Игра и ее значение в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
1.5 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Сюжетно.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с  детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».

 

В игре проявляются  такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость  и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить  перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести  начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

 

В играх  с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь  в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

 

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей  группы, педагог решает следующие  задачи: Селевко Г.К. «Современные образовательные  технологии», М.: Народное образование, 2008г.( стр. 50-52)

 

- воспитание желания и умения  совместно играть;

 

-воспитание навыков коллективной  игры (умение договариваться, распределять  роли и игрушки, радоваться  успехам товарища);

 

- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

 

Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей.

 

Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся  в игре ситуации, формируют у детей  представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

 

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться. Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 2008 г. (стр.12-14)

 

Дети старшей группы имеют очень  смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям.

 

В процессе развития организаторских  умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.

 

Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.

 

В сюжетно-ролевой игре ярче видны  реальные взаимоотношения детей, поэтому  здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор. Салахетдинова В.А.»Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Москва, «Просвещение», 2006 (стр. 3-25)

1.5 Методы и приемы руководства  сюжетно-ролевой игры детей старшего  дошкольного возраста

 

 

1. Методы и приемы, способствующие  обогащению содержания игры:

 

Исполнение воспитателем главной  роли (Т.М. Бабунова);

 

Индивидуальная игра воспитателя  с ребенком, при этом воспитатель  исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);

 

Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);

 

Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);

 

Прием ролевой  игры с продолжением (Н. Палагина);

 

Активизирующее  общение взрослого с детьми в  процессе их игры, направленное на пробуждение  и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой  задачи, на отражение в игре новых  сторон жизни (Новоселова С.);

 

Игра в телефон (Н. Палагина);

 

Обыгрывание с помощью кукол  сюжетов жизни в детском саду;

 

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

 

2. Методы и приемы, способствующие  регулированию игровых взаимоотношений:

 

Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)

 

Участие воспитателя в игре (главная роль);

 

Использование многоперсонажного  сюжета (2 врача, 2 шофера);

 

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

 

Создание разновозрастных игровых  триад.

 

3.Косвенные приемы руководства:

 

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

 

Изменение игровой среды;

 

Наблюдение, экскурсия;

 

Создание  воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов». Козлова А.В. « Работа ДОУ с семьей», Москва «творческий центр», 2005 г. (стр.61)

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ  ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

2.1 Организация  исследования

 

 

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в старшей  группе дошкольного возраста ДОУ №121 города Магнитогорска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Возраст исследуемых детей 5-7 лет (см. приложение 1)

 

Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.

 

Исследование  предусматривает три главных  этапа:

 

1) констатирующий;

 

2) формирующий;

 

3) контрольный.

 

В начале констатирующего эксперимента в группе с детьми была проведена  диагностика взаимоотношений детей  «Кто в каком домике живет».

 

Методика 1. Диагностика взаимоотношений  детей «Кто в каком домике живет».

 

Цель: выявление реальных взаимоотношений детей данной группы через игру.

 

Из поставленной цели вытекают следующие  задачи:

 

Узнать -

 

1. Кого из детей группы данный  ребенок больше всех любит,  кого больше всего не любит.  К кому из детей просто хорошо  относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;

 

2. Как относятся все остальные  дети группы к данному ребенку.  Есть ли дети, которые относятся  к этому ребенку особенно хорошо  или особенно плохо, кто эти  дети;

 

3. Насколько совпадает собственный  выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его;

 

4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам,  кто его выбирает, кто должен  был бы его выбрать по его  собственному предположению.

 

Каждый ребенок в индивидуальной беседе с воспитателем распределяет по двум домам всех детей своей группы в зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (серый дом). С помощью этой методики определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге. После проведения обследования в протоколе фиксируется:

 

1. Кого из детей группы данный  ребенок больше всех любит,  кого больше всего не любит.  К кому из детей просто хорошо  относится, а к кому плохо.  Причины симпатий и антипатий;

 

2. Как относятся все остальные  дети группы к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо или особенно плохо, кто эти дети;

 

3. Насколько совпадает собственный  выбор ребенка с его предположениями  о том, кто выберет его;

 

4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению.

 

Методика 2. Беседа «Я и мои друзья…»

 

Цель: выявить определенные качества личности ребенка, его интересы и  наклонности непосредственно в  сюжетно-ролевой игре.

 

Вопросы:

 

1. В какие игры ты любишь  играть?

 

2. Кем бы ты хотел быть в  игре?

 

3. Почему нравиться эта роль?

 

4. Кого бы ты выбрал старшего  в этой игре?

 

5. Почему ты выбрал именно  этого(у) мальчика (девочку)?

 

6. Что тебе нравится в этой(м)  девочке/мальчике?

 

7. Какие его поступки ты одобряешь?

 

8. А какие ты считаешь плохими?

 

Методика 3. Диагностика для определения  способности вступать в контакт

 

Для этой цели подготавливается следующий  материал: по два листа бумаги для  протоколов на каждого ребенка, где  записывается его имя, фамилия, дата. Один протокол получает тот взрослый, к кому будет обращаться ребенок, другой остается у воспитателя, куда он заносит все действия ребенка, начиная с принятия им задания и заканчивая содержанием второго протокола. На индивидуальное обследование детей отводится на два-три дня. Педагог заранее предупреждает коллег, согласившихся принять участие в эксперименте: следует не только выслушать ребенка, но и задавать встречные вопросы, отвечать на поставленные.

 

Ход исследования. Воспитатель собирает всю группу и спрашивает, к примеру, кто пойдет к медицинской сестре и спросит её от имени воспитателя, можно ли сегодня, в эту непогоду пойти на прогулку. (В протоколе фиксируются фамилии всех, кто изъявил желание). Аналогичное задание, но, разумеется, другого содержания и обращенное к другому сотруднику получают остальные участники.

 

Что заносится в протокол. 1. Вызвался ли выполнить поручение сам ребенок  или его попросили; как он отреагировал на просьбу. Важно учитывать следующее: а) ребенок должен знать, куда и к кому он идет; б) тот, к кому его направляют, в этот момент должен находится на своем рабочем месте. 2. Как ведет себя второй экспериментатор? Поздоровавшись с ребенком, выслушав его, спросив как зовут, из какой он группы, как зовут его воспитателя, отвечает на поставленные вопрос. По уходе дословно записывает ход встречи. По возвращении ребенка в группу воспитатель спрашивает, как прошла встреча.

 

Обработка данных. Высокий уровень: сам вызвался выполнить поручение, передал информацию и ответил конкретно на все вопросы взрослых; выполнил задание, но по поручению педагога. Средний уровень: сам вызвался выполнить поручение, но информацию передал не совсем точно. Низкий уровень: не изъявил желания, информацию передал неточно; отказался выполнить поручение.

 

Методика 4. Для выявления в общении  эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности возможен следующий метод  диагностики. Обследование проводится в группе с оппонентами и требует  подготовки. Речь идет об инсценировке - «силами» кукол - рассказа В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».

 

Цель: спровоцировать реакцию на действия персонажей - защитить уточку, предупредить ее об опасности. Все наблюдения заносятся  в протокол, заведенный на каждого  ребенка: количество высказываний, в том числе и эмоциональных, быстрота реакции на сложившуюся ситуацию (выступил в числе первых или последним, вместе со всеми или молчал). Все наблюдения заносятся в протокол, подготовленный на каждого ребенка.

Информация о работе Игра и ее значение в педагогическом процессе