Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
1.5 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обработка данных. Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми. (Отметим: если в ситуации опасности, грозящей уточке во втором или третьем случае, ребенок включается в число первых, можно считать: уровень высокий.) Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.
Методика 5. Для определения умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей (проницательность). Обследование проводится в два этапа. Первый - исценирование сказки братьев Гримм «Заяц и Ёж»; второй - индивидуальная беседа по содержанию сказки: ее проводят двое взрослых - один задает вопросы («О чем договорились Ёж и Заяц? Кто победил в соревновании? Кто в действительности быстрее бегает? Кто более привлекателен - Ёж или заяц? Почему? Почему Ёж обманул Зайца?»), второй записывает ответы в протокол.
Обработка данных. Высокий уровень: ребенок отвечает на все вопросы. Средний: принимает, понимает поступок Ёжа, но не в состоянии точно охарактеризовать ситуацию. Низкий уровень: а) не понимает сути поступка героя (почему Ёж обманул Зайца), но при этом импонирует ему; б) поступок Ежа оценивает отрицательно.
Методика 6 «С кем бы я поехал в цирк»
Цель: выявление реальных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста после проведения системной работы по налаживанию контактов с детьми в группе, коррекции их взаимоотношения со сверстниками посредством организации и проведения сюжетно-ролевых игр.
Методика 7 Инсценирование сказок «Колобок», «Семеро козлят», «Бычок - смоляной бочок»
Цель: выявить эмоционально-
Ход беседы: воспитатель в данной методике задействовал несколько лиц: организатор (ведущий), 2 наблюдателя. Все данные заносились в протокол в следующей форме:
Протокол №1.
Активность, заинтересованность
уровень
Ф.И. ребенка
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Протокол №2
Взаимодействие со взрослым в игре, взаимодействие со сверстниками в игре
уровень
Ф.И. ребенка
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Обработка данных: Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми. Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.
2.2 Результаты исследования
Результаты проведения диагностики взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет»
Рисунок 1 - Результаты проведения диагностики взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет»
Лидеры (наиболее благополучные в
общении дети) обычно оказываются
дети, которые преуспевают в какой-
Дети, менее выбираемые в общении -- это обычно те дети, которые не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и к тому же крайне неуверенны в себе. Используя результаты обследования, можно определить, почему другие дети не любят данного ребенка, почему он сам не любит других, и выяснить, прав ли он, предполагая, что к нему плохо относятся, адекватна ли его самооценка.
Отверженный ребенок - это тот ребенок, с которым дети меньше всего предпочитают общаться.
Дальнейшим этапом моего исследования стала индивидуальная беседа на выявление определенных качеств личности ребенка.
Вывод: Таким образом, результаты данного исследования показали, что категория «лидеры» в группе составляет 45%, «дети, наименее выбираемые в общение» - 50%. Данный показатель говорит о том, что в группе оппонентов многие нуждаются в коррекции взаимоотношений. Процесс адаптации проходит у каждого ребенка по-разному. На это существует масса причин, в том числе и создаваемые воспитателем условия. Категория «Отверженный» ребенок составил 5%. Это можно объяснить тем, что ребенок (Марат Н.) не инициативный, при разговоре со взрослым испытывает страх, не охотно вступает в разговоры со сверстниками, на вопросы воспитателя отвечает с большим затруднением. Следует сказать, что семья данного оппонента неблагополучная, что и сказывается на его социальной адаптации и общении не только со сверстниками, но и с окружающими людьми.
Методика Беседа «Я и мои друзья…»
Цель: выявить определенные качества личности ребенка, его интересы и наклонности непосредственно в сюжетно-ролевой игре.
Вопросы:
9. В какие игры ты любишь играть?
10. Кем бы ты хотел быть в игре?
11. Почему нравиться эта роль?
12. Кого бы ты выбрал старшего в этой игре?
13. Почему ты выбрал именно этого(у) мальчика (девочку)?
14. Что тебе нравится в этой(м) девочке/мальчике?
15. Какие его поступки ты
16. А какие ты считаешь плохими?
Вывод: Проводя данное исследование, выяснилось, что большинство из группы оппонентов предпочитают совместные игры (дочки-матери, магазинчики, больничка, конструирование и. т.п.) 45% выбирают для себя роль ведущего, 55% второстепенную роль, 5% в качестве наблюдателя за игрой. Старшими в игре были выбраны следующие дети - Олеся А., Елена Б., Олег Д., Надежда О. Эти дети являются выявленными лидерами. Они активны в игре, умеют охотно вовлекать других в игру, не испытывают затруднений в общении, пробуждают интерес, обладают хорошим воображением. Большинство опрошенных выделили такие качества человека, как общительность, активность, доброжелательность заинтересованность, с которым они желают играть. Меньшинство - сочувствие, отзывчивость и т.п. Такие поступки, как уважать родителей, помогать им, слушаться их, воспитателя, не обижать животных, заботиться о бабушке с дедушкой и т.п. 100% опрошенных одобрили, и ими были названы плохие поступки, такие как рвать цветочки в саду, обижать сестру или брата, обзываться, бросаться камнями, драться и т.п.
Таким образом, анализируя полученные данные можно сказать, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений детей. Проблема взаимоотношений детей в группе детского сада очень сложна и крайне актуальна, но на сегодняшний день разработана еще слабо. По данным многих психологов в детских садах в каждой из обследованных групп 5--6-леток благополучными являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений со сверстниками.
Первый этап диагностики позволил мне выделить в старшей группе проблемных детей, нуждающихся в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.
Результаты методики 3 представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики для
определения способности
Количество
испытуемых (20)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Ф.И.О.
1
2
3
Олеся А.
Света Д.
Марат Н.
Елена Б.
Денис К.
Никита Н.
Олег Д.
Михаил Л.
Елена Р.
Надежда О.
Артем Ш.
Даша П.
Люда У.
Кристина Г.
Миша К.
Илья П.
Данил В.
Саша Д.
Анастасия Д.
Максим Щ.
Итого:
25%
60%
15%
Рисунок 2 - Результаты диагностики для определения способности вступать в контакт
Вывод:
Таким образом, анализируя
Результаты диагностики по методике 4 представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики по методике 4
Количество испытуемых (20)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Ф.И.О.
1
2
3
Олеся А.
Надежда О.
Марат Н.
Елена Б.
Света Д.
Никита Н.
Олег Д.
Денис К.
Елена Р.
Даша П.
Михаил Л.
Артем Ш.
Люда У.
Кристина Г.
Миша К.
Данил В.
Саша Д.
Настя Д.
Максим Щ.
Илья П.
Итого:
20%
65%
15%
Рисунок 3 - Результаты диагностики по методике 4
Вывод: Таким образом, проводя данное исследование, стоит отметить, что высокий уровень эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности проявили 20%. Это дети, наиболее выбираемые в общении, пользуются авторитетом, к ним прислушиваются, их мнение всегда поддерживают, с ними всегда соглашаются. 65% оппонентов высказывают свое мнение вместе со всеми, чаще всего соглашаются с мнениями наиболее активных детей. 15% опрошенных занимают позицию наблюдателя, они предпочитаю отмалчиваться в стороне, не охотно вступают в контакт.
Результаты диагностики по методике 5 представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики по методике 5
Количество испытуемых (20)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Ф.И.О.
1
2
3
Олеся А.
Надя О.
Марат Н.
Елена Б.
Света Д.
Никита Н.
Олег Д.
Денис К.
Елена Р.
Даша П.
Михаил Л.
Миша К.
Артем Ш.
Люда У.
Кристина Г.
Данил В.
Саша Д.
Анастасия Д.
Максим Щ.
Илья П.
Итого:
25%
60%
15%
Рисунок 4 - Результаты диагностики по методике 5
Вывод: Таким образом, следует сказать, что высокий уровень развития коммуникативных способностей обнаружен у небольшого количества испытуемых, примерно у 25% оппонентов (Олеся А., Елена Б., Олег Д., Даша П., Миша К.), что свидетельствует о низком уровне коммуникативной компетентности, а, следовательно, о не совсем благополучных взаимоотношений детей со сверстниками.
Констатирующий эксперимент
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Игра детей дошкольного
Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенном занятии «Семья» дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
На основе полученных данных, проведенных мною методик по исследованию коммуникативной эмоциональной сферы старших дошкольников было отмечено, что 20% детей (Олеся А., Елена Б., Олег Д., Даша П.) действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, охотно идут на контакт со взрослым и со сверстниками. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития коммуникативных способностей.
Ко второму (среднему) уровню коммуникативности было отнесено 65% из всех детей (Надя О., Света Д., Денис К., Миша Л., Артем Ш., Люда У., Кристина Г., Никита Н., Миша К., Лена Р., Даниил В., Саша Д., Илья П.), задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.
И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 15% дошкольников (Марат Н., Настя Д., Максим Щ.).
Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.
Информация о работе Игра и ее значение в педагогическом процессе