Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением в развитии. Это проявляется в стремлении исследователей к разработке вариативных программ и использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 6
1.2. Анализ проблемы готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 12
1.3. Цели, направления и формы организации дошкольного образовательного процесса, направленного на формирование готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 25
2.1. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью 25
2.2. Цели и задачи программы коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 30
2.3. Формы и структура организации занятий по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Готовность в обучению при ин Махнач.doc

— 855.00 Кб (Скачать файл)

ЗАНЯТИЕ 6

1. Игра на развитие слуховой  памяти, речи и мышления.

С установкой на запоминание детям предлагаются следующие слова: сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Детям предлагают ответить на вопросы: «Что общего у этих слов? Чем они похожи?»

Задание 3. Придумать слова, которые начинаются со звука с.

2. Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

Педагог называет слова, а дети по договоренности должны отреагировать на некоторые из них. Например, они хлопают в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность; топнуть ногой на слово, обозначающее животное.

Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, стирательная резинка, муравей.

3.Игра на развитие логического  мышления.

Детям зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свое решение.

Варианты группы слов:

ромашка - ландыш - сирень - колокольчик;

саша - коля - маша - егорова;

заяц - лось - овца - волк;

диван - кровать - тетрадь - парта;

ухо - лицо - нос -рот;

щука - рак - карась - окунь;

молоко - сливки - сметана - сало.

4. Игра на развитие зрительной памяти.

Детям предлагают для запоминания карточка с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочках с различным узором.

 

Затем детям предъявляется карточка с изображением пустых тарелочек, а детям нужно назвать, какой фрукт лежит в каждой тарелочке.

  1. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).
  2. Упражнение на развитие сенсомоторики.

7. Графический узор.

 

8. Пальчиковая гимнастика.

Повторить гимнастику «Разминка» и «Моя семья» (см. занятия 1, 4).

9. Упражнения для профилактики нарушений зрения (см. занятие б).

ЗАНЯТИЕ 7

1. Упражнение на развитие слуховой памяти, мышления и речи.

Запомнить слова:  облако,  окно,  огород,  орех,  окунь,  осень, огонь.

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Что общего у этих слов? Чем они похожи?

Задание 3. Придумайте слова, начинающиеся на звук о.

2. Упражнение на развитие зрительной памяти. Детям предлагают внимательно посмотреть на вазу и запомнить ее. Через одну минуту ваза убирается, а детям нужно найти ее среди остальных.

гусь - лебедь - павлин - курица - кролик; платье - свитер - шапка -рубашка - сарафан; мыло - метла - зубная паста - шампунь - мочалка; береза - дуб - сосна - подосиновик - тополь; утюг - книга - телевизор - магнитофон - компьютер.

4. Игра на развитие осязательной  памяти. Детям с закрытыми глазами предлагают ощупывать различные фигуры, а затем рисовать их по памяти на доске.

  1. Дыхательное упражнение (см. занятие 1).
  2. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать яблоко по образцу:

7. Графический узор.

3. Игра на развитие логического  мышления и речи.

Детям зачитывают несколько групп слов по 5 в каждой. Четыре из них. объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свой выбор.

Варианты предлагаемых групп слов:

рысь - медведь - кошка - тигр - лев;

яблоко - слива - огурец - груша - персик;

ложка - тарелка - кастрюля - сумка - самовар;

змея - паук - ящерица - дерево - улитка;

клевер - василек - воробей - жасмин - боярышник;

8. Пальчикова гимнастика «Наш  малыш»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.


9. Профилактика нарушений зрения.

Глазами нарисовать 3 круга по часовой стрелке и 3 против.

ЗАНЯТИЕ 8

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Запомнить слова: вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье.

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Что общего у этих слов? Чем они похожи?

Задание 3. Придумайте слова, начинающиеся со звука в.

2. Упражнение на развитие логического запоминания.

Сейчас я буду показывать вам картинки и называть слова, как-то связанные с ними по смыслу. Постарайтесь запомнить все слова к показанным картинкам:

Картинка      Слово Картинка       Слово

Кастрюля -   плита дерево - лес

Зонт - дождь цветы - сад

Очки- глаза корова- молоко

Кукла - игрушка портфель -     ученик

3. Игра «Веселые спортсмены» (на развитие активного внимания).

Педагог договаривается с детьми о том, что он будет показывать карточки со схематическим изображением веселых спортсменов. Фигурки отличаются друг от друга различным пространственным расположением рук и ног (руки в стороны, ноги в стороны, руки вверх, ноги в стороны и др.). Детям нужно в точности передать движения, изображенные на карточке.

4. Игра «Живая страница» (на развитие пространственной ориентировки).

Перед детьми вывешивается страница (лист бумаги форматом A3), в центре которой изображение домика (возможна аппликация) с прорезью (отверстием) для вставки изображений четырех сказочных героев. Например, Красная Шапочка, Винни-Пух, Карлсон, кот Леопольд. Каждая сторона страницы обозначена цветом: верхняя -красный цвет, нижняя - синий цвет; правая - желтый цвет, левая -зеленый цвет. Углы обозначаются соответственно образованием двух цветов: верхний левый угол - красно-зеленый, верхний правый угол - красно-желтый; нижний левый угол - сине-зеленый, нижний правый угол - сине-желтый.

Педагог предлагает детям послушать сказку: «Жила была Страничка. В середине этой Странички стоял домик, и жили в этом домике сказочные герои (перечисляются). Чтобы не скучать, каждое утро герои выходили из домика и отправлялись в гости к разным сторонам и углам Странички. Однажды утром Красная Шапочка пошла в гости к Верхней стороне. Каким цветом она обозначена? (Красным.) (Педагог берет фигурку из домика и вставляет в отверстие у верхней стороны листа, сопровождая свои действия речью: «Здравствуй, Верхняя сторона!») Винни-Пух пошел в гости к Нижней стороне. (Теперь педагог предлагает кому-нибудь из детей поместить фигурку в соответствующее отверстие и поздороваться с ней». Так определяются все стороны страницы.)

Вечером все герои снова собирались в своем домике и рассказывали о том, где они были и что видели.

-Давайте, ребята, вспомним, где гостили  наши герои.

Как называется красная сторона? (Верхняя.) Кто здесь гостил? (Красная Шапочка.)

Как называется синяя сторона? (Нижняя.) Кто здесь гостил? (Винни-Пух.)

На следующее утро наши герои пошли в гости к разным уголкам. Красная Шапочка пошла в гости в правый верхний угол. Какого он цвета? (Вставляет фигурку Красной Шапочки в соответствующее отделение, сопровождая свои действия словами: «Здравствуй, Правый верхний угол!») Вечером друзья снова собрались в своем домике и рассказывали о том, где были и что видели».

5. Упражнения на расслабление и концентрацию.

Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Повторить 3 раза.

То же проделать с ногами. Повторить 3 раза.

Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке, 3 - против.

Зажмурить левый глаз, правым нарисовать 3 круга против 
часовой стрелки, 3 - по часовой.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики. Заштрихуй силуэт машины.

7. Графический узор.

8. Пальчиковая гимнастика «Шалун».

Наша Маша варила кашу.  На первые две строки чертить

Кашу сварила,            пальцем круги на ладошке. На сле-

Малышей кормила: дующие   четыре  строки  загибать

Этому дала, пальцы. Со словами седьмой строки

Этому дала, пальцами другой руки брать мизин-

Этому дала, чик и слегка покачивать.

А этому не дала. 

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

ЗАНЯТИЕ 9

1.Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу).

Детям раздаются наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Следующий вариант немного сложнее: в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треугольник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квадрату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.

2.Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середине которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 2 трапеции, справа 2 прямоугольника». После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.

3. Упражнение на развитие ассоциативной памяти. Сейчас я буду называть произвольно любые слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Запомните, пожалуйста, эти слова:

праздник - подарок; дом - окно;

лимонад — прохлада; будка ~ собака;

стол - пирог; блины - сковородка;

шапка — шарф; печь - дрова;

ваза-цветок; пылесос - уборка;

пчела-мед; город-улица.

4. Энергетическое упражнение «Точки мозга».

Одну руку положить на пупок, а другой массировать точки, которые расположены под ключицей, с правой и левой сторон груди. Теперь нужно представить, что на носу кисточка, и мы ею рисуем на потолке две горизонтальные восьмерки.

5.Ленивые восьмерки.

Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими руками сразу.

6.Упражнение на развитие сенсомоторики. Обведи фигуры.

7. Графический узор.

8. Пальчиковая гимнастика (повторение «Шалун», см. занятие 8).

9. Профилактика нарушений зрения. Нарисовать глазами в воздухе 3 круга.

ЗАНЯТИЕ 10

1. Игра «Третий лишний» (на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку).

В каждом цветном круге изображения двух животных: в красном - домашние животные (поросенок, кошка); в зеленом - дикие животные (заяц, лиса); в желтом - домашние птицы (курица, гусь); в синем - дикие птицы (ворона, синичка). Детям раздаются наборы из 4 кружочков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педагог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кружочки соответствующих цветов. Можно назвать следующих животных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кролик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, синица, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.

2. Упражнение на развитие механической  зрительной памяти.

Детям для запоминания предлагают карточку с изображением 10 невербальных символов. Время для запоминания - 60 секунд.

Задание. Воспроизвести символы по памяти на доске.

7. Графический узор.

3. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Для запоминания детям предлагаются пары картинок и слов:

молоток - ремонт; птица - перо;

клоун - цирк; ландыш - весна; 

рыба - река; кошка - мышка;

краски - рисунок; лягушка - болото;

слива - дерево; солнце - луч;

колбаса - завтрак; змея - опасность.

Информация о работе Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью