Игра как способ активизации деятельности младшего школьника на уроках курса "человек и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1. Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности
1.2. Игра как метод формирования обучения
Глава 2. Методика проведения дидактических игр по программе А.А.Плешакова
§1. Возможности курса Плешакова для активизации учебной деятельности младших школьников
§2. Система игр, направленная на формирование учебной деятельности
§3. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Игра как способ активизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира - копия.docx

— 89.59 Кб (Скачать файл)

(Ученик читает материал учебника  о данном городе.)

Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский - монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом.

2) Далее мы оказываемся в Переславле - Залесском. (плакат )

(Чтение ученика.)

Микроитог: На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки…На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России.

3) А теперь в Ростов. (плакат )

(Чтение ученика.)

Микроитог: Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелейный.

4) От Ростова Великого недалеко  до Ярославля. (плакат )

(Чтение ученика.)

Микроитог: Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и приказывает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.

5) От Ярославля по реке рукой  подать до Костромы. (плакат )

(Чтение ученика.)

Микроитог: Город основан князем Юрием Долгоруким как крепость для защиты. Сейчас это крупный промышленный и культурный центр.

6) А теперь побываем в Суздале. (плакат )

(Чтение ученика.)

Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.

7) Наше путешествие по Золотому  кольцу заканчивается во Владимире. (плакат )

(Чтение ученика.)

Микроитог: В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Батый. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично созжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола.

3. Закрепление полученных знаний.

а) Соединить стрелкой город и соответствующую достопримечательность.

 

Суздаль

Успенский собор

Кострома

Музей-заповедник

Владимир

Церковь Ильи Пророка

Переславль - Залесский

Ипатьевский монастырь

Сергиев Посад

Ростовский кремль

Ярославль

Троице - Сергиева лавра

Ростов

Музей "Ботик Петра I"


 

 

б) Игра "Города Золотого кольца России"

Ученик кидает кубик и на выпавшую букву называет город, входящий в состав Золотого кольца России.

4. Итог урока

5. Домашнее задание

Напишите письмо другу - иностранцу о том, как выглядят современные города Золотого кольца России.

По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика испытуемых посредством тех же методик.

Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении результатов использования дидактических игр на урокам окружающего мира.

Для выявления этих результатов были проведены беседа и срез знаний. Данные о результатах анкетирования занесены в таблицу, где можно наблюдать динамику активности учеников.

В результате исследования выяснилось, что на уроках окружающего мира активны стали 30% учащихся, 47% средне активны, а пассивны лишь 23%.

 

Таблица № 7

 

Активны

Средне активны

Пассивны

Во время эксперимента

30%

47%

23%

Количество человек

8

11

5

До начала эксперимента

22%

38%

40%

Количество человек

4

6

8


 

 

Так же была дана срезовая работа, оцениваемая по тем же критериям, что и на первом этапе. Ее результаты так же занесены в таблицу. Для сравнения успеваемости были преведены результаты предыдущего среза знаний.

 

Таблица № 8

Оценки

5

4

3

2

3 человека

10 человек

9 человек

3 человека

13%

41%

38%

8%

5 человек

8 человек

4 человека

1 человек

28%

44%

22%

6 %


 

 

Примерные задания:

1. Какая наука изучает строение  тела человека?

а) физиология

б) анатомия

в) филология

г) генетика

2. Какой орган защищает внутренние  части тела от различных повреждений, бактерий, холода и жары?

а) легкие

б) печень

в) спинной мозг

г) кожа

д) селезенка

3. Полезен ли пот, который выделяет  кожа?

а) да, он делает кожу более упругой

б) да, он охлаждает тело и удаляет из организма вредные вещества

в) нет, он загрязняет кожу

г) нет, он вымывает из организма питательные вещества

4. Выбери правильный ответ: Какую  работу в организме выполняет  скелет?

а)является опорой тела. Защищает внутренние органы

б) передает сигналы от головного мозга к оргам

в) переваривает пищу

г) приводит тело в движение

5. Почему человеку необходимы  витамины?

а) они обеспечивают организм энергией

б) являются «строительным материалом для тела человека»

в) необходимы для сохранения и укрепления здоровья

г) они делают пищу вкусной и вызывают хороший аппетит

6. Расположи органы пищеварительной  системы в той последоательности, в какой через нее проходит пища:

а) желудок

б) пищевод

в) толстая кишка

г) глотка

д) ротовая полость

е) тонкая кишка

7. откуда в организме берется  углекислый газ?

а) лиз воздуха

б) побразуется при работе всех органов тела

в) образуется при переваривании пищи

8. какие болезни называются инфекционными?

а) пищевые отравления

б) простудные заболевания

в) возникающие при заражении человека болезнетворными бактериями или вирусами

Так же было проведено повторное анкетирование учеников, с целью выяснить, повысился ли интересс к предмету «Окружающий мир».

 

Таблица № 9

Нравится ли тебе урок окружающего мира?

Да

Нет

Не очень

До проведения эксперимента

9 чел.

3 чел.

12 чел.

После проведения эксперимента

17 чел.

-

7 чел.


 

 

Контрольный эксперимент показал, что у большего количества учеников повысился интерес к урока окружающего мира. Выявилась положительная динамика: повысилась активность работы учеников на уроках, учителя отметили, что материал стал усваиваться легче, меньше времени дети тратили на приготовление домашних заданий по данному предмету, повысилась учебная мотивация у ребят с низким уровнем успеваемости.

Интересен и тот факт, что многие ученики рассказывали, как они пытались повторить некоторые игры дома, вовлекая младших братьев и сестер, а также остальных родственников.

Таким образом, изучение практики использования игр в преподавании окружающего мира показывает, что этот вид деятельности детей используется неадекватно его значимости. Это можно объяснить отсутствием системного описания содержания учебных игр и недостаточной разработанностью методики их применения в данном курсе.

Исходя из итогов экспериментальной деятельночти миожно сделать вывод, что дидактические игры помогли в формировании познавательного интереса, доказали свою эффективность - дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Ученики, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ребята соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя дидактические игры, учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) - в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.

Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приемов преодоления пассивности учеников. Игра воспитывает у школьников дисциплинированность, ответственность и коллективизм.

 

Заключение

 

В процессе работы над темой был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме. В результате чего был сделан вывод, что вопрос об использовании игры в обучении стоял давно(к нему обращались Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), но в последнее время интерес к этой проблеме сильно возрос со стороны педагогов, авторов УМК.

Тем не менее, не все авторы включают игровой материал в свои учебники, тетради и методические пособия. А.А.Плешаков был первым, кто начал использование игрового материала в своих учебниках и тетрадях. В связи с этим был проведен анализ УМК «Окружающий мир: Мир вокруг нас», в результате чего я пришла к выводу, игровых заданий достаточно много, но они не достаточно разнообразны, и используются не на всех этапах урока(в основном это актуализция знаний в начале урока и закрепление полученного материала дома).

В связи с этим, в ходе исследования, учитывая рекомендации автора, была разработана система игра и занесена в таблицу № 1. Эти игры были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что уроки окружающего мира на являются любимыми среди учеников, дидактических игр используется мало, учителя испытывают трудности при подборе игрового материала. Так же был проведен срез знаний, который показал высокий процент оценок «4» и «3», что говорит о невысокой усвояемости знаний.

В ходе формирующего эксперимента дидактические игры были включены в ход уроков и проведено наблюдение за изменением активности учеников на уроках окружающего мира.

Контрольный эксперимент, проведенный после формирующего, показал, что ребята стали более активны на уроках, сами уроки стали интересней, повысилась успеваемость, что показал новый срез знаний (количество оценок «5» увеличилось, а «3» снизилось).

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет большое значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда следует, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

 

Литература

 

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 1988., с 202.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г. - 316с.

3. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая  игра, как активный метод социально-психологической  подготовки // Теоретические и методологические  проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

4. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

5. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.

6. Данилов, И.К. Об игровых моментах  на уроках математики // Математика  в школе. – 2005.- №1.- 98с.

7. Для подготовки данной работы  были использованы материалы  с сайта azps/

8. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. - 2004.- №6.- 87с.

9. Клепиниа З.Ф. Аквелева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Изд. Центр «Академия» 2004 стр.248-251

10. Кругликов В. Н., 1988 Википедия

11. Контроль и оценка результатов  обучения в начальной школе (Методическое  письмо от 19.11.98 г.)

12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология >> Как связаны между  собой учебная деятельность и  другие виды деятельности младших  школьников?

13. Плешаков А.А. Программа и тематическое  планирование. Просвещение, 2008г.

14. Психология развития.Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей  психологии. СПб., 1998.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Информация о работе Игра как способ активизации деятельности младшего школьника на уроках курса "человек и мир"