Игра как форма социально-педагогической деятельности с детьми дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить игру как форму социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с дошкольниками в условиях детского сада……………… …………………..5
Особенности развития дошкольников в игре. ………………………..5
Социально - педагогическая деятельность с дошкольниками в условиях детского сада. ……………………………………………………………..16



Глава 2. Анализ социально-педагогической деятельности с дошкольниками в ДОУ «Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области». ………………………….. ……………….....25

2.1.Воспитательная система ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»……………25

2.2. Роль игры в воспитании дошкольников в ДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»…37

Заключение…………………………………………………………………. …42

Список использованных источников…………………………………………44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 98.77 Кб (Скачать файл)

   Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками. Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. Сначала взрослый, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще очень кратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать друг с другом - задача сложная даже для старших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместная самостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах (3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства, где дети могут играть, не мешая друг другу.

   В МДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области» проходят игры, которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку:

   «Имя»

   Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

   «Проигрывание ситуаций»

   Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании  и занял первое место, а твой  друг был почти последним. Он  очень расстроился, помоги ему  успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина,  тебе и сестре (брату), как ты  поделишь их? Почему?

- Ребята из твоей группы  в детском саду играют в  интересную игру, а ты опоздал,  игра уже началась. Попроси, чтобы  тебя приняли в игру. Что будешь  делать, если дети не захотят  принять тебя?

(Эта игра поможет ребенку  освоить эффективные способы  поведения и использовать их  в реальной жизни.)

   «Жмурки»

   Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

   «Зеркало»

   В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

   Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

 

Умение воспринимать себя адекватно ощущениям окружающих станет основой коммуникативных  навыков, которые нужно формировать  в дошкольном возрасте.

   Успешным является применение «метода социальной терапии или статусной психотерапии. Метод социальной терапии - метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, поддержки, социального одобрения и оценки ребенка значимыми другими - взрослыми и сверстниками» Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка:Учебное пособие.- М., 1997.- стр.97. Метод социальной терапии использует следующие приемы: специальный подбор игр, других видов деятельности, в которых ребенок с неудовлетворенной потребностью в социальном признании демонстрирует достаточно высокие результаты и успех.

   При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на все стороны развития ребенка.

   Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение  содержания игр расширяют представления  детей об окружающем мире и тех  сторонах действительности, которые  малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются  их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической  игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и  обучения.

   Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,-- в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи.

   В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение. Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях.

   Пока в дошкольных учреждениях такая позиция не находит места в работе с детьми. Несмотря на то, что достаточное количество ДОУ создали благоприятные условия для овладения усложняющимися умениями, возможности самих детей не реализованы. Воспитатели не владеют навыками формирования у детей игровых действий. В данном процессе отмечается стихийность, где организация жизни детей не носит целенаправленный характер. Отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогики сотрудничества. Если педагогу удается контролировать и совершенствовать способы общения с ребенком, проявлять внимание и отзывчивое отношение к нему, терпеливо и доброжелательно выслушивать каждого ребенка, ласково с ним обращаться и пр., то в процессе взаимодействия в игре не владеет индивидуальным подходом, сдерживая тем самым проявления его творческих способностей и инициативы. У некоторых педагогов отсутствует профессиональное умение удерживать позицию равноправного партнера при взаимодействии с детьми в игре.

   Так, выяснилось, что основная сфера приложения усилий педагога в течение рабочего дня - обучающие занятия, от чего дети устают, теряют свою познавательную активность, лишаются возможности общения и взаимодействия друг с другом.  Много времени и энергии воспитатель затрачивает на подготовку занятий. Тематика занятий не является продуктивной, способствующей развитию игры, игровых мотивационных ситуации, действии, т.е. информационная часть занятий не побуждает детей к развитию игровых сюжетов. Подавляющее большинство воспитателей отметили, что после проведенных занятий у них возникает чувство облегчения, как если бы основная дневная работа проделана (по 10-30 минут, 2-3-4 занятия). Как видно, установка только на занятия влечет за собой и распределение усилий педагога не в пользу других форм работы, а именно игровой деятельности детей.

   Может ли воспитатель, так выстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровой деятельности?

   К тому же имея дело с большой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются в ДОУ), педагог неизбежно сталкивается с ситуациями, когда необходимо упорядочить поведение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость. А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей в течение дня. По характеру поведения взрослого в этих раздражающих его ситуациях, можно косвенно судить о наличии признаков «профессиональной усталости», в результате чего в большинстве своем воспитатели не готовы включиться в качестве партнера в совместную непринужденную игровую деятельность с детьми. Педагог не владеет необходимыми для этой формы работы знаниями о детской деятельности и содержанием, адекватным запросам детей.

Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни  ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с  помощью сообщения детям новой  информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где  ребенок может играть, игровой  техники и т.д.), которые передаются из поколения в поколение, превращая  игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического  развития человечества игра приобретает  все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с  окружающим миром, усваивают моральные  нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение  реальной жизни в играх детей  зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.

   Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретается ребенком и задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.

   Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

     Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

   Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладывать взрослым предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игры и управление этой игрой не достигают свой практической цели.

   Дошкольники в  игре получают первый опыт  коллективного мышления. Ученые  считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как  отражение трудовой и общественной  деятельности взрослых людей.  Однако известно, что умение играть  возникает не путем автоматического  переноса, в игру усвоенного в  повседневной жизни.

  На примере МДОУ « Детский сад №1 р.п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области» воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решения определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных,  решение которых  позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решать ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Информация о работе Игра как форма социально-педагогической деятельности с детьми дошкольниками