Игра и ее значение в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
1.5 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Сюжетно.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

курсовая работа [126,9 K], добавлен 13.02.2012

 

5. Роль воспитателя в обогащении  содержания сюжетно-ролевых игр  детей старшего дошкольного возраста

 Психолого-педагогическая проблема  организации сюжетно-ролевой игры, ее характеристика, основные  направления развития у детей старшего дошкольного возраста. Повышение педагогического мастерства воспитателей, выявление уровня развития, организация работы.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 16.11.2009

 

6. Формирование ролевой игры  у умственно отсталых детей дошкольного возраста в условиях детского сада

 Понятие ролевой игры, ее  функции и структура в учебном  процессе. Характеристика умственно  отсталых детей. Экспериментальное  исследование формирования ролевой  игры у умственно отсталых  детей старшего дошкольного возраста, анализ полученных результатов.

курсовая работа [509,8 K], добавлен 27.01.2011

 

7. Формирование взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста  в сюжетно-ролевых играх

 Игра как основной вид  деятельности дошкольника, место  данной деятельности в его жизни и личностном становлении. Своеобразие и особенности детской самостоятельной игры. Степень влияния сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникативных способностей детей.

аттестационная работа [639,9 K], добавлен 08.05.2010

 

8. Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников

 Характеристика сюжетно-ролевой  игры дошкольников, ее структура,  содержание, значение для становления  личности ребенка. Особенности  руководства игровой деятельностью  со стороны взрослого. Основа  игровых взаимоотношений у детей разных возрастных групп.

реферат [28,9 K], добавлен 13.01.2011

 

9. Педагогические условия для  развития игры детей дошкольного  возраста в условиях приюта (на  примере социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних "Козульский")

 Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста; педагогические условия ее развития. Оценка влияния среды социального приюта на игровую деятельность дошкольника на примере реабилитационного центра "Козульский".

дипломная работа [54,0 K], добавлен 06.05.2011

 

10. Сюжетно-ролевая игра детей  старшего дошкольного возраста

 Теоретические основы развития  креативности детей старшего  дошкольного возраста в игре. Проблемы развития креативности  детей. Особенности развития творческих  способностей дошкольников. Роль педагога в развитии креативности дошкольников в игре.

дипломная работа [68,7 K], добавлен 14.02.2007

 

 

Другие документы, подобные Психологические  особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

Страница:  1   2 

курсовая работа — скачать

 

 

Эффективным приемом руководства  играми детей старшего дошкольного  возраста является прямое участие педагога в игре детей, рекомендуется применять  игру педагога с подгруппой детей.

 

В руководстве детей большое  место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка, а педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

 

Руководство игрой должно строиться  на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой  игрой детей.

 

Педагог должен как можно чаще ставить  ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности  у детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

сюжетный ролевой игра дошкольный

 

Пяти - семилетний ребенок нуждается  в сверстниках, товарищах. В общении  с ними в детском саду он проводит 50-- 70% времени. Ежедневно помногу  раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит  от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит»), для игр и занятий -- тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Валей хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

 

По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей  старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются «деловые связи» (в труде, на занятиях).

 

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они  играют или рисуют, обращаются с  просьбой, подают упавшую вещь или  молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

 

В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они  связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали.

 

В освоении ребенком правил поведения  наблюдается определенная последовательность. Установлено, например, что правила  взаимоотношений в дошкольном возрасте детям освоить труднее, чем правила бытовые, потому что выполнение первых требует волевых усилий, и применять их нужно гибко, сообразуясь с часто меняющейся ситуацией. Исследования показали, что для усвоения правил поведения благоприятен младший и средний дошкольный возраст. Но только в старшем возрасте дети осваивают их значение и потому выполняют сознательно. Однако понимание это еще несовершенно.

 

Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические  беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Этому помогает рассматривание с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.

 

Формируя навыки общения, надо поднимать  авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес  к общению с новичком; учить  его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.

 

Работу с дошкольниками по овладению  правилами культуры общения целесообразно  осуществлять в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического  опыта. Задача педагога не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создать условия для превращения требований, предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы поведения.

 

Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребенка. При этом можно использовать различные методы и приемы, например беседу по сюжетным картинкам, в которых нравственная коллизия не решена до конца. В ситуации выбора ребенок, используя свои знания о правилах поведения и личный опыт, решает, как поступят персонажи.

 

Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой  игре формируется умение сделать  выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Например, дети играют в "шоферов больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины". Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, потому что щенок очень болен. Дорога к врачу - в противоположную сторону от плотины. Тот водитель, который согласится помочь девочке, может проиграть соревнование. Как поступят дети? Важно не только то, какое каждый их них примет решение, но и оценка действий партнера по игре и рассуждения по поводу того, кто будет назван настоящим победителем.

 

В данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила  главным инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании 20 оппонентов приняло участие. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. При повторном проведении данной социометрии Света Д. была выбрана наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах исследования. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком (Марат Н.). В ходе моего наблюдения можно отметить у данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

 

Контрольный этап позволил прийти к  выводу о том, что сюжетно-ролевые  игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид  деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).

 

Ребята стали сплоченнее, более  активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы  не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.

 

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Баркан А.И. Его Величество  Ребенок какой он есть. Тайны  и загадки. - М., АО "Столетие", 2006.

 

2. Богуславская З.М. «Развивающие  игры для детей младшего дошкольного  возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр.4-24)

 

3. Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые  игры дошкольников», Киев «Радянская  школа», 2008г. Стр.18-26

 

4. Бондаренко А.К. «Дидактические  игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 2005 г. (стр. 3-16).

 

5. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005

 

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная  психология: феноменология развития, детство и отрочество», М.: Просвещение, 2008г. (стр. 63-68)

 

7. Гербова В.В. «Методические  рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», Москва «Мозайка-Синтез», 2005 г. (стр.251-267)

 

8. Година Г.Н. « Воспитание  и обучение детей младшего  дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 95 - 101)

 

9. Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр.7-10)

 

10. Журнал «Дошкольное воспитание», 8/2008, (стр.17-22)

 

11. Журнал «Дошкольное воспитание», 1/2006, (стр.111-117)

 

12. Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр. 42-46)

 

13. Захарова Е.И. Исследование  особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 2006, №6

 

14. Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные  игры малышей». Москва, Просвещение, 2008 г. стр.3

 

15. Изгаршева В.М. «Игрушки и  пособия для детского сада»,  Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 54-70)

 

16. Козлова А.В. « Работа ДОУ  с семьей», Москва «творческий  центр», 2005 г. (стр.61)

 

17. Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 2008 г. (стр.12-14)

 

18. Кулагин С.Н. «Возрастная психология»,  Москва, «Просвещение», 2000г. стр.49

 

19. Логинова В.И. Дошкольная педагогика»,  Москва, «Просвещение», 2008 Г. (стр.92-136)

 

20. Лямина Г.М. «Воспитание детей  в старшей группе детского  сада», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 14 - 26)

 

21. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю  о детской игре», Москва, «Просвещение», 2006 г. (стр. 3-58)

 

22. Нечаева В.Г. «Воспитание дошкольника  в труде», Москва, «Просвещение», 2008 г. (стр. 18-25)

Информация о работе Игра и ее значение в педагогическом процессе