Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением в развитии. Это проявляется в стремлении исследователей к разработке вариативных программ и использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 6
1.2. Анализ проблемы готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 12
1.3. Цели, направления и формы организации дошкольного образовательного процесса, направленного на формирование готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 25
2.1. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью 25
2.2. Цели и задачи программы коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 30
2.3. Формы и структура организации занятий по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Готовность в обучению при ин Махнач.doc

— 855.00 Кб (Скачать файл)

Длительность обследования не должна превышать 40-50.

Предлагаемая программа состоит из двух частей. Продолжительность работы ребенка в первой части программы - 20-28 минут, второй - 10 минут.

Субтесты программы определяют:

-уровень наглядно - образного, наглядно - действенного мышления;

-развитие вербального интеллекта;

-обратимость как значимую характеристику  интеллектуальных операций;

-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, установления причинно - следственных связей;

-развитие речи, общей осведомленности  ребенка;

-особенности работоспособности (как  предпосылку интеллектуальной готовности);

-готовность к произвольным действиям, способность работать в соответствии  с образцом;

-критичность мышления;

- познавательная активность.

Каждый субтест имеет количественный показатель, и одновременно он позволяет понять особенности эмоционального отношения, мотивации, работоспособности, уровня произвольности, психофизической утомляемости, готовности к контакту со взрослым. В связи с этим в программе выделены качественные показатели эмоционально - волевой зрелости.

Программа состоит из двух частей.

I часть - диагностика интеллектуальной  готовности. Эта часть включает 10 субтестов. Она выполняется в течение 20-30 мин.

II часть - программы включает следующие  методики: графические пробы - "рисование  мужской фигуры", методику "домик", копирование слов, диагностику учебных  навыков. Цель II части программы - оценить  сформированность первичных учебных навыков. Это дает возможность педагогам скорректировать свою учебную программу подготовки к обучению.

Первая часть программы:

Субтест 1. Задание с кубиками. Субтест позволяет проследить план действий испытуемого, уровень выполнения умственного действия:

- наглядно-действенный;

- наглядно-образный.

Ригидность - пластичность мышления проявляется в способности ребенка перейти от одного способа решения к другому. Критерии, по которым оценивается задание: количество способов решения задачи, а также уровень выполнения задания.

Стимульный материал субтеста допускает разные варианты. Это могут быть кубики, карандаши, палочки. Наиболее удобно пользоваться кубиками Кооса, которые составляют стимульный материал 6 субтеста. Количество предметов должно быть не меньше 10.

Субтест 2. Запоминание 10 слов. Субтест, методика А. Р. Лурия, дает возможность получить данные о развитии механической памяти. Субтест используется в варианте трехкратного повторения 10 слов при запоминании и отсроченном воспроизведении через 30 минут. Динамика запоминания и воспроизведения характеризует особенности работоспособности, внимания. Диагностические критерии: максимальное количество воспроизведенных слов при запоминании, а также количество слов при отсроченном воспроизведении.

Субтест 3. Нестандартные задачи. Выявляет у ребенка уровень конкретных операций, зависимость мышления от восприятия, умение воспринимать задачу, рассуждать, сопоставлять, доказывать, чувствительность к помощи. Стимульный материал состоит из 4 задач. Задачи подобраны таким образом, что они требуют не владения навыками счета, а умения рассуждать. Это задачи, позволяющие увидеть сформированность уровня конкретных операций, зависимость-независимость мышления от восприятия, обратимость операций.

Субтест 4. Последовательные картинки. Методика предложена А.Н.Бернштейном. Субтест направлен на выявление умения организовывать части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное схватывание материала, понимание и предвосхищение событий, уровень развития, степень дифференцированности и обобщенности восприятия. В качестве стимульного материала используется серия картинок "Снеговик", состоящая из четырех карточек.

Субтест 5. Осведомленность. Направлен на измерение и выявление общего объема и уровня относительно простых знаний, направленности и широты познавательных интересов, степени развития основных интеллектуальных функций: памяти и мышления. Стимульный материал представлен модификацией соответствующего субтеста Векслера. В него включены только первые 15 вопросов, которые задаются каждому ребенку полностью вне зависимости от успешности его ответов.

Субтест 6. Кубики Коса. В программе используется 3 задания из методики Косса. Субтест наиболее информативен при изучении структуры невербального интеллекта. Задания субтеста выявляют аналитико-синтетические способности ребенка, его интеллектуальные потенции. Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственное воображение.

Субтест 7. Складывание фигур. Субтест обнаруживает умение соотнести части и целое. Проявляет способности ребенка к вычленению признаков предмета, анализу, пространственную координацию. Субтест может рассматриваться как модификация известной методики А. Н. Бернштейна. Стимульный материал состоит из трех целых и разрезанных на части фигур, сделанных из картона или пластика: "рыбки", "грибка", "кораблика".

Субтест 8. Познавательная активность. Субтест дает возможность определить способности к воображению, развитие познавательных интересов. Формирование умения ребенка задавать вопросы, формулировать желания. Оценивается характер вопросов, их направленность. Субтест является модификацией методики "Вообразилия", разработанной лабораторией Института психологии РАО. Стимульный материал содержит 4 красочные картинки с изображением ковра-самолета, волшебника, волшебной книги, мудреца и вопросов к этим картинкам.

Субтест 9. Шифровка. В программе используется методика Пьерона - Рузера. Субтест позволяет судить о свойствах внимания (концентрации, распределения, переключения), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительнодвигательных стимулов.

Субтест 10. Самооценка. Субтест основан на способности ребенка к рефлексии своих действий. Предполагает прямую оценку им качества своей работы в форме школьной отметки. Изучается критичность ребенка и способность оценить правильность своих действий.

Таким образом, описанная нами программа психологической диагностики готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью может быть применена для решения разных задач. Ценность предлагаемой программы, на наш взгляд, состоит в получении наиболее широких показателей развития детей перед поступлением в школу. Она позволяет получить данные, которые дают основания для проведения развивающих, коррекционных мероприятий, могут служить прогнозом адаптации ребенка в школе. На этапе подготовки к школе, программа может помочь активизировать подготовку, выбрать наиболее адекватные приемы и способы работы.

 

2.2. Цели и задачи программы коррекционной  учебно-воспитательной работы по  формированию готовности к школьному  обучению у детей с интеллектуальной  недостаточностью

 

В предлагаемом нами курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке к школе детей с интеллектуальной недостаточностью:

1.Формирование познавательной  активности и учебной мотивации  детей.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо коррекционно-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок с интеллектуальной недостаточностью не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Использование большого количества наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям детей с интеллектуальной недостаточностью и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Основой для построения данной программы послужили программы и методические пособия по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью Е.Д. Шваб, С.Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой.

 

2.3. Формы и структура организации занятий по формированию готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью

 

Педагог-дефектолог организует работу детей в полном составе группы (до 10 человек), если численность детей составляет свыше 10 - подгруппами. К концу курса можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 25 минут до 30-35 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога - набор оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

На занятиях используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности: рассказ; рисунок; лепка; мозаика; вырезание; физкультминутки, загадки и др.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. 2. Отработка навыков письма.. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики  нарушений зрения и предупреждения  зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Конспекты занятий представлены в приложении.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу курса занятий мы предполагаем получить улучшение графических навыков и зрительно-моторных координаций детей, формирование произвольности, улучшение процессов памяти и внимания.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате теоретического изучения проблемы формирования готовности к школе детей с интеллектуальной недостаточностью сделаны следующие выводы:

  • Центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе, выступают: в познавательной деятельности — произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, владение логическими операциями; в личностном развитии — появление новой социальной позиции, произвольности поведения, способности к планированию и контролю деятельности; в коммуникативной деятельности — сформированность коммуникативных навыков и конструктивных межличностных взаимодействий. Психолого-педагогическая готовность детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению характеризуется низким уровнем планирования, деятельность ребенка не соотносится с целью; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок не способен к выполнению элементарных логических операций.
  • Целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению. Основными задачами подготовки к обучению являются: охрана и укрепление здоровья; развитие психических функций и качеств личности; обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе. Система коррекционной учебно-воспитательной работы по формированию готовности к школьному обучению детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, строго иерархиезированных мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
  • Подготовка  детей с интеллектуальной недостаточностью к школьному обучению отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционной деятельности с формированием практических навыков и умений. Индивидуальные особенности воспитания таких детей зависят от вида, степени и характера нарушения, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка.
  • Описанная нами программа психологической диагностики готовности к обучению в школе детей с интеллектуальной недостаточностью может быть применена для решения разных задач. Ценность предлагаемой программы, на наш взгляд, состоит в получении наиболее широких показателей развития детей перед поступлением в школу. Она позволяет получить данные, которые дают основания для проведения развивающих, коррекционных мероприятий, могут служить прогнозом адаптации ребенка в школе. На этапе подготовки к школе, программа может помочь активизировать подготовку, выбрать наиболее адекватные приемы и способы работы.

Информация о работе Готовность к школьному обучнению детей с интеллектуальной недостаточностью