Игра и ее значение в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
1.5 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Сюжетно.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

23. Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе. - М., Владос, 2009.

 

24. Петерина С.В. «Воспитание  культуры поведения у детей  дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2006г. (стр. 8)

 

25. Салахетдинова В.А.»Дидактические  игры и упражнения по сенсорному  воспитанию дошкольников», Москва, «Просвещение», 2006 (стр. 3-25)

 

26. Селевко Г.К. «Современные  образовательные технологии», М.: Народное образование, 2008г.( стр. 50-52)

 

27. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические  игры с математическим содержанием». Москва, «Просвещение», 2007. стр.5-21

 

28. Швайко Г.С. «Игры и игровых  упражнения для развития речи»,  Москва, «Просвещение», 2003 г. (стр. 3-8)

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

 

Список оппонентов, участвующих  в опытно-экспериментальном исследовании

 

№ 

Ф.И. ребенка 

Дата рождения 

Полных лет 

 

1.  

Олеся А. 

04.09.2005 

 

2.  

Лена Б. 

03.10.2006 

 

3.  

Олег Д. 

19.02.2006 

 

4.  

Света Д. 

27.01.2006 

 

5.  

Денис К. 

21.05.2006 

 

6.  

Надя О. 

08.10.2006 

 

7.  

Миша Л. 

20.05.2006 

 

8.  

Никита Н. 

22.06.2004 

 

9.  

Лена Р. 

26.07.2005 

 

10.  

Даша П. 

18.12.2006 

 

11.  

Даниил В. 

02.07.2005 

 

12.  

Саша Д. 

19.05.2005 

 

13.  

Настя Д. 

04.06.2005 

 

14.  

Миша К. 

17.01.2004 

 

15.  

Максим Щ. 

29.10.2004 

 

16.  

Люда У. 

05.01.2004 

 

17.  

Илья П. 

27.07.2005 

 

18.  

Кристина Г. 

04.12.2005 

 

19.  

Артем Ш. 

10.12.2006 

 

20.  

Марат Н. 

10.04.2005 

 

 

 

 Приложение 2

 

Субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных  характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Мною на первом этапе исследования было использовано несколько методов с целью выявления уровня развития коммуникативных навыков.

 

На формирующем этапе исследования мне необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

 

В ходе формирующего эксперимента мне  следует вовлекать в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.

 

В работе с этими детьми выявлять их особенности, попытаться вывести  их из состояния малоактивности путем  организации совместной с педагогом  игровой деятельности. Предложить ребенку сделать своими руками поделки, например, кукольную мебель, телевизор, пианино и т.п., целью налаживания контактов с детьми менее активными в общении.

 

Для развития диалога ввести беседу с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым»

 

Для развития сюжетосложения провести с детьми старшего дошкольного возраста игру - придумывания. При этом поставим следующий вопрос: "Что и как  придумывать?"

 

В совместной игре с детьми я буду постепенно переводить их ко все более  сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

 

Для этого сориентировать детей  на слушание друг друга, продолжение  рассказа партнера. Предложить рассказать о себе «Как я живу дома». Рассказ  должен происходить в свободной  обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, чтобы ребенок передал общий смысл. После его изложения предложить передать "ход" другому ребенку. Если дети затрудняются в изложении рассказа, то помочь им наводящими вопросами.

 

Тем же детям предложить новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку «Бабушкина избушка».

 

Игра - придумывания каждый раз должна занимать не более десяти - пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.

 

По мере овладения умениями совместно  комбинировать разнообразные события стимулировать детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включить детей в игру, где участником предложить роли, принадлежащие разным смысловым сферам - разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не "закрывать" предметными действиями работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществить в форме "телефонных" разговоров персонажей.

 

Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников использовать: 1) метод мозгового штурма; 2) метод гирлянд.

 

Перед началом мозгового штурма поставить задачу - начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых  малоактивных детей, чтобы не давил  страх перед авторитетом. Последним  будет высказываться руководитель. При этом запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая.

 

Мозговой штурм можно будет  провести незапланировано при решении  какой-либо задачи (например, бытовой), во время игры занятие, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Дети сами, по ходу, обсуждая, будут корректировать высказанные идеи, анализировать их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко…).

 

Гирлянды ассоциаций будут формироваться, в виде списка слов - это могут  быть все части речи, а также  сочетания слов. Отталкиваясь от исходного  слова, необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого "тянули" гирлянду. Например: дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкая - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарства -горькая - лук - грядка - огород - дорога…

 

Играть индивидуально или с  двумя - тремя детьми, так как в  большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций.

 

На основе полученных детьми знаний, умений и навыков в общении со сверстниками провести заключительную беседу «Нравственное воспитание».

 

Основные трудности при проведении эксперимента были связаны с принятием  ребенком взрослого как партнера в деятельности. Так, дети, участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится. По моим наблюдениям дети достаточно часто настороженно воспринимают входящего в группу взрослого. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченным воспитателем.

 

Вхождение воспитателя в детскую  деятельность и развертывание в  ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Я заметила, что дети стали часто обращаться ко мне, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда я поддерживала беседу детей о героях мультфильмов, находилась в курсе детских интересов, включалась в обсуждение детского замысла, считалась с мнением других детей, подчеркивала достоинства замысла ребенка. В ходе эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой я стремилась показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

 

Больших усилий, например, потребовало  налаживание контакта с Хамматулиным Ильнуром, практически не принимавшим, по моим наблюдениям, участия в совместной с другими детьми деятельности. Стремясь расположить мальчика к себе, я предлагала ему смастерить кукольную мебель, сама ненавязчиво вступала в игру; рассматривала с Ильнуром иллюстрации имеющихся в группе книг (обычное занятие мальчика); предлагала обсуждать содержание иллюстраций; пыталась в разговоре выяснить причины стремления ребенка к уединению. Выяснилось, что другие дети не принимают Ильнура в свои занятия, а почему, он «не знает». Я стала чаще предлагать мальчику поручения оказать помощь взрослому или детям, что-либо принести, к кому-либо обратиться с вопросом, подключал к деятельности детей. Внутри совместной деятельности старших дошкольников со взрослым я высказалась о достоинствах Ильнура, обращалась к нему при обсуждении замысла, демонстрировала его достижения. Через некоторое время я заметила, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал педагог.

 

В эксперименте я специально демонстрировала  свой эмоционально-положительный настрой  как в индивидуальном общении, так  и по отношению к различным  детским группа (объединенных, например, совместной деятельностью).

 

Для развития ролевого диалога проводилась беседа с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым».

 

Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность оценивать  свое отношение к позитивным и  негативным поступкам.

 

Ход беседы: дети отвечают на вопросы Петрушки, строится ролевой диалог между участниками беседы.

 

Вывод: Видя, что беседа угасает, я  брала на себя роль доктора, бабушки  и задавала вопросы тому или иному  ребенку. В результате игра принимала  иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи. Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью.

 

Также с детьми был прочтен рассказ  В.Осеевой «Синие листья» и проведена  последующая беседа о характеристике героев, их поступках, о названии рассказа и т.п.

 

Цель беседы: охарактеризовать поступки героев, дать им личностную характеристику, усвоить нормы морали.

 

Ход беседы: чтение рассказа В.Осеевой  «Синие листья», беседа.

 

Вывод: Наиболее инициативные дети стремились высказать свое мнение, смотря на них в ролевой диалог вступали наименее активные дети, не испытывая страха и стеснения в общении.

 

Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Я предлагала детям составить творческий рассказ  о себе. Рассказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для меня было важным, чтобы ребенок передал общий смысл.

 

Затем я предложила детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать  одну общую «Бабушкина избушка».

 

По мере овладения умением совместно  комбинировать разнообразные события, стимулировала детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, доктор звонит бабушке чтобы  узнать, как ее самочувствие после  недавнего заболевания).

 

С целью снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников создавалась  обстановка разрешения. Для этого  использовали метод мозгового штурма и метод гирлянд. Мозговой штурм  возникал незапланировано при решении  какой-либо задачи, при обсуждении нравственного поступка, случая или события из художественного произведения. Дети сами по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко и т.д.). В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.

 

Гирлянды ассоциаций формировались  в виде списка слов. Это могли быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например: дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкое - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарство - горькое - лук - грядка- огород - дорога.

 

Или: яблоко - сладкое - мороженое - холодное - снег - мокрый - дорога - длинная - сказка - Баба Яга - метла - улица - весело - день рождения - праздник - гости - вечер…

 

Метод гирлянд позволили дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели  между предметами, не отвлекаться  от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам  или отношениям. Интерес к совместной деятельности толкал их к обсуждению ассоциаций. В результате проведенной работы на данном этапе, я установила, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение.

 

В заключении с детьми была проведена  беседа «Нравственное воспитание»  на основе полученных знаний, умений и  навыков.

 

Цель: обогатить лексику, учить  детей связывать значение о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; активизировать мыслительную и речедвигательную деятельность детей; формировать социально-коммуникативные (сотрудничество, гибкость, терпимость); закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Информация о работе Игра и ее значение в педагогическом процессе