Игра как форма социально-педагогической деятельности с детьми дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить игру как форму социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с дошкольниками в условиях детского сада……………… …………………..5
Особенности развития дошкольников в игре. ………………………..5
Социально - педагогическая деятельность с дошкольниками в условиях детского сада. ……………………………………………………………..16



Глава 2. Анализ социально-педагогической деятельности с дошкольниками в ДОУ «Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области». ………………………….. ……………….....25

2.1.Воспитательная система ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»……………25

2.2. Роль игры в воспитании дошкольников в ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»…37

Заключение…………………………………………………………………. …42

Список использованных источников…………………………………………44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.77 Кб (Скачать файл)

Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определенном направлении. Мотивация  призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную  перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.

Ключевая роль в поддержке  и усилении мотивации педагогов  принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:

  • Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
  • Удовлетворение социальных потребностей педагогов (информированность, знакомство с достижениями коллег, получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха, общение с коллегами посредством творческих встреч, конференций, семинаров);
  • Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (разработка и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры).

Руководитель ДОУ также  выстраивает стратегию взаимодействия с педагогическим коллективом:

  • Соблюдение норм этики в общении с коллегами;
  • Стимулирование обратной связи;
  • Обеспечение гибкости управленческих решений;
  • Учет пожеланий педагогов;
  • Справедливая оценка достижений;
  • Привлечение к работе в составе творческой группы;
  • Вовлечение в общественную деятельность;
  • Перевод на самоконтроль;
  • Содействие и поддержка в повышении квалификации педагогов;

 

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования.

Сбор информации о состоянии  воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Оперативный - направлен на ежедневное выявление основных показателей, характеризующих воспитательно-образовательный процесс, на определение причин его нарушения, а также одновременную выработку рекомендаций по устранению этих причин.

Тематический - направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон педагогического процесса, изучить его, объективно оценить.

Итоговый - проводится после завершения какого-либо отчетного периода и направлен на изучение комплекса основных факторов, повлиявших на результаты деятельности.

Составные части внутрисадового контроля – анализ воспитательного  процесса и планирование.

Функции прогнозирования  и планирования реализуются в  нерасторжимом единстве и направлены на улучшение деятельности образовательного учреждения, достижение более качественных конечных результатов воспитательно-образовательного процесса.

   Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы:

1. Образ ДОУ в сознании  педагогов, воспитанников, родителей. 

2. Образ выпускника как  идеальный результат воспитательной  системы. 

3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов  в детском саду.

4. Характер взаимоотношений  между различными субъектами  системы. 

5. Проверка временем (традиции, коллективные привычки).

6. Авторитет учреждения (отношение  к ДОУ работников органов управления  образованием, родителей, воспитанников).

 

Для исследования результативности воспитательной системы ДОУ № 1 используется совокупность критериев, показателей и методик изучения:

 

Критерии эффективности

Показатели

Методики изучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая компетентность

  1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
  2. Умение планировать этапы своей деятельности.
  3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
  6. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
  7. Умение организовать рабочее место.
  8. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Педагогическая диагностика  компетентностей дошкольников. Для  работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

 

 

Информационная  компетентность

  1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение и т. д).
  2. Умение делать выводы из полученной информации.
  3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
  4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
  5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
  6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Педагогическая диагностика  компетентностей дошкольников. Для  работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-коммуникативная  компетенция

  1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
  2. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  3. Умение получать необходимую информацию в общении.
  4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
  6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать).
  8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  9. Умение принимать и оказывать помощь.
  10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Педагогическая диагностика  компетентностей дошкольников. Для  работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

Каждое новое время  ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время подмены нравственных ценностей.  В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые  помогут осуществить задачу нравственного  воспитания подрастающего поколения, раскрыть её духовные качества, развить  нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

Наша концепция воспитания «Идти дорогою добра» предполагает создание в детском саду условий  для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе  успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Роль игры  в воспитании дошкольников в  МДОУ « Детский сад №1 р.п.  Татищево Татищевского муниципального  района Саратовской области».

   В практике педагогов ДОУ отмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постоянной экспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуют взаимодействию в игре. К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальных особенностей и способностей детей. Для того, чтобы дети овладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги, родители) должны играть вместе с ними. Зачастую этого не происходит по следующим причинам, мешающим обновлению работы детского сада: установка педагогов на обучающие занятия как приоритетную форму работы с детьми; недостаток содержания, адекватного запросам современных требований детей, позволяющих наладить совместную непринужденную деятельность в игре; жесткий режим дня, не предоставляющий возможности детям играть; недостаточная информационность детей, способствующая развитию сюжета игр.

Информация о работе Игра как форма социально-педагогической деятельности с детьми дошкольниками