Игра как форма социально-педагогической деятельности с детьми дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить игру как форму социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с дошкольниками в условиях детского сада……………… …………………..5
Особенности развития дошкольников в игре. ………………………..5
Социально - педагогическая деятельность с дошкольниками в условиях детского сада. ……………………………………………………………..16



Глава 2. Анализ социально-педагогической деятельности с дошкольниками в ДОУ «Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области». ………………………….. ……………….....25

2.1.Воспитательная система ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»……………25

2.2. Роль игры в воспитании дошкольников в ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»…37

Заключение…………………………………………………………………. …42

Список использованных источников…………………………………………44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.77 Кб (Скачать файл)

 

                                    Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………..  3                                     

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с дошкольниками в условиях детского сада……………… …………………..5

    1. Особенности развития дошкольников в игре. …..5
    2. Социально - педагогическая деятельность с дошкольниками в условиях детского сада.  ..16

 

Глава 2. Анализ социально-педагогической деятельности с дошкольниками в ДОУ «Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области». ………………………….. ……………….....25

2.1.Воспитательная система  ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»……………25

2.2. Роль игры в воспитании  дошкольников в ДОУ « Детский  сад №1 р.п. Татищево Татищевского  муниципального района Саратовской  области»…37

Заключение…………………………………………………………………. …42

Список использованных источников…………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе та или иная функция выходит на первое место.

   Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка  в дошкольном возрасте принадлежит  игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством  формирования личности дошкольника,  его морально-волевых качеств,  в игре реализуются потребность  воздействия на мир. Игра вызывает  существенное изменение в его  психике. Известнейший в нашей  стране педагог А.С. Макаренко  так характеризовал роль детских  игр: «Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже  значение, какое у взрослого имеет  деятельность, работа, служба. Каков  ребенок в игре, таким во многом  он будет в работе. Поэтому  воспитание будущего деятеля  происходит, прежде всего, в игре…»

    Игра для ребенка - очень серьезное занятие. Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, педагог формирует взаимоотношение детей в игре. Один из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: « Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.

   В дошкольном возрасте  игра-ведущий вид социально-педагогической  деятельности детей. Ребенок проводит  в игре много времени. Она  вызывает существенные изменения  в его психике.

В игре формируются все  стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его  психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

   Цель курсовой  работы:  определить игру как  форму социально-педагогической  деятельности с детьми дошкольного  возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности развития дошкольников в игровой деятельности
  2. Изучить особенности социально-педагогической деятельности с дошкольниками в условиях детского сада
  3. Дать характеристику « Детский сад 1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»
  4. Определить роль игры в воспитании дошкольников « Детский сад 1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»

 Объект исследования: социализация дошкольников.

   Предмет исследования: Игра как форма социально-педагогической  деятельности с дошкольниками на примере « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области».

   Методы исследования  теоретические: анализ научной  и методической литературы над  проблемой исследования; эмпирические: целенаправленные наблюдения за  процессом развития детей, анализ  существующих программ научно-воспитательной  документации.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы социально-педагогической  деятельности с дошкольниками.

1.Особенности  развития дошкольников в игре

Дошкольное детство - достаточно большой отрезок жизни ребёнка.

   Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой" неудержимостью онтогенического потенциала к развитию". [19. с.163]. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение с близкими взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками. [9. с.74]. Ребёнок - дошкольник испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из данного противоречия и рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

   Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста не остаётся неизменной. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволяет выделить следующие основные направления развития игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста:

  • изменение количества участников и взаимоотношений между ними;
  • обогащение игровых действий;
  • развитие содержания сюжетной игры;
  • расширение тематики игр;
  • изменение требований к игрушке.

   Известный психолог Д.Б. Эльконин (1978) предлагал выделять 4 уровня (этапа) развития сюжетно - ролевой игры, связанные с динамикой обозначенных компонентов. Я считаю целесообразным остановиться на характеристики этих этапов, поскольку они не только описывают динамику игровой деятельности в норме, но в том или ином виде те же этапы проходит и развитие игры у детей с нарушением речевого развития.

   Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли ещё не обозначаются. На первом этапе сюжетно - ролевой игры дошкольники охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет - заменитель, ранее использованный в игре

   Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Однако теперь эти действия развёртываются более полно и последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В этой объединяются 2 - 3 человека.

   Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленные на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемещается с параллельным действием партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в играх не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Информация о работе Игра как форма социально-педагогической деятельности с детьми дошкольниками