Игра и ее значение в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
1.5 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Сюжетно.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ  ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

1.1 Понятие «игра»

 

1.2 Структура сюжетно-ролевой игры

 

1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой  игры

 

1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры  на формирование положительных взаимоотношений детей

 

1.5 Методы и приемы руководства  сюжетно-ролевой игры детей старшего  дошкольного возраста

 

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ  ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

2.1 Организация исследования

 

2.2 Результаты исследования

 

2.3 Педагогические рекомендации  по руководству сюжетно-ролевыми  играми в работе со старшими  дошкольниками

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются  духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

 

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

 

Объект  исследования - сюжетно-ролевая игра.

 

Предмет исследования - исследование влияния сюжетно-ролевой  игры на формирование положительных  взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, изучение нравственного воспитания и культуры поведения детей данного возраста.

 

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных  учреждениях.

 

По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:

 

1. oхарактеризовать  сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное  значение в формировании взаимоотношений  старшего дошкольника;

 

2. изучение  теоретической и практической  базы опыта работы;

 

3. опытным  путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

 

Гипотеза  исследования: анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

 

Методы  исследования:

 

- методы исследования коммуникативной  и эмоциональной сферы старших  дошкольников;

 

- индивидуальная беседа;

 

-наблюдение.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ  ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

1.1 Понятие «игра»

 

 

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко - игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 2006, №6

 

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в  обществе сверстников, Поэтому столь  актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей. В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

 

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;

 

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться  в этом направлении при условии  правильного педагогического руководства;

 

Важной особенностью игры как формы  жизни детей является ее проникновение  в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

 

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:

 

- развлекательную (это основная  функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

 

- коммуникативную: освоение диалектики  общения;

 

- самореализации в игре как  полигоне человеческой практики;

 

- игротерапевтическую: преодоление  различных трудностей, возникающих  в других видах жизнедеятельности;

 

- диагностическую: выявление отклонений  от нормативного поведения, самопознание  в процессе игры;

 

- функцию коррекции: внесение  позитивных изменений в структуру  личностных показателей; Селевко  Г.К. «Современные образовательные  технологии», М.: Народное образование, 2008г.( стр. 50-52)

 

- межнациональной коммуникации: усвоение  единых для всех людей социально-культурных  ценностей;

 

- социализации: включение в систему  общественных отношений, усвоение  норм человеческого общежития.

 

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

1.2 Структура сюжетно-ролевой игры

 

 

Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

 

Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме  в специально создаваемых игровых  условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 2008 г. (стр.12-14)

 

Основной особенностью сюжетно-ролевой  игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

 

Сюжет игры -- это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

 

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой  игры. Чаще всего ребенок принимает  на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем  сознании ребенок отождествляет  себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

 

К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех  взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения -- равноправия, подчинения или управления -- вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.

 

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные -- «как будто».

 

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

 

Как товарищи по игре дети вступают в  реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Година Г.Н. « Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 95 - 101)

 

Отличительной особенностью игровой  воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

 

Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив -- стремление ребенка  к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой -- с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

 

Непосредственные  мотивы игры с возрастом детей  изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры -- действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного  возраста основной мотив -- воспроизведение отношений, в которые вступают -друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре -- проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной чело» век (храбрость, честность и др.).

1.3 Этапы  развития сюжетно-ролевой игры

 

 

Первый  этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто  нарушается. Цепочка действий носит  сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или 'одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельней игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения Меры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре. Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2008г. Стр.18-26

 

Второй  этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры -- действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же -- любимые. В игре объединяются 2--3 человека.

 

Третий  этап. Основное содержание игры -- по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2006г. (стр. 8)

 

Четвертый этап. Основное содержание игры -- отражение  отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

 

В игре четко  выделяется подготовительный этап: распределение  ролей, отбор игрового материала, а  иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной  логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5--6.

 

Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой  игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

1.4 Влияние  сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей

 

 

Сюжетно-ролевая  игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений  детей и формировании положительных  морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005

Информация о работе Игра и ее значение в педагогическом процессе