обведи и если сможешь - продолжи.
9. Пальчиковая гимнастика «Лягушка».
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук.
10. Профилактика нарушения зрения. Написать глазами в воздухе сначала правым глазом, затем левым круг.
Информация о работе Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью