Игра на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе теоретической литературы раскрыть понятия дидактическая игра, игровые технологии, игровые формы на уроках истории;
Определить место и роль дидактической игры, а также раскрыть основные принципы построения дидактической игры на уроке истории;
Разработать учебное занятие по теме «Великая Отечественная война» с применением игровой технологии на уроке истории.
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории

Файлы: 1 файл

курсовая методика.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

И. В. Кучерук предлагает все ретроспективные игры разделить  на несколько подвидов: [21, c.51].

1) формально-реконструктивные игры, иллюстрирующие исторические события, документально воссоздающие обстановку определённой исторической эпохи (другое название – театрализованное представление);

2) формально-конструктивные игры, герои которых в сюжет и уста «очевидцев» событий вкладываются их собственные оценки, учитывающие их жизненный опыт, опыт исторического развития (эти игры называются также театрализованными); 3)неформально-конструктивные игры, которые могут отступить от чёткого сюжета и регламента, дают простор воображению и творческой деятельности участников (другое название – ролевые игры дискуссионного характера).

С учётом современного опыта  проведения ретроспективных игр  в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно  разделить на ролевые и неролевые.

Неролевые игры близки к  играм с внешними правилами, но они  воссоздают историческое прошлое, их действие происходит в далёкую эпоху. Целесообразно  различать подвиды неролевых  игр.

Конкурсные игры моделируют ситуацию прошлого, в которой люди определённой эпохи демонстрируют  своё мастерство, достижения, смекалку. Учитель получает возможность проверить  знания учащихся, а участники игры применить эти знания. Соревновательный дух игры «зажигает» ребят, резко  повышает мотивацию к познанию прошлого. Таковы, например, «Олимпийские игры в  Древней Греции», «Город мастеров» (о средневековом городе), «На  ярмарку в Шампань» (о средневековой  торговле), «Европейцы в Новом Свете» (о Великих географических открытиях) и др. [21, c.52].

 Маршрутные игры (воображаемое  путешествие, заочная экскурсия)  – это особая форма урока,  когда учащиеся переносятся в  прошлое и «путешествуют» в  определённой пространственной  среде (прогулка по древнему  городу, плавание по реке, полёт  на хронолёте и пр.). Они чётко  определяют географические контуры  исторической действительности, намечают  маршрут, придумывают остановки,  фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в  путешествии. 

Особенность этих игр состоит  в том, что учащиеся не получают очевидных  для них ролей. Если эти роли им предлагаются, то игра приобретает  черты ролевой и неролевой  одновременно.

Ролевые игры основаны на разыгрывании определённых ролей участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого. Принято выделять несколько  подвидов ролевых игр [22, c.36].

Театрализованные представления  имеют чётко прописанный сценарий, воссоздают различные образы и картины  прошлого, предполагают наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуждении разыгранных  сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и  место действия, исторические явления, представителей различных социальных слоёв.

Театрализованные игры отличаются тем, что тексты персонажей не прописаны  заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации, но «осовременивание» прошлого не допускается, игра должна восстанавливать реальную историческую эпоху. В театрализованной игре,  в отличие от представления, могут участвовать все ученики  данного класса.

В основе проблемно-дискуссионной  игры лежит воображаемая ситуация прошлого, но действие строится не по сценарию, а  вокруг обсуждения важного вопроса  или проблемы. Роль учителя сводится к постановке проблемы и промежуточных  вопросов, распределению ролей. Результат  игры заранее не предопределяется, может быть предложено несколько  решений или не принято ни одного. Главное в игре – участие каждого  ученика в обсуждении проблемы.  

Приведённая выше классификация  исторических игр основана на трёх главных критериях: характер ролей  участников; условия воображаемой ситуации; жёсткость сценария, соотношение  «заданности» и импровизации в деятельности участников [23, c.171].

Существуют также игры с внешними (жёсткими) правилами  и игры, основанные на алгоритме  деятельности. Их называют тренинговыми. К ним можно отнести настольные игры (лото, домино, поле чудес); ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, сюжетные игры («неотосланная депеша», расшифровка  иероглифов, тексты с ошибками и  др.) [24, c.15].

 В целом, подводя  итог использования различных  видов исторических игр на  уроках можно сказать следующее: 

- заметно повышается успеваемость  по предмету, ответы становятся  более глубокими, продуманными, практически  всегда высказывается личная  точка зрения;

- изменятся микроклимат  в классном коллективе: появляется  взаимопонимание, внимательное отношение  к мнению одноклассников;

- повышается интерес к  истории, что проявляется в  чтении исторической литературы, обсуждении проблем исторической  науки не только на уроках, но и в свободное от занятий  время.

 

 

2.2 Методологические  принципы организации и проведения  игр на уроках истории

 

 

Историческое образование  сегодня - один из наиболее сложных  и противоречивых элементов в  системы образования Республики Казахстан. Перед учителем истории  он ставит важные цели и задачи, решение  которых способствует обучению и  воспитанию нового поколения. Так, общей  целью исторического образования  учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, развитие личности на основе знания прошлого и умения ориентироваться  в важнейшим достижениях мировой  культуры.

Из цели вытекают и задачи исторического образования:

-  обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества, т, е. создать условия для овладения ими определенной системой знаний, умения;

- ориентироваться в исторических  сведениях, понимать и давать  объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи;

- на основе развития  эмоциональной сферы личности  средствами воздействия на нее  исторических образов воспитывать  уважение и пробудить уважение  и пробудить интерес учащихся  к истории и культуре своего  и других народов, сформировать творческое отношение к миру;

- развить личность учащихся  на основе овладения историческими знаниями языком культуры (при этом собственно интеллектуальные способности могут развиваться на основе мыслительных операций по составлению и анализу исторических фактов) [25, c. 21].

 Реализация целей и  задач исторического образования  происходит больше всего во  время основной формы организации  учебно-воспитательного процесса - на уроке. Эффективность достижения  целей и задач зависит от  эффективного использования на  уроке того или иного метода, приема.

Повышение эффективности  урока в современных условиях требует прежде всего продуманного и умелого использования учителем идей оптимизации учебно-воспитательного  процесса, а также использование  нетрадиционных форм обучения.

Урок необходимо рассматривать  как звено хорошо продуманной  системы работы учителя. На уроке  решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся. Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума. Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический  характер, обладая периодичностью в  дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала темой курса и имеет следующие дидактические части: [26, c.28].

- изучение нового материала;

- закрепление материала;

- повторение изученного  ранее;

- контроль (диагностика ) знаний;

- применение знаний к  решению задач;

- формирование практических  умений и навыков.

Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих  задач обучения. В то же время  урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так  и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок - это показатель производительности труда учителя  и учащихся.

Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выборы формы  зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических  особенностей, контакта учителя с  учениками.

Чтобы рассмотреть дидактическую  игру на уроке истории, необходимо понять, что же такое игра вообще и что  есть игра дидактическая. Дидактическая  игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение - это  « процесс целенаправленной передачи общественно - исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая  игра - условная занимательная для  субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Понимание сущности дидактической  игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты): [27, c.51].

- деятельность, понимаемая  как важнейшая форма проявления  жизни человека, его активного  отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются  психические процессы, формируются  умственные, эмоциональные и волевые  качества личности, ее способности  и характер;

- условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на не отождествлённость образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «невзаправду», «понарошку» ( К.С. Станиславский выражает это словами «если бы» или «как будто»).

Таким образом, деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

Как создается игра, какова ее структура? ... Игра как таковая, имеет  два компонента: деятельностный и  условный, которые могут наполняться  разным содержимым и делать одну игру совершенно не похожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или  иную деятельность в игру. Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как  труд или упражнение.

Игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный  материал становится содержанием условного  компонента, а развивающий - содержанием  деятельностного компонента. В дидактической  игре отчетливо просматривается  двойственный характер: при объяснении игры для детей главное - сама игра, а для учителя главное - дидактический  результат (методическое значение игры). Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации. Упражнения и задачи из школьных учебников - это не игра, так как детям  часто неинтересно содержание задачи или упражнения, но если занимательной  условности придается большое значение, то учебное задание становится игровым  заданием, а иногда превращается в  настоящую игру [28, c.31].

Целесообразно рассмотреть  структуру организации игры и  ее основные компоненты.Структура организации  игры включает:

  1. Выбор игры

На этом этапе происходит отбор содержания исторического  материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического  плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, учитель должен четко  представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто  зависит оформление замысла, игровые  действия, содержание формулировка правил, ход игры.

2. Подготовка  игры

а) Предварительная подготовка учащихся к игре. Не все игры содержат этот этап. Задача учителя заключается  в том, чтобы все дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная  подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в  основном относится к ролевым  играм . Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят  самостоятельность. И вообще, не следует  перегружать детей подготовкой  к игре, лучше стараться помогать им уже в ходе самой игры: воодушевить, подсказать верное решение (когда это  возможно), поддерживать высокий тонус  и т.д.

Информация о работе Игра на уроках истории