Игра как форма социально-педагогической деятельности с детьми дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить игру как форму социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с дошкольниками в условиях детского сада……………… …………………..5
Особенности развития дошкольников в игре. ………………………..5
Социально - педагогическая деятельность с дошкольниками в условиях детского сада. ……………………………………………………………..16



Глава 2. Анализ социально-педагогической деятельности с дошкольниками в ДОУ «Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области». ………………………….. ……………….....25

2.1.Воспитательная система ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»……………25

2.2. Роль игры в воспитании дошкольников в ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»…37

Заключение…………………………………………………………………. …42

Список использованных источников…………………………………………44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.77 Кб (Скачать файл)

 

Основные идеи

 

Идея  развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности воспитанника его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей.

Идея  творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.

Идея  сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

Идея  открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

 

Принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
  2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
  3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  4. Принцип преемственности. Преемственность это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
  5. Принцип принятия ребёнка как данности.

 

Направления деятельности: воспитание гуманного отношения к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике; приобщение к здоровому образу жизни; развитие творчества.

Основные виды совместной деятельности детей и взрослых

  • Игра (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные, игровые тренинги и др.)
  • Комплексные занятия нравственной и эстетической направленности
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
  • Исследовательская (проектная) деятельность
  • Экскурсионная деятельность 
  • Организация досуга

 

Создание альянса родители - ДОУ - шаг к развитию в детском  саду неповторимой саморазвивающейся  воспитательной системы, в которой  все: и воспитатели, и дети, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания.

Отличительной чертой воспитательного  процесса  нашего ДОУ является его  развивающая направленность, которая  проявляется в создании условий, позволяющих каждому ребенку  реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы и желания. Ведущим  направлением работы педагогического  коллектива детского сада является воспитание всесторонне развитого ребенка. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных  отношений с детьми, стараемся  выработать единство требований педагогов  и родителей к вопросам воспитания.

Взаимодействие педагогов  с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего  воспитания. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы. Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физические и психологические аспекты? Как  наладить контакт с детьми? В какие  игры с ним играть? Анализируя эти  и множество других вопросов, с  которыми родители обращаются за помощью, педагогический коллектив решил  направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в  различных вопросах. Прежде всего - через родительское собрание. Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности на исследования Р. Овчаровой, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:

    • Групповые дискуссии
    • Игра-моделирование
    • Конструктивный спор
    • Вербальная дискуссия

В рамках взаимодействия с  семьёй в ДОУ, одной из эффективной  форм  поддержки является «Семейная гостиная». В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч – один раз в месяц с ноября по май. Тематика встреч определяется запросом родителей. Например:

    • Знаю ли я своего ребенка?
    • Подготовка детей к школе
    • Мы читающая семья?
    • Искусство хвалить
    • Взаимодействие с детьми
    • Нравственное отношение в саду и дома
    • Роль этикета в воспитании детей и др.

Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники и т. д.).

С целью сохранения и укрепления психического здоровья детей, их гармоничного развития в условиях ДОУ, в учреждении создана психологическая служба. Профессиональную помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ  оказывает педагог-психолог.  

 В целях оптимизации  детско-родительских отношений в  нашем ДОУ педагогом-психологом  реализуется коррекционно-образовательный  проект «Связующая нить» (приложение1) на базе подготовительной группы. Один из этапов проекта включает в себя цикл групповых занятий, в которых участвуют дети и родители.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и  понимаем его мы, взрослые. Процесс  ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решается во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том  случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается  ребенок, доступны, понятны, личностно  значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального  окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может  стать средством приобщения ребенка  к социальному миру.

Основные социальные институты, взаимодействующие с МДОУ: школа, музеи, Дом детского творчества, Школа искусств, Детская спортивная школа, Культурно-спортивный центр, библиотека.

В ДОУ составлен «социальный  портрет» ближайшего окружения, куда, кроме вышеперечисленных социальных институтов, входит описание близ лежащих объектов: магазины, почта, автостанция, перечень названий улиц и т. д.

Информация о работе Игра как форма социально-педагогической деятельности с детьми дошкольниками