Игра и ее значение в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
1.5 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Сюжетно.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Результаты констатирующего этапа

 

Количество испытуемых (20) 

Высокий

 

уровень

 

инициативности 

Средний

 

уровень

 

инициативности 

Низкий

 

уровень

 

инициативности 

 

Ф.И.О. 

 

Олеся А. 

Надя О. 

Марат Н. 

 

Елена Б. 

Света Д. 

Настя Д. 

 

Олег Д. 

Денис К. 

Максим Щ. 

 

Даша П. 

Миша Л.  

 

Артем Ш.  

 

Люда У.  

 

Кристина Г.  

 

Никита Н.  

 

Лена Р.  

 

Даниил В.  

 

Саша Д.  

 

Илья П.  

 

Итого: 

20% 

65% 

15% 

 

 

 

Рисунок 5 - Результаты констатирующего этапа

 

На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, а также коррекция взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и  прямом участии педагога (см. приложение 2). В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:

 

- коммуникативные игры;

 

- беседы на различные темы;

 

- сюжетно-ролевые игры.

 

Цель данной наработки состоит  в реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

 

1. Развитие интереса к окружающим  людям, стремления их понять, потребности  в общении.

 

2. Развитие у детей на конечном  этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.

 

3. Развитие игровых умений, навыков  адекватного поведения, воображения  и творческих способностей.

 

4. Формирование у детей положительного  отношения к окружающим, правильной  самооценки и сбалансированности  эмоциональных состояний.

 

Для осуществления формирующего эксперимента необходимо руководствоваться следующим  планом организации и проведения сюжетно-ролевых игр:

 

1. Чтение рассказа В.Осеевой  «Синие листья» и последующая  беседа о нем. Сюжетно - ролевая  игра «Дружба как стекло - разобьешь, не сложишь»

 

2. Исценирование сказки «Колобок»

 

3. Сюжетно  - ролевая игра «Телефонные разговоры». Беседа о труде родителей с  использованием иллюстраций, фотографий.

 

4. Создание  альбома «Наши мамы и папы  трудятся», организация фотовыставки.

 

5. Исценирование  стихотворения С.Михалкова «А  что у вас?

 

6. Составление  детьми творческих рассказов  «Как я живу дома»?

 

7. Беседа  с участием куклы Петрушки  «Моя помощь взрослым».

 

8. Изготовление  игрушек - самоделок, кукольный  мебели, телевизора, пианино и др.

 

9. Сюжетно  - ролевые игры: «Вместе весело  шагать…» Оказание помощи в  распределении ролей.

 

10. «Раскроем  тайну пословиц» - совместное  обсуждение смысла пословиц о  маме, о семье. Сюжетно - ролевая  игра «Помогай другу везде,  не оставляй его в беде»

 

11. Сюжетно - ролевые игры: «Семейные  хлопоты», «Дочки- матери».

 

12. Беседа: «Я и мой дом». Сюжетно  - ролевая игра «Если бы у  меня была волшебная палочка».

 

13. Чтение - Л. Квитко «Бабушкины  руки», А. Яковлев «Мама», Дора  Габе «Моя семья», Л. Воронкова  «Что сказала бы мама».

 

14. Сюжетно-ролевая игра «Морские  путешествия»

 

15. Заключительная беседа с детьми  старшего дошкольного возраста  на тему «Нравственное воспитание».  Сюжетно - ролевые игры «Мир  без друга», «Семья слов», «Живая  радуга».

 

Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

 

Для того, чтобы проверить эффективность  экспериментальной работы, было проведено  контрольное обследование детей. Для  контрольного обследования была выбрана  социометрия - «С кем бы я поехал в цирк».

 

Цель исследования: подтвердить  эффективность выбранных методов по формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством проведения сюжетно-ролевых игр.

 

Задачи исследования:

 

1. Выявить реальные взаимоотношения  детей старшего дошкольного возраста  после проведения эффективных методов по формированию взаимоотношений

 

2.Провести сравнительный анализ  результатов коммуникативно-эмоциональной,  экспрессивной, динамичной сферы  данной группы детей на констатирующем  и контрольном этапах исследования.

 

Данные таблицы показывают, что создание эмоционально-положительной обстановки позволило в экспериментальной группе уменьшить диапазон колебания баллов по сравнению с этапом констатации.

 

Результаты проведения методики 6 «С кем бы я поехал в цирк» представлены в таблице 6.

 

 Таблица 6

 

Результаты проведения методики «С кем бы я поехал в цирк»

 

Группы 

Лидеры

 

(наиболее благополучные в общении  дети) 

Дети,

 

менее выбираемые в общении 

Отверженный ребенок 

 

Ф.И.О. 

 

Олеся А. 

Илья П. 

 

Елена Б 

Денис К.  

 

Олег Д. 

Миша Л.  

 

Надя О. 

Никита Н.  

 

Даша П. 

Лена Р.  

 

Артем Ш. 

Даниил В.  

 

Люда У. 

Саша Д.  

 

Кристина Г. 

Настя Д.  

 

Миша К. 

Максим Щ.  

 

Света Д. 

Марат Н.  

 

 

Итого: 

55% 

45%  

 

 

 

Рисунок 6 - Результаты проведения методики «С кем бы я поехал в цирк»

 

Вывод: Дети легче адаптировались в условиях поставленной задачи. Нетрадиционные отношения взрослого с ребенком, нестандартная обстановка проведения эксперимента - все это способствовало легкости принятия детьми контрольных  заданий, появлению эпизодических выходов за рамки стереотипических способов выполнения задания, желанию выполнить задание с положительным результатом.

 

Для контрольного определения эмоционально - коммуникативного уровня мною была проведена  следующая методика:

 

Методика 7 Инсценирование сказок «Колобок», «Семеро козлят», «Бычок - смоляной бочок»

 

Вывод: Таким образом, 55% опрошенных детей показали высокий уровень  развития коммуникативности, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные  роли положительных героев, вовлекали  в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. 45% оппонентов показали средний уровень развития коммуникативности. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу проявляли и малоактивные дети.

 

Активизирующее вмешательство  взрослого толкало детей к  новым решениям возникающих в  деятельности задач. Предоставление свободы  в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

 

Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном  этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений  дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. При повторном проведении данной социометрии Света Д. была выбрана наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах исследования. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком (Марат Н.). В ходе моего наблюдения можно отметить у данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

 

Контрольный этап позволил прийти к  выводу о том, что сюжетно-ролевые  игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).

 

Ребята стали сплоченнее, более  активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы  не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.

 

В результате подтвердилось мое  предположение о том, что сюжетно-ролевые  игры благополучно влияют на взаимоотношения  детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и  прямом участии педагога, если создаются  следующие условия:

 

1) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

 

2) гарантия свободы и самостоятельности  в игре ребенка в условиях  педагогического руководства ею.

2.3 Педагогические рекомендации  по руководству сюжетно-ролевыми  играми в работе со старшими  дошкольниками

 

 

Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

 

Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса.

 

Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Директ

Все объявления

SKODA Superb. SKODA Superb объединяет преимущества  хэтчбека с элегантностью седана!

skoda‑avto.ru

Онлайн детские игры Для вашего ребенка. А так же полезные советы экспертов на сайте:

schoolofcare.ru

Психологические особенности сюжетно-ролевой  игры детей старшего дошкольного  возраста

 

Структура и этапы развития сюжетно-ролевой  игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Используйте данную ссылку, чтобы  на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке

Поделиться…

 

Рубрика: Педагогика

Вид: курсовая работа

Язык: русский

Дата добавления: 08.03.2012

Размер файла: 156,1 K Полная информация о работе

Скачать работу можно здесь

 

 

Яндекс.Директ

Все объявления

Женская одежда больших размеров

Удобная и стильная мода для дам  с пышными формами! Доставка по всей РФ!

witt‑international.ru

Снять комнату в Ижевске 

Более 500 актуальных объявлений об аренде комнат в Ижевске.

izhevsk.udm.slando.ru Ижевск

 

 

 

Отправить свою хорошую работу в  базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы:

E-mail (не обязательно):

 

Ваше имя или ник:

Файл:

 

 

 

Cтуденты, аспиранты, молодые  ученые, использующие базу знаний  в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

 

 

Подобные документы

 

1. Сюжетно-ролевые игры в детском  саду

 Теоретические основы сюжетно-ролевой  игры как средства всестороннего  развития ребёнка. Структура,  содержание и виды сюжетно-ролевой  игры, руководство игрой. Особенности и развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного и школьного детства.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 17.01.2010

 

2. Возможности использования сюжетно-ролевой  игры в нравственном воспитании  дошкольников

 Традиционные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх. Педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей.

дипломная работа [699,5 K], добавлен 13.09.2012

 

3. Развитие коммуникативной культуры  у детей старшего дошкольного  возраста в сюжетно-ролевой игре

 Возрастные особенности общения  в старшем дошкольном возрасте. Сущность и структура сюжетно-ролевой  игры. Исследование особенностей  межличностного взаимодействия детей. Организация работы по развитию у них коммуникативной культуры в игровой деятельности.

дипломная работа [116,5 K], добавлен 12.06.2012

 

4. Формирование культуры общения  у детей старшего дошкольного  возраста с помощью сюжетно-ролевой игры

 Культура общения детей с  взрослыми и сверстниками как  составляющая основа культуры  поведения. Понятие и задачи  сюжетно-ролевой игры. Выявление  уровня сформированности у старших  дошкольников культуры поведения.  Задачи нравственного воспитания  на занятиях.

Информация о работе Игра и ее значение в педагогическом процессе