Игра как способ активизации деятельности младшего школьника на уроках курса "человек и мир"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:20, курсовая работа
Описание работы
В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
Содержание работы
Введение Глава 1. Теоретические основы проблемы 1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности 1.2. Игра как метод формирования обучения Глава 2. Методика проведения дидактических игр по программе А.А.Плешакова §1. Возможности курса Плешакова для активизации учебной деятельности младших школьников §2. Система игр, направленная на формирование учебной деятельности §3. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты Заключение Список литературы
Учебная деятельность не развивает те
способности, которые в основе своей нерефлексивны
- доверчивость, подражательность, фантазирование
с нулевым индексом реальности. Эти способности
развиваются в других видах деятельности,
которые могут быть обогащены через учебную
деятельность, но ни в коем случае не заменены
ею. Строя школьную жизнь ребенка, разрабатывая
учебные программы, планируя урок, проектировщик
и педагог должны в должной пропорции
сочетать все деятельности в каждый конкретный
момент обучения, иначе развитие ребенка
может оказаться однобоким.
Учебная деятельность развивает лишь
собственные новообразования, а совершенствование
всех дошкольных достижений психического
развития не должно происходить в учебной
форме. Учебная деятельность развивает
у младших школьников способность к рефлексии,
позволяющей отделять известное от неизвестного,
и с помощью гипотез относительно неизвестного
обращаться к основаниям собственного
действия и действиям партнера по совместному
решению новых задач (этим партнером может
быть и сверстник, и учитель). Умение спрашивать,
запрашивать недостающую информацию,
готовность к изменению сложившихся способов
действия, если они вступают в противоречие
с новыми фактами, критичность к действиям
и мнениям - собственным и чужим, нежелание
что-либо принимать на веру, независимость
в оценках и самооценках, привычка искать
доказательства и склонность к дискуссионным
путям решения любого вопроса - вот поведенческие
проявления рефлексивного развития младших
школьников как субъектов учебной деятельности.
Полноценное усвоение теоретических
понятий происходит в процессе решения
школьниками учебных задач, общий смысл
которых сходен с задачами, называемыми
в дидактике «познавательными».
Учебная деятельность по сути своей связана
именно с продуктивным (или творческим)
мышлением школьников. Творческие самостоятельные
работы в настоящее время организуются
в начальных классах при изучении любого
из учебных предметов. При выполнении
этих работ дети с необходимостью осуществляют
самостоятельный поиск пути решения задачи,
рассматривают его различные возможные
варианты.
Поэтому начальное обучение должно быть
направлено на решение этой важной задачи
современной школы — формировать у младших
школьников творческое отношение к учебной
деятельности.
С приходом ребёнка в школу изменяется
его ведущая деятельность из игровой превращается
в учебную и основным видом деятельности
ребёнка должно стать учение. Поэтому
в начальной школе необходимо заложить
в учащихся основы учебной деятельности.
Однако этот процесс осложняется возрастными
особенностями младшего школьника: слабой
переключаемостью внимания, его неустойчивостью,
непроизвольностью памяти и мышления.
Для преодоления этого и в учении должны
широко использоваться игровые формы
активности детей - учебная деятельность
младшего школьника должна быть пронизана
игровыми моментами. [1.]
1.2 Дидактические игры как средство активизации
учебной деятельности младших школьников
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра - это огромное
светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра - это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Игра - одно из замечательнейших явлений
жизни, деятельность, как будто бесполезная
и вместе с тем необходимая. «Игра оказалась
весьма серьезной и трудной проблемой
для научной мысли». [2.].
Различные исследователи и мыслители
обращались к этой проблеме - К. Гросс,
Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд
и другие. Но, при этом, ни одно из определений
не отражает, на мой взгляд, полностью
феномена игры, не охватывает подлинной
ее сущности.
Прежде всего, игра - это осмысленная
деятельность, т.е. совокупность осмысленных
действий, объединенных единством мотива.
Игра является выражением определенного
отношения личности к окружающей действительности.
[3.].
Основное положение, определяющее сущность
игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются
не в утилитарном эффекте и вещном результате,
и не в самой деятельности безотносительно
к ее результату, а в многообразных переживаниях,
значимых для играющего, сторон действительности.
[4.]
Игра - это деятельность, занятие детей
и занятие, обусловленное совокупностью
определенных правил, приемов, служащее
для заполнения досуга, для развлечения.
А так же это осмысленная деятельность,
т. е. совокупность осмысленных действий,
объединенных единством мотива.
Это два из нескольких определений, которое
дает четырехтомный словарь русского
языка.
По мнению С.Л.Рубинштейна, в игре совершаются
лишь действия, цели которых значимы для
индивида по их собственному внутреннему
содержанию. В этом основная особенность
игровой деятельности и в этом ее основное
очарование и лишь с очарованием высших
форм творчества сравнимая прелесть.[15.]
Игровая деятельность является ведущей
в дошкольном возрасте. Но и, придя в школу,
ребенок не может расстаться с ней.
«Он играет, а не учится!» - так часто говорят
родители про своих первоклассников.
Это происходит потому, что школьную
жизнь первоклассники воспринимают как
новую игру, игру с трудными, но интересными
правилами (как поднимать руку, как выходить
на перемену, как здороваться с учителем,
как складывать, числа, как обозначать
мягкость согласных...) Им очень нравится
выполнять роль «настоящего ученика».
Во-первых, они хотят получать удовольствие
от самого процесса занятий. Обещания
типа «вот научиться писать ровные палочки,
тогда тебе самому будет приятно смотреть
на свою тетрадь» не работают. Удовольствие
надо получать от самого писания палочек.
Поэтому к каждой палочке пририсовывается
головка, бантик или цветочек. При этом,
все окружающие тоже играют свои роли:
и одноклассники и учителя. Ранец, тетрадки,
линейка, пенал, ручки и прочие школьные
предметы так же являются атрибутами большой
игры. Эта увлекательная игра длится несколько
месяцев и помогает детям безболезненно
освоить социальную роль школьника и социальные
нормы школьного поведения. Ведь дети
с таким удовольствием в самом деле готовы
учиться чему угодно, но предъявляют к
процессу обучения собственные законные
требования творческих людей.
Увлечение ребенка школой как сложной
игрой по правилам надолго заслоняет от
него важнейшую интеллектуальную проблему.
«Игра является незаменимым средством
для того, чтобы все эти математические
понятия, правила русского языка и прочие
наполнились для ребенка личным смыслом,
стали собственной логикой ребенка».[20.]
Игра - один из тех видов детской деятельности,
которой используется взрослыми в целях
воспитания дошкольников, младших школьников,
обучая их различным действиям с предметами,
способам и средствам общения. В игре ребёнок
развивается как личность, у него формируются
те стороны психики, от которых в последствии
будут зависеть успешность его учебной
и трудовой деятельности, его отношения
с людьми. В школьный период игра приобретает
наиболее развитую форму.
Игра одновременно преследует три цели:
воспитательную, игровую и учебную. Огромное
положительное влияние оказывает игра
на учебную деятельность интеллектуально-пассивных
детей, на детей, испытывающих трудности
в обучении. Такие дети в игре способны
выполнить такой объем работы, который
никогда не выполнят в обычной учебной
обстановке. Очень важна и ситуация переживания
успеха для таких детей. Для них нужно
подбирать такие задания, с которыми они
могли бы справиться, постепенно усложняя
их. Возможны, так называемые, сдвоенные
задания, где первое подготавливает к
выполнению второго. Для младшего школьного
возраста учение – новое и непривычное
дело. Поэтому при знакомстве со школьной
жизнью игра способствует снятию барьера
между “внешним миром знания” и психикой
ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать
то, что заранее вызывает у младшего школьника
страх неизвестности, постоянно внушаемое
уважение к премудростям школьной жизни,
что мешает свободному освоению знаний.
Игры и логические задачи должны быть
в начальной школе обязательными структурными
элементами урока окружающего мира. Это
даст возможность учителю организовывать
познавательную активность учащихся начальных
классов.
Данилов И.К. в своей статье «Об игровых
моментах на уроках математики» предлагает
различать два основных типа игр: игры
с фиксированными, открытыми правилами
и игры со скрытыми правилами. Примером
игр первого типа является большинство
дидактических, познавательных и подвижных
игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные,
музыкальные, игры-забавы. Ко второму типу
относят игры сюжетно-ролевые. Правила
в них существуют неявно. Они — в нормах
поведения воспроизводимых героев: доктор
сам себе не ставит градусник, пассажир
не летает в кабине летчика.[6.]
Дидактическая игра - это активная деятельность
по имитационному моделированию изучаемых
систем, явлений, процессов. Главное отличие
игры от другой деятельности заключается
в том, что ее предмет - сама человеческая
деятельность. В дидактической игре основным
типом деятельности является учебная
деятельность, которая вплетается в игровую
и приобретает черты совместной игровой
учебной деятельности. Для дидактических
игр характерно наличие задачи учебного
характера - обучающей задачи. Ею руководствуется
взрослые, создавая ту или иную дидактическую
игру, но облекают её в занимательную для
детей форму. [10.]
Существенный признак дидактической
игры - устойчивая структура, которая отличает
её от всякой другой деятельности. Структурные
компоненты дидактической игры: дидактическая
задача, игровая задача, игровые действия
и правила.
Наличие дидактической задачи или нескольких
задач подчеркивает обучающий характер
игры, направленность обучающего содержания
на процессы познавательной деятельности
детей. Дидактическая задача определяется
учителем и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача, осуществляемая детьми
в игровой деятельности. Две задачи —
дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь
обучения и игры. В отличие от прямой постановки
дидактической задачи на занятиях в дидактической
игре она осуществляется через игровую
задачу, определяет игровые действия,
становится задачей самого ребенка, возбуждает
желание и потребность решить ее, активизирует
игровые действия.
Дидактическая задача реализуется на
протяжении всей игры через осуществление
игровой задачи, игровых действий, а итог
ее решения обнаруживается в финале.
Игровые действия составляют основу
дидактической игры — без них невозможна
сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее
игровые действия, тем интереснее для
детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи. Игровым
действиям детей нужно учить. Лишь при
этом условии игра приобретает обучающий
характер и становится содержательной.
Обучение игровым действиям чаще всего
не является прямым, а дается через пробный
ход, через показ действия при раскрытии
той или иной роли. В игровых действиях
проявляется мотив игровой деятельности,
активное желание решить поставленную
игровую задачу. По своей сложности они
различны и обусловлены сложностью познавательного
содержания и игровой задачи.
Игровые действия — это не всегда практические
внешние действия, когда нужно что-то тщательно
рассмотреть, сравнить, разобрать и др.
Это и сложные умственные действия, выраженные
в процессах целенаправленного восприятия,
наблюдения, сравнения, припоминания ранее
усвоенного, — умственные действия, выраженные
в процессах мышления. В разных играх игровые
действия различны по их направленности
и по отношению к играющим. В играх, в которых
участвуют все дети и выполняют одинаковые
роли, игровые действия одинаковы для
всех. При разделении детей в игре на группы
игровые действия различны. Например,
в играх с загадыванием и отгадыванием
загадок игровые действия у детей, которые
загадывают загадку и у детей, которые
отгадывают, разные. Игровые действия
не обязательно следуют одни за другими
в какой-то системе, последовательности:
они по-разному взаимодействуют, сочетаются,
подкрепляются одни другими в процессе
развития игры и усвоения познавательного
содержания.[17.]
Одним из составных элементов дидактической
игры являются правила игры. Их содержание
и направленность обусловлены общими
задачами формирования личности ребенка
и коллектива детей, познавательным содержанием,
игровыми задачами и игровыми действиями
в их развитии и обогащении. Правила содержат
нравственные требования к взаимоотношениям
детей, к выполнению ими норм поведения.
В дидактической игре правила являются
заданными.
Правила помогают направлять игровой
процесс. Они регулируют поведение детей
и их взаимоотношения между собой. Дидактическая
игра имеет определённый результат, который
является финалом игры, придаёт игре законченность.
Она выступает, прежде всего, в форме решения
поставленной учебной задачи и даёт школьникам
моральное и умственное удовлетворение.
Для учителя результат игры всегда является
показателем уровня достижений учащихся
в освоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической
игры взаимосвязаны между собой и отсутствие
любого из них разрушает игру.[21.]
Ведущей функцией дидактической игры
является образовательная функция, которая
становится основой потому, что содержит
дидактическую цель. В игровой ситуации
дидактическая цель ставится перед учащимися
в форме игровой задачи. Ученики в период
её выполнения усваивают общие принципы
работы с учебным материалом и используют
эти умения при решении других задач, где
эти знания и умения применимы.
Следующая функция – воспитывающая.
Она проявляется через воспитание положительного
отношения к предмету, трудолюбие и усердие
в познании нового. При правильной организации
игровой деятельности у учащихся формируется
умение вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения. В игре получают своё развитие
такие качества личности, как сила воли,
целеустремленность, активность, динамичность,
продуктивность мышления, вера в собственные
силы, проявляются такие черты характера,
как взаимовыручка и товарищество.
Дидактическая игра выполняет также
развивающую функцию. В целом процесс
усвоения знаний учащихся является нелёгким
и напряжённым трудом, постоянно требующим
внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых
усилий, максимальной интеллектуальной
работы. Поэтому для успешного обучения
необходимо тренировать эти психические
свойства. Таким образом, ребёнок познаёт
мир и развивается в специально созданных
для этого игровых условиях. Чем увлекательнее
организованы эти условия, тем полнее,
шире происходит его развитие и совершенствование,
т. е. обучение служит не только усвоению
знаний, но и развитию учащихся, а это,
в свою очередь, способствует повышению
эффективности обучения.
Следовательно, дидактическая игра через
занимательность, обучающую, воспитывающую
и развивающую функции способствует решению
дидактических задач процесса обучения
- образовательных, воспитывающих и развивающих.