Игра на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе теоретической литературы раскрыть понятия дидактическая игра, игровые технологии, игровые формы на уроках истории;
Определить место и роль дидактической игры, а также раскрыть основные принципы построения дидактической игры на уроке истории;
Разработать учебное занятие по теме «Великая Отечественная война» с применением игровой технологии на уроке истории.
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории

Файлы: 1 файл

курсовая методика.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

б) Подготовка непосредственно  перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию  ТСО, вывесить схемы, картины); проверить  готовность учащихся к игре.

3. Введение в  игру

а) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в …» или «А чтобы вы лучше  запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи  с этим есть такая игра…». Этого  достаточно, чтобы ребята обрадовались и настроились на другой характер работы. Желательно, чтобы при предложении  игры говорилось ее название. Тогда  в дальнейшем сами ребята смогут проявить инициативу в построении и планировании учебно-игровой деятельности. Но иногда возможны какие-то необычные формы  предложения.

б) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Многое усвоится в самой игре, если кому-то что-то не понятно.

в) Выбор участников игры. Представьте, что учителю нужно  выбрать четырех участников для  игры, а в классе нет желающих. Если учитель сам выберет игроков, часть активных ребят тут же могут  с негодованием «выключиться» из игры, потому что не их выбрали. Они  найдут, на что обидеться. Но можно  сделать иначе - тот же выбор игроков  обыграть, преследуя образовательные  и дисциплинирующие цели. Учитель  объявляет: « Для игры нужно четыре участника, но поскольку желающих много, мы поступим так: на доске нарисована головоломка. Первые четыре человека, которые быстрее других в тетради  напишут решение и будут участниками». Тогда уже для возмущений будет  меньше поводов, так как выбор  был осуществлен по справедливости.

4. Ход игры

Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание - это скрытая часть « айсберга», которая должна волновать учителя  до начала игры. Как только игра началась, главное - это игровое действо. Ведь чем интереснее и занимательнее  игра, тем больший развивающий, образовательный  и воспитательный результаты могут  быть достигнуты.

а) Начало игры.

На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил игры. Они проясняются в игре первых же участников. И тогда учителю  нужно остановить игру и кратко объяснить, что нарушено и как правильно  нужно участвовать в игре. Но не менее важно, чтобы игра набрала  обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это  « в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями  « Ускоряем темп!», « Долгая пауза!»…

б) Развитие игрового действия (кульминация).

На этой стадии максимально  проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (если таковые есть). Организатору важно следить за выполнением  правил и иногда « добавить поленья  в горящий костер», то есть подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь интересное в его участии, кроме того, можно  подзадорить болельщиков или  зрителей и т.д. Если в начале игры нарушение правил можно простить, то сейчас всякое нарушение должно быть четко отмечено, участники получают штрафные очки или выходят из игры.

в) Заключительный этап игры.

Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение; не следует  ждать, что игра сама надоест учащимся. Нужно вовремя поставить точку, чтобы не только не только не пропало  созданное игрой приподнятое  настроение, но и не расфокусировалось  направленное на изучаемый материал внимание. Для того чтобы вовремя  остановить игру, нужно заранее сказать  о приближении ее окончания (например: «Еще два участника и мы заканчиваем!»). У ребят, таким образом, появляется время, чтобы психологически подготовиться  к окончанию игры. Это один из приемов, чтобы избежать того момента, когда дети всем классом будут  просить: « Ну давайте еще поиграем!»; это облегчит переход к другим видам деятельности.

5.Подведение итогов (оценка и поощрение школьников ).

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как  справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто  оказался лучшим и что помогло  ему достичь победы).

Сложен момент объявления результатов соревнования, занимающего  большую часть урока или даже выходящего за его пределы (исторической викторины, конкурса и т. д. Ведь класс  может перессориться, так как  для каждого принимавшего участие  его группа всегда кажется лучшей. А иногда так получается, что лучше  участвует группа, которая меньше всего готовилась (хороший экспромт). Естественно, другим группам, которые  потратили много времени на подготовку, обидно. Учитель должен понимать все  это и умело принимать решения. Ведь жесткие эмоциональные конфликты  не входят в расчет педагогов. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом  коллективе после игры, проведенной  на уроке, - вина учителя.

6.Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального    состояния класса).

Для оценки игровой деятельности самими учащимися можно предложить им « Карточки оценки результативности игры. Конечно, хорошо бы провести обсуждение или анкетирование о прошедшей  игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой  А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель - оценка учащимися  своего эмоционального состояния в  ходе какого-либо мероприятия [28, c.18].

Рассматривая варианты исторических игр для изучения нового материала  то на этом этапе игра ложится в  основу игровой учебно-познавательной задачи. Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (имена, даты, термины, образы и особенности эпохи и т.д.) из изучаемого нового материала.

Постановка игровой учебно-познавательной задачи, предваряющей изучение нового материала, обычно предстает как  введение в игру или напоминание  об игре, которая будет проводиться:

а) непосредственно при  изучении нового материала ;

б) после изучения нового материала (при закреплении, при  проверке домашнего задания);

в) через несколько уроков при обобщении материала.

Все эти игры прямо или  косвенно помогают достичь образовательных  целей при изучении нового материала  [29, c.35].

Чтобы выяснить, как игры соотносятся с изучением нового и постановкой учебно-познавательной задачи, начнем с первого варианта. Рассмотрим пример ролевой игры «Земский собор». Здесь игровая учебно-познавательная задача выступает как введение в  игру, которая будет проводиться  непосредственно при изучении нового материала. Тема урока: «Положение об отмене крепостного права». Перед уроком учитель рассаживает учащихся для  групповой работы, разделив класс  на пять групп. Учитель: «Сегодня на уроке  у нас будет игра. Представьте  себе, что вы присутствуете на воображаемом земском соборе, созванном по вопросу  принятия «Положения об отмене крепостного  права». Какие группы представителей России собрались сегодня на Земский  собор? Помещики черноземных губерний, помещики нечерноземных губерний, промышленники  уральского региона, промышленники  уральского региона, промышленники  южного и центрального районов, крестьяне, император /персональная карточка для  сильного ученика» (Учитель, называя  группы, раздает карточки с таким  же названием каждой группе). В реальности в начале 1860-х годов Земский  собор могли созвать, но не созвали, ограничившись обсуждением крестьянского  вопроса в редакционных комиссиях, в центральном и провинциальном комитетах. Однако мы попробуем пофантазировать  и представить, что в начале 1860 г. подобное собрание представителей, заинтересованных в крестьянском вопросе, было созвано, и попытаемся, исходя из наших знаний об интересах разных групп населения вообразить и  воссоздать картину возможного обсуждения на Земском соборе основных положений  крестьянской реформы. Я сегодня  выступаю в роли Председателя Государственного Совета. Все группы должны внимательно  выслушать мой доклад об основных моментах «Положения», а затем нам  всем необходимо обсудить данный проект, каждая группа должна выразить свое отношение  к нему и внести поправки. Вы можете делать пометки для себя или записывать вопросы». Ребята слушают доклад, затем  задают уточняющие вопросы по теме, касающиеся интересов их группы.

Опытно-экспериментальная  работа показала, что учащиеся начинают задавать большое количество вопросов после объяснения учителя. Это необходимо иметь в виду при планирование времени, приходящегося на каждый этап урока. После объяснения учитель  возвращается к заданию: « Итак, сейчас будет дано время для обсуждения в группах. После этого вы должны будете отметить: а) что вам понравилось  в « Положении»; б) что не понравилось ; в) какие поправки вы бы внесли в  этот проект». Если не хватает времени, не стоит спешить и имеет смысл  перенести прения на начало следующего урока. Тогда поправки и замечания  к « Положению об отмене крепостного  права» - это домашнее задание с  продолжением игры на следующем уроке.

Что дает подобное игровое  задание и сама игра ...?

Первое - это интересная деятельность учащихся с учебным материалом. Чтобы  наглядно показать преимущество деятельностного  подхода, представим данные психологов: « от услышанного учащимися в  течении урока у них в памяти остается в среднем 10 % содержания, от воспринятого через чтение закрепляется 30 % , наблюдение учащимися какого либо предмета или явления оставляет  в их памяти в среднем около 50 % воспринятого, практические действия учащихся с учебным материалом составляют в их памяти в среднем 90 % воспринятого ».

Второе - эмоциональное восприятие материала, непосредственное, живое  в нем участие.Третье - возможность  развития многостороннего, полифанического  восприятия истории [30, c.11].

Потенциал игры, будучи задействованным  при постановке учебно-познавательной задачи, повышает качество самой игры, создавая условия для привлечения  творческой активности каждого на стадиях  разработки сценария и режиссуры. Поскольку  подготовка к конкурсу проходит в  группе, подобная работа в классе позволяет  каждому накопить идеи для обсуждения. Одновременно и процесс обучения «работает» на игру, исторические знания повышают уровень инсценировки. И  усвоение новой темы становится необходимым  не для абстрактной цели, а для  реализации сегодняшних насущных потребностей подростков (в самосознании, общении  и реализации своих возможностей), для осуществления интеллектуального  и творческого общения на материале  истории.

Мы рассмотрели пример игры, которая не относится только к изучению нового материала, но тем  не менее имеет непосредственное отношение к этому этапу урока  и помогает эффективно решать его  дидактические задачи.

Также необходимо рассмотреть  варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического  материала. Можно предложить как  игры с правилами, так и ролевые  и комплексные игры. Критерием  отбора данной серии игр являлась их занимательность для школьников и простота их подготовки и исполнения на уроке истории. Игры описываются  на примерах какой- либо темы из курса  истории. Но это не значит, что игра не может быть проведена по другой теме или правила могут быть изменены [31, c.44].

Предлагаемые игры приближены к тем, в которые дети играют на улице, в летних лагерях отдыха, поэтому  очень просто объяснять правила  игры, они знакомы им. Отдельные  игры можно провести при изучении нового материала, для этого детям  не нужно заранее владеть исторической информацией, они овладеют ею в процессе игры. Некоторые игры проводятся на основе знаний одного параграфа, что  удобно для применения этих игр не только на уроках обобщения, кружковых  и факультативных занятиях, но и  непосредственно на уроках истории.

Таким образом можно предложить следующие варианты игр для закрепления  и обобщения исторического материала  на уроках истории: [32, c.119].

  • Игра «Аукцион», игра позволяет обобщить материал темы под определенным углом зрения. Она может с успехом применятся в начале учебного года на первом вводном занятии любого исторического курса, с ее помощью учащиеся могут вспомнить материал предыдущего курса истории.
  • Игра «Исторический снежный ком», игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т. д.
  • Игра «Вассал – сеньор», игра закрепляет усвоение иерархической структуры феодального общества Европы, разряжает обстановку, выполняя роль физпаузы (так как не несет серьезной интеллектуальной нагрузки), усиливает положительный фон на уроке.
  • Игра «Историческая азбука»,  игра развивает гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания учащихся.
  • Игра «Отгадай героя», Эта игра позволяет учителю выявить как сквозь увеличительное стекло логические способности учащихся. Игра приучает учащихся мыслить логически, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам. 
  • Игра «Ассоциация», Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством этой игры, работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошел мимо внимания учащихся.

 Мы видим ассортимент  дидактических игр по изучению  нового материала, закреплению  и обобщению исторических знаний  огромен, варианты предложенных  исторических игр тем самым  способствуют развитию творческих  способностей учащихся.

Таким образом, игра – это  такой вид деятельности, где ученик может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремится развивать  инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Учитель постепенно передает свои позиции лидера в организации  игровой деятельности, становясь  косвенным организатором. Где происходит постепенное развитие самостоятельности  учащихся, а учитель постоянно  отходит от роли организатора к роли консультанта, участника игры или  даже простого зрителя. Он как бы передает эстафетную палочку игрового творчества учащимся, реализуя развитие по настоящему партнерских взаимоотношений, приобретая замечательных помощников в организации  учебно-игровой деятельности.  

Информация о работе Игра на уроках истории