Игра на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе теоретической литературы раскрыть понятия дидактическая игра, игровые технологии, игровые формы на уроках истории;
Определить место и роль дидактической игры, а также раскрыть основные принципы построения дидактической игры на уроке истории;
Разработать учебное занятие по теме «Великая Отечественная война» с применением игровой технологии на уроке истории.
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории

Файлы: 1 файл

курсовая методика.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

В игре среди сверстников  потребность в признании получает развитие на принципиально новых  основаниях: если взрослый стремится  поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные  отношения, в которых переплетены  моменты соревнования и взаимной поддержки. В игре и отношениях по поводу игры отрабатываются притязания ребенка. Потребность в признании  проявляется в двух планах: с одной  стороны ребенок стремится «быть  как все», а с другой - « лучше, чем все». Эта мотивация определяет сами достижения ребенка и развитие его как личности. Дети ориентируются  на достижения сверстников. Поэтому  мотив «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка  и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же самое время ребенок  в игре притязает и на то, чтобы  « быть лучше, чем другие». Он начинает борьбу за высокий статус и роль в игре [15, c. 69].

Развитие личности ребенка  зависит не только от характера взаимоотношений  со взрослыми, но и от влияния сверстников. Симпатия к другому ребенку переходит  постепенно в потребность в общении  с ним. Потребность в общении  со сверстниками развивается прежде всего на основе совместной деятельности в игре, а так же по поводу игры. Сверстники влияют друг на друга. Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения  по отношению к другим людям, приспосабливать  эти нормы и правила к разнообразным  конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают  ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения  к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей  цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы  поведения. Нередко между ними возникают  конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями  и правами сверстника. Но именно в игре ребенок открывает для  себя ту истину, что без сопереживания  другому, без уступки другому  он сам остается в проигрыше. Отношения  по поводу игры и отношения игры выступают в действительности как  школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком [16, c. 119].

В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые и реальные отношения  детей далеко не одно и тоже. То, что  мы наблюдаем в ходе игры, обнаруживают прежде всего знания ребенка и  его представления о том, как  надо было поступать. В реальные отношения  эти представления во все не обязательно  переносятся. Если мальчик или девочка  в роли доктора проявили заботу о  «больном», то через несколько минут  выйдя из игры, бывший врачеватель  может беззаботно отнять игрушку  у того же «больного», обращая внимание на реальные, а не игровые слезы. Если ребенок взял на себя роль продавца или покупателя, то он представляет в игре межличностные отношения  людей. Здесь помимо отношений купли-продажи  разыгрываются отношения взаимной зависимости в соответствии с  установленными в игре правилами. Средство, которое должно определить успех  каждой стороны,- вежливость. Вежливость и готовность к сопереживанию  у детей в случае не успеха партнера в общем, деле часто уступают место  злости и грубости. Воспитание у  ребенка потребностей в истинной вежливости - многотрудный, длительный процесс [17, c. 211].

Для учителя так же много  проблем в содержании межличностных  отношений детей. От души и таланта  воспитателя зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, сострадать к великодушию или непосредственно  возникающие неудовольствие по поводу сверстника станет нетерпимостью, негативной чертой личности. Мы уже убедились  в том, что развитие личности ребенка  будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Но реализации этой же потребности могут сопутствовать  такие негативные образования, как  зависть - чувство злой досады, вызванное  благополучием, успехом другого, недоброжелательность - чувство неприязненного настроя, вражды. Притязая на главную роль в игре, на победу в соревновательной игре с правилами и других аналогичных  ситуациях, ребенок при не успехе может пережить острое чувство зависти  и ненависти. Оно вызывается стремлением  быть успешнее, чем другие. Притязающему ребенку становится сложно сопереживать успешному - он сам хочет быть успешным. В то же время успешный, радуясь  своей победе, может испытывать не просто эгоистическую радость, но и  пережить злорадство - злобную радость  из-за неуспехе другого.

Итак, игровая деятельность, организованная в специальное внеурочное время, и игровые моменты урока  дают ребенку ощущение свободы при  выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

Игры с правилами дают ребенку возможность войти психологически в мир сложной зависимости  правил, обязанностей и прав. Любое  правило заключает в себе взаимную связь прав и обязанностей. Конечно, ребенок еще не может сформулировать тезиса о том, что «нет прав без  обязанностей, нет обязанностей без  прав» ,однако через правила учения с помощью учителя он в наглядной  форме осваивает социально значимую истину [18, c. 156].

Совместные игры и учения детей создают условия для  развития таких значимых социальных качеств, как способность реализации потребности в общении для  всеобщей пользы и удовольствия. Умение встать в отношение зависимости  и руководства со сверстниками. Умение оказать реальную и эмоциональную  помощь. Способность к индивидуальной дружбе и коллективизму, способность  к сопереживанию - сочувствию и сорадости.

Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд психолого - педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории [18, c.159].

Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это  мощный стимул в обучении, это разнообразная  и сильная мотивация. Посредством  игры гораздо активнее и быстрее  происходит возбуждение познавательного  интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов  в игре гораздо больше, чем у  обычной учебной деятельности. Некоторые  подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности  и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах  учебной деятельности, другие - чтобы  получить высокую оценку, третьи - чтобы  показать себя перед коллективом, четвертые  решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой  деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Таким образом, ребенок на уроках истории может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В  игре проходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось  в трудах многих педагогов.

 

2    Роль игры в  преподавании истории

2.1 Игровые технологии  на уроках истории

 

Педагогической технологией  обычно называют направление педагогики, которое имеет целью повысить эффективность общеобразовательного процесса, достичь запланированных  результатов обучения.

В последние годы нетрадиционные формы уроков используются учителем истории довольно широко. Интерес  вызван многими обстоятельствами. Утверждается новый стиль педагогического  мышления, ориентирующегося на интенсивное  и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объёма учебного времени, на творческо-поисковую  самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения. Новое содержание исторического образования включает альтернативные подходы к решению  и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и  событий. Рассмотрение этих вопросов без  приобретения опыта ведения диалога, спора, дискуссии, без приобщения к  творческой деятельности невозможно. Коммуникативный диалог способность  к моделированию и прогнозированию  – это те качества личности, которые  призван формировать школьный курс истории.

Игра на уроке истории  – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определённая ситуация прошлого или  настоящего, «оживают» и действуют  люди, участники исторической драмы. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения  субъекта к исторической действительности.

Методисты давно выделили два важнейших признака учебной  исторической игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем. По которым выделяются различные  классификации исторических игр  на уроках.

Игры классифицируют по различным  признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Н.К. Ахметов и Ж.С. Хайдаров выделили имитационные, символические и исследовательские  игры. Первые ассоциируются с игровым  моделированием той или иной сферы  труда (имитация реальности), вторые основаны на четких правилах и игровых символах, третьи - связаны с новыми знаниями и способами деятельности [19, c.162].

Если рассматривать классификацию  В.Г. Семенова то он  выделял:

1) интерактивные игры  с опосредованным воздействием  на ученика (ребусы, кроссворды);

2) интерактивные игры  с непосредственным воздействием  на ученика (сюжетно-ролевые игры); 3) неинтерактивные (индивидуальные  игровые задания). Этот же исследователь  классифицирует игры по степени  импровизации: 1) игры с ролями  и сюжетом (импровизационные); 2) игры  с четким каноническим сюжетом  (канонические); 3) бессюжетные игры (кроссворды) [20, c.159].

Рассмотрим основные виды исторических игр:

  • Деловые игры;
  • Деловые игры с элементами ретроспективности;
  • Ретроспективные игры;
  • Тренинговые игры.

Рассматривая основные виды исторических игр, необходимо выделить деловую игру как одну из основных видов исторических игр, которая  способствует повышению активности ученика на уроке.

Деловая игра – моделирование  процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс  выработки решений происходит в  условиях поэтапного, многошагового  уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей  дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники  анализируют ситуацию, принимают  и обсуждают решения, а также  вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д. Деловая игра моделирует ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает  в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потомка исторического  персонажа).

Деловая игра позволяет найти  решение сложных проблем путем  применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных  методов работы.

 Выделяют два подвида  деловых игр – игры-обсуждения  и игры-исследования.

 В процессе игры-обсуждения  воссоздаётся воображаемая ситуация  нашего времени – диспут, симпозиум,  «круглый стол», телемост, киносъёмка, телепередача и др. В своей  обучающей основе такие игры  очень близки к дискуссиям, целиком  строятся на учебном диалоге.  Как правило, они ориентированы  на импровизацию, хотя обязательно  имеют определённую программу,  план.

 Так, на уроке-киностудии  три «режиссёра» создают свои  творческие объединения, подбирают  «сценаристов», «звукооператоров»,  «дикторов», «актёров». Учащиеся  получают задание познакомиться  с литературой по проблеме, определить  жанр фильма, написать сценарий, создать иллюстрации, подобрать  музыку, подготовить афишу. Целесообразно  рассказать школьникам о возможных  жанрах фильма: документальный фильм-хроника,  основанный на воспроизведении  хода событий; художественный  фильм-воспоминание на документальной  основе (по мемуарам и иным  источникам); художественный фильм-диалог, построенный как беседы участников  событий; фильм-экранизация литературного  произведения.

Игра-исследование строится на воображаемой ситуации, возникающей  в наши дни. В отличии от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности её «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, научный доклад [20, c.162].

Таким образом, для деловых  игр характерны следующие особенности:

  • жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
  • регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;
  • конфликтность и скрытые резервы. Как известно, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет решить ситуацию;
  • отсутствие полной информации, т.е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия;
  • влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;
  • наглядность последствий принимаемых решений.

Также необходимо рассмотреть  Деловые игры с элементами ретроспективности. В играх такого рода участвуют  как наши современники, так и «очевидцы  событий», которые встречаются для  обсуждения важных вопросов, ведут  диалог о прошлом. «Очевидцы» могут  участвовать в современных формах общения – телемостах, митингах, пресс-конференциях, судах, клубах путешественников и др. Модернизация исторической действительности в данном случае оправдывается тем, что игра позволяет одновременно решать две задачи: оценивание событий  и их реконструкции.

Также в нашей работе, необходимо рассмотреть ретроспективные  игры. Наряду с термином «ретроспективные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе таких игр моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев  и участников событий прошлого. Каждый ученик получает роль представителя  определённой общественной группы или  исторической личности. Главные признаки ретроспективной игры – эффект присутствия  и следование принципу исторической беллетристики («так могло быть»). Школьник, как правило, придумывает имя, факты  биографии, профессию, социальное положение  своего героя, в некоторых случаях  готовит костюм, продумывает внешний  облик. Он должен иметь представление  о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа.

Ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое время, почувствовать колорит эпохи.

Информация о работе Игра на уроках истории