Игра как способ активизации деятельности младшего школьника на уроках курса "человек и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности
1.2. Игра как метод формирования обучения
Глава 2. Методика проведения дидактических игр по программе А.А.Плешакова
§1. Возможности курса Плешакова для активизации учебной деятельности младших школьников
§2. Система игр, направленная на формирование учебной деятельности
§3. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Игра как способ активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира - копия.docx

— 89.59 Кб (Скачать файл)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

 

Факультет повышения квалификации кадров

 

 

Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования

 

 

 

ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»

 

Выпускная работа

                                                                    

 

 

 

 

                                                                     Исполнитель:

                                                                     учитель начальных классов

                                                                     ГУО «Средняя школа №62           

                                                                    г. Минск»

                                                                     Колбик Алина Анатольевна

 

                                                                     Руководитель:

                                                                     старший преподаватель кафедры

                                                                     педагогики и психологии

                                                                     дошкольного и начального

                                                                     образования

                                                                     Ковалёва Марина Владимировна

 

 

 

Минск 2014

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы

1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности

1.2. Игра как метод формирования обучения

Глава 2. Методика проведения дидактических игр по программе А.А.Плешакова

§1. Возможности курса Плешакова для активизации учебной деятельности младших школьников

§2. Система игр, направленная на формирование учебной деятельности

§3. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным вот задача первоначального обучения.» К.Д. Ушинский.

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Однако сложившаяся в России в XX веке авторитарная школа тормозила эти факторы, она просто не допускала их к ребенку. Ученик был объектом научения. Преобладающая его деятельность была деятельность по образцу (делай как я, думай как я, говори как я). Самостоятельность ребенка, его творческий потенциал были подавлены. К настоящему времени такой подход уходит из школы. Поэтому очень важно именно сейчас дать учителю в руки «инструмент», с помощью которого он вернет ребенку в учении его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению.

В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса.

Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.

В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, которые выступают как одно из факторов успешного обучения.

Цель исследования: выявить возможности дидактических игр как одного из способов формирования учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть суть понятия «учебная  деятельность»;

2. Выявить сущность дидактической  игры и её место в обучении  младших школьников;

3. Проанализировать программу УМК А.А. Плешакова с позиции темы исследования;

4.Разработать систему дидактических  игр, направленных на активизацию  учебной деятельности.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников;

Предмет исследования: игра как метод формирования учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: если включить достаточное количество разнообразных дидактических игр в учебный процесс, то улучшится качество формирования учебной деятельности.

Методы исследования:

1. анализ педагогической литературы;

2. педагогическое наблюдение;

3. беседа с учителями и учениками  начальных классов;

4. анкетирование учителей и учеников  начальных классов;

5. опытно-экспериментальная работа.

 

Глава 1. Понятие учебной деятельности младших школьников

 

1.1  Сущность понятия «учебная деятельность»

 

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая себя самого и условия своего существования.[7.]

Видов деятельности человека — огромное количество. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, генетически сменяющие друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации. Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд. [7.]

Трудовая деятельность развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность. Однако для этого труд должен быть посильным с постепенно возрастающей физической нагрузкой по мере развития сил.

В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Ребенок, начинающий сознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение.

Учебная деятельность — является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Процесс учения — это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.[22.]

Учебная деятельность направлена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Учебная деятельность, как и игра, — производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Ее выделение обусловлено появлением теоретического знания, содержание которого лишь частично проявляется в отдельных практических действиях и которое, следовательно, не может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями.

Сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

Как любая другая деятельность человека, учебная деятельность полимотивирована. Особое место в системе мотивов учебной деятельности принадлежит познавательному интересу, который представляет собой специфический, внутренний мотив учебной деятельности, без которого усвоение знаний из конечной цели может превратиться в условие достижения других целей, т. е. деятельность субъекта не приобретает учебного характера (или утрачивает его). Возможности и условия актуализации познавательного интереса в учебной деятельности определяются его направленностью (на результаты или способы познания) и уровнем развития (является ли он ситуационным или устойчивым, личностным). [14.]

При поступлении ребенка в школу учебная деятельность еще не сформирована; он должен научиться учиться. В освоении детьми учебной деятельности заключается одна из основных задач начального обучения в школе.

Формирование учебной деятельности младших школьников тесно связано с содержанием и способами обучения. Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний. Такая деятельность должна иметь адекватные побудители; ими могут быть только мотивы приобретения обобщенных способов действия, собственного роста и самосовершенствования.

Таким образом, структура учебной деятельности включает следующие элементы (по Б.А. Сосновскому):

1. Учебно-познавательные мотивы; их формирование – важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в первых классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.

2. Учебная задача; это не просто  конкретное задание, которое выполняет  ученик на уроке или дома, а  целая, упорядоченная система заданий. В результате их выполнения  открываются и осваиваются наиболее  общие способы решения класса  задач определенной научной области. Самое главное при формировании учебной деятельности - преодолеть ориентацию ученика на получение правильного результата при решении конкретной задачи и сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного общего способа действий.

3. Учебные действия, посредством  которых школьники воспроизводят  и усваивают образцы общих  способов решения задач и общие  приемы определения условий их  применения.

4. Контроль, функция которого состоит  в отслеживании правильности  и полноты выполнения учебных  действий.

5. Оценка, смысл которой состоит  в том, чтобы определить, сколь  полно освоен заданный способ действий, соответственно – оценка  относится как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом.

Учеными установлена определенная последовательность формирования учебной деятельности. Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться. Сначала все делает учитель: ставит задачу, демонстрирует образцы выполнения учебных действий, контролирует процесс выполнения каждого действия и оценивает, выполнена ли учебная задача каждым учеником. Лишь постепенно учитель включает учащегося в структуру учебной деятельности для самостоятельного выполнения ее отдельных элементов. В этом смысле, вначале субъектом учебной деятельности является учитель, который учит главному - умению учиться.[12.]

Позже субъектом познания становится ученик. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания.

Субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности. Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик.

Учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.[23.]

Уметь учиться необходимо каждому человеку на протяжении всей своей жизни, ибо, как считает Эльконин, что «раз появившись, та или иная форма деятельности и сотрудничества должна жить, пока жив ее носитель. Зарождаясь, она выполняет функцию ведущей, т.е. определяющей генеральное направление психического развития ребенка. Позднее она продолжает обслуживать тот круг жизненных задач, для решения которых она предназначена, имеет собственную территорию и собственный инструментарий (свои мотивы, цели, предмет, средства)». Так, о человеке, не овладевшем предметно-манипулятивным сотрудничеством говорят, что у него «обе руки - левые», ибо приобретение любой ручной умелости дается ему с трудом. Человек, не научившийся или разучившийся играть, страдает бедностью воображения, что ограничивает его творческие возможности. А несформированность учебного сотрудничества ведет к неумению учиться, т.е. всю оставшуюся жизнь совершенствовать себя в сфере мышления и деятельности.

Информация о работе Игра как способ активизации деятельности младшего школьника на уроках курса "человек и мир"