Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа
Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе теоретической литературы раскрыть понятия дидактическая игра, игровые технологии, игровые формы на уроках истории;
Определить место и роль дидактической игры, а также раскрыть основные принципы построения дидактической игры на уроке истории;
Разработать учебное занятие по теме «Великая Отечественная война» с применением игровой технологии на уроке истории.
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории
В игре среди сверстников
потребность в признании
Развитие личности ребенка
зависит не только от характера взаимоотношений
со взрослыми, но и от влияния сверстников.
Симпатия к другому ребенку переходит
постепенно в потребность в общении
с ним. Потребность в общении
со сверстниками развивается прежде
всего на основе совместной деятельности
в игре, а так же по поводу игры.
Сверстники влияют друг на друга. Именно
в условиях общения ребенок сталкивается
с необходимостью применять на практике
усваиваемые нормы поведения
по отношению к другим людям, приспосабливать
эти нормы и правила к
В игре существует два вида
взаимоотношений - игровые и реальные.
Игровые и реальные отношения
детей далеко не одно и тоже. То, что
мы наблюдаем в ходе игры, обнаруживают
прежде всего знания ребенка и
его представления о том, как
надо было поступать. В реальные отношения
эти представления во все не обязательно
переносятся. Если мальчик или девочка
в роли доктора проявили заботу о
«больном», то через несколько минут
выйдя из игры, бывший врачеватель
может беззаботно отнять игрушку
у того же «больного», обращая внимание
на реальные, а не игровые слезы.
Если ребенок взял на себя роль продавца
или покупателя, то он представляет
в игре межличностные отношения
людей. Здесь помимо отношений купли-продажи
разыгрываются отношения
Для учителя так же много
проблем в содержании межличностных
отношений детей. От души и таланта
воспитателя зависит, будут ли дети
способны к сопереживанию, сострадать
к великодушию или
Итак, игровая деятельность, организованная в специальное внеурочное время, и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.
Игры с правилами дают
ребенку возможность войти
Совместные игры и учения детей создают условия для развития таких значимых социальных качеств, как способность реализации потребности в общении для всеобщей пользы и удовольствия. Умение встать в отношение зависимости и руководства со сверстниками. Умение оказать реальную и эмоциональную помощь. Способность к индивидуальной дружбе и коллективизму, способность к сопереживанию - сочувствию и сорадости.
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд психолого - педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории [18, c.159].
Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Таким образом, ребенок на уроках истории может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре проходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов.
Педагогической технологией
обычно называют направление педагогики,
которое имеет целью повысить
эффективность
В последние годы нетрадиционные
формы уроков используются учителем
истории довольно широко. Интерес
вызван многими обстоятельствами. Утверждается
новый стиль педагогического
мышления, ориентирующегося на интенсивное
и эффективное решение
Игра на уроке истории – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.
Методисты давно выделили два важнейших признака учебной исторической игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем. По которым выделяются различные классификации исторических игр на уроках.
Игры классифицируют по различным
признакам: по целям, по числу участников,
по характеру отражения
Если рассматривать
1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);
2) интерактивные игры
с непосредственным
Рассмотрим основные виды исторических игр:
Рассматривая основные виды исторических игр, необходимо выделить деловую игру как одну из основных видов исторических игр, которая способствует повышению активности ученика на уроке.
Деловая игра – моделирование
процессов и механизмов принятия
решений. В деловой игре процесс
выработки решений происходит в
условиях поэтапного, многошагового
уточнения необходимых
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы.
Выделяют два подвида деловых игр – игры-обсуждения и игры-исследования.
В процессе игры-обсуждения
воссоздаётся воображаемая
Так, на уроке-киностудии
три «режиссёра» создают свои
творческие объединения,
Игра-исследование строится на воображаемой ситуации, возникающей в наши дни. В отличии от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности её «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, научный доклад [20, c.162].
Таким образом, для деловых игр характерны следующие особенности:
Также необходимо рассмотреть
Деловые игры с элементами ретроспективности.
В играх такого рода участвуют
как наши современники, так и «очевидцы
событий», которые встречаются для
обсуждения важных вопросов, ведут
диалог о прошлом. «Очевидцы» могут
участвовать в современных
Также в нашей работе, необходимо рассмотреть ретроспективные игры. Наряду с термином «ретроспективные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе таких игр моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Каждый ученик получает роль представителя определённой общественной группы или исторической личности. Главные признаки ретроспективной игры – эффект присутствия и следование принципу исторической беллетристики («так могло быть»). Школьник, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, в некоторых случаях готовит костюм, продумывает внешний облик. Он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа.
Ретроспективные игры помогают
ученику «вжиться» в