Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением в развитии. Это проявляется в стремлении исследователей к разработке вариативных программ и использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 6
1.2. Анализ проблемы готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 12
1.3. Цели, направления и формы организации дошкольного образовательного процесса, направленного на формирование готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 25
2.1. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью 25
2.2. Цели и задачи программы коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 30
2.3. Формы и структура организации занятий по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Готовность в обучению при ин Махнач.doc

— 855.00 Кб (Скачать файл)

4.Упражнение  «Единственное и  множественное число» (на развитие речи, мышления и памяти).

Сейчас я буду называть вам слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить это слово так, чтобы получилось много предметов. Например: стол - столы, книга - книги, ручка -ручки.

Кот - коты, плот - плоты, беда - беды, мука - муки, мука -мука, крот- кроты, дуга - дуги, рука - руки, еда - еда, слива - сливы, грива - гривы, сковородка -сковородки, телевизор - телевизоры, банан - бананы, пол - полы.

А теперь необходимо вспомнить все слова, которые я произнесла, и назвать их в единственном числе.

5.Упражнение «Художники».

Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке «пружинки».

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

9. Профилактика нарушения зрения. Нарисовать «пружинки» глазами.

ЗАНЯТИЕ 11

1. Упражнения на расслабление и концентрацию (см. занятие 8).

2. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный), стул (мягкий, удобный).

3. Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.

4. Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур. Необходимо найти закономерность в расположении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть расположена в пустой клеточке со знаком вопроса.

5. Упражнение «Назови одним словом».

Варианты  групп слов:

тарелки - стаканы - чашки (посуда); стол - стул- диван (мебель);

рубашка - брюки - платье (одежда); сапоги - валенки - туфли (обувь);

суп - каша - кисель (еда);

одуванчик - роза - ромашка (цветы); береза - елка - сосна (деревья);

гусь - воробей - голубь (птицы);

карась - щука - окунь (рыбы);

 малина - клубника - смородина (ягода); морковь - капуста - свекла (овощи); яблоки - груши - мандарины (фрукты).

6.Упражнение «Художники». Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке два кружочка.

7. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Графический уор.

9.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (см. занятие 10).

10.Профилактика нарушения зрения.

ЗАНЯТИЕ 12

1. Упражнение на развитие логического  мышления и смысловой памяти.

Детям предлагают 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово:

яйцо - курица - (цыпленок); птица - полет - (гнездо);

лес - дерево - (доска); воздух - свежесть - (кислород):

дом - город - (улица); ночь - луна - (звезды);

река - озеро - (море); кукуруза - салат - (поп-корн);

шуба - холод - (мороз);         ребенок - нежность - (радость).

2. Упражнение на развитие зрительной памяти.

Детям предлагают для запоминания 5 карточек с изображенными на них знаками:

Затем детям надо  воспроизвести соответствующие им знаки на доске.

3. Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Детям предъявляются таблички с изображением геометрических фигур разного цвета. Теперь дети обращают внимание не только на их форму, но и на цвет, находят закономерность в их расположении и называют фигуры, которые должны быть в пустых клеточках со знаком вопроса.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики. Нарисовать в тетради обеими руками одновременно два квадрата и заштриховать их вертикальными линиями.

левая рука правая рука

7. Графический узор. Обведи, если сможешь – продолжи.

4. Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления).

Я сейчас буду говорить слова, а вы будете отвечать мне словами, противоположными по значению моим. Например, большой -маленький, чистый — грязный.

Начинаем игру:

быстро - медленно;                  высоко - низко;

далеко - близко; светлый - темный;

день - ночь;                               встать - сесть;

сухо - мокро;                             холод - жара;

поздно - рано; детский - взрослый,

начало - конец;

5. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).

8. Пальчиковая гимнастика «Комарик»

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз (это «лапки»).


9. Профилактика нарушений зрения.

ЗАНЯТИЕ 13

1. Упражнение на развитие зрительно-логической  памяти.

Сегодня мы будем учиться запоминать слова с помощью рисунков. Я буду показывать вам рисунки, называя к каждому из них слова, которые вам нужно запомнить.

 

2. Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.

Подобрать слова-признаки к каждому слову:

игра (какая?) - интересная;     день (какой?) – солнечный

снег (какой?) - пушистый;       трава (какая?) - зеленая;

вода (какая?) - холодная; крик (какой?) - громкий;

луна (какая?) - круглая; стол (какой?) - письменный;

дым (какой?) - густой; окно (какое?) - пластиковое.

3. «Говори наоборот». Слова обозначающие действия предметов.

Например, таять - замерзать.

 Приступим: засыпать - раскапывать;

подниматься - опускаться; чинить - ломать;

нырять - выныривать; поджигать - тушить;

нагревать - охлаждать; вытаскивать - затаскивать;

рисовать - черкать; разрезать - соединять;

пачкать - чистить; приглашать -разгонять.

4. Игра «Назови отличия» (на развитие внимательности и наблюдательности).

Предъявляется карточка с изображением 4 матрешек. Нужно назвать все отличия одной матрешки от другой.

5. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

8. Графический узор.

9. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 12).

10. Профилактика нарушений зрения. Глазами нарисовать круг.

ЗАНЯТИЕ 14

1. Упражнение «Пары фигурок» (на развитие зрительно-логической памяти). Предварительно детям раздаются бланки с нарисованными 6 парами картинок, в которых первая связана со второй по смыслу, например, белочка - грибок. Их просят запомнить все пары картинок. Затем детям предъявляется бланк с одним рядом фигурок, а они называют соответствующую им пару.

2. Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти). Сегодня мы будем учиться рисовать слова, которые нужно запомнить. Запомним следующие слова: зима, дом, река, смех, школа, мама.

3. Игра «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления).

Я буду говорить слово, а вы отвечайте словом, противоположным по значению моему. Слова обозначают признаки предметов. Например, широкий - узкий, высокий - низкий.

Продолжим:

тяжелый — легкий; трусливый - храбрый; белый - черный; тупой - острый; твердый - мягкий; шершавый - гладкий.

веселый - грустный; быстрый - медленный; красивый - безобразный; пустой - полный; худой - толстый; умный - глупый; трудолюбивый - ленивый;

4. Упражнение «Счастливые Хрюши» (на развитие внимания).

Посмотрите на рисунки и постарайтесь как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают одного Хрюшу от другого (всего 15 отличий).

5. Дыхательное упражнение «Певец».

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.

Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать в тетради обеими руками одновременно домик для Хрюши.

7. Графический узор.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая».

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашку не ест.

Молоко не пьёт,

Забодаю, забодаю!...

Пальцы рук поджать,  только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!...» «козу» напускать на ребёнка.


9. Упражнения для профилактики  нарушения зрения.

И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

ЗАНЯТИЕ 15

1. Упражнение на развитие речи, мышления. Отгадайте загадку:

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ... (зима).

К нам пришла зима сама!

Принесла во двор зима

Снег пушистый, лед, снежки,

Санки, лыжи и коньки!


  • А что еще принесла с собой зима? (Праздники, подарки, елки, развлечения, морозы и т. д.)
  • Вы видели, как падает снег? Какого он цвета?

2.Игра «В снежки». Нагнуться, взять двумя руками «снег», распрямиться и бросить «снежки» короткими движениями, широко раскрывая пальцы.

3. Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности).

Детям предлагают демонстрационный материал форматом A3.

Педагог. У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и ответьте на вопросы:

             

  • Сколько полок в магазине?
  • Что находится на нижней полке, средней, верхней?
  • На какой полке стоят чашки? 
  • Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?
  • На какой полке они стоят?
  • Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?
  • На какой полке они стоят?
  • Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?
  • Слева от кувшина, справа от кувшина?
  • Слева от стакана, справа от стакана?
  • Что стоит между маленькими и большими мячами? Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом A3, рис. 2).

На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный материал, рис. 3). Что купил Заяц?

4. Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности). Под Новый год мама со своим сыном решили сделать покупки. Проходя мимо кондитерского магазина, они увидели на его витрине очень красивые конфеты, которые были выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик решил выбрать ту, в которой больше конфет. Как вы думаете, какую коробку выбрал мальчик? Как можно проверить правильность выбора?

5. Дыхательное упражнение «Певец».

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

Информация о работе Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью