Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа
Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе теоретической литературы раскрыть понятия дидактическая игра, игровые технологии, игровые формы на уроках истории;
Определить место и роль дидактической игры, а также раскрыть основные принципы построения дидактической игры на уроке истории;
Разработать учебное занятие по теме «Великая Отечественная война» с применением игровой технологии на уроке истории.
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории
Рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий на уроках истории, необходимо отметить что «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных Педагогических игр.
В данной главе целесообразно рассмотреть практическое применение одной из игровых технологий на уроке истории, при изучении темы «Великая Отечественная Война», а именно проведение историко-познавательной игры «Великая Отечественная война: год за годом».
Историко-познавательная игра «Великая Отечественная война: год за годом» может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории в 9-х классах. Она может проходить и как самостоятельное мероприятие во время проведения Недели обществоведческих дисциплин в школе. Игра проводится как интеллектуальное соревнование. Её можно организовать как во внеучебное время, так и в классе как урок нетрадиционного типа. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют раздел, посвящённый истории Великой Отечественной войны, и формируют команды для проведения конкурса.
Выбираются капитаны команд. В конкурсе участвуют две команды по пять человек. Зрителями и вместе с тем участниками игры могут быть одноклассники соревнующихся команд. Игру проводит учитель истории, он является ведущим. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников. Конкурсное время — один урок. Мероприятие проводится в большом кабинете или в актовом зале. Данная историко-познавательная игра позволяет в игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной войны; дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении литературы, посвящённой данной теме; воспитывать уважение к прошлому нашей страны, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Историко-познавательная игра «Великая Отечественная война: год за годом»
Цель урока: В игровой форме проверить знания у учащихся по истории Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательная: На основе материалов о Великой Отечественной войне, обобщить и систематизировать знания по данной теме и раскрыть значение этой захватнической войны.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся уважение к славному прошлому нашей страны, чувство патриотизма, мужества и стойкости перед трудностями.
Развивающая: Развить у учащихся через историко-познавательную игру способности к самостоятельному мышлению, анализу фактов, исторического материала.
Тип урока: Урок проверки и учета знаний
Форма урока: Историко - познавательная игра «Великая Отечественная война: год за годом»
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, словесный, поисковый, компаративный.
Средства и оборудование
урока: учебник, выставка книг и плакатов,
посвящённых Великой
Литература:
План урока:
1 этап: «1941 г. Трагическое начало»
2 этап: «1942 г. Горечь новых поражений»
3 этап: «1943 г. Коренной перелом»
4 этап: «1944 г. Освобождение»
5 этап: «1645 г. Победа»
Ход урока
Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем историко-познавательную игру «Великая Отечественная война: год за годом», наш урок посвящён одной из самых трагических, но одновременно наиболее славных страниц истории нашей страны — Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941-1945 гг. Нам предстоит поэтапно вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к великой Победе, а также вклад Казахстанцев в победу над фашизмом. Игра проводится как интеллектуальное соревнование, благодаря чему мы обобщим и систематизируем полученные ранее знания по теме ВОВ. Игра состоит из пяти этапов, содержательно соответствующих годам и событиям Великой Отечественной войны. Каждому этапу игры соответствует своя группа заданий, которые выполняют участники команд и болельщики («группа поддержки»). Конкурс состоит из пяти туров. Вам будут представлены различные задания, а жюри будут оценивать вас и начислять баллы. В конце урока мы подведем итоги и наградим команду победителей отличными отметками.
Ход игры:
I ЭТАП. «1941 г. Трагическое начало» (5 мин.)
Ребята мы знаем, что с 22 июня 1941 г. нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью — так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. Как же сложились для советского народа эти тяжёлые дни? В этом туре поочередно отвечаете на мои вопросы (30 секунд для ответа на один вопрос.)
Вопросы для I этапа:
1. Для похода на Восток
гитлеровское командование
2. Уже в июне 1941 г. появилось
стихотворение, вскоре ставшее
словами известной советской
песни, посвящённой Великой
3. В июне 1941 г. советский
летчик направил свой подбитый
самолёт на скопление немецкой
боевой техники. Кто этот
4. Для нападения на
СССР гитлеровское
5. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Боевая техника — танки, самолёты)
6. Уже в июне 1941 г. из
западных районов СССР на
7. В 1941 г. в снабжении
Красной армии продовольствием
наступил кризис. Пришлось обратиться
за советом к бывшему
8. Это был первый советский
город, который был окружён
врагами, но гитлеровские
9. Этот «большой ветер»
по замыслу немецкого
10. После этой битвы
был развеян миф о
II ЭТАП. «1942 г. Горечь новых поражений» (5 мин.)
Ребята каждый этап войны имеет свой особенности, и 1942 год имеет свои особенности, так как после разгрома врага под Москвой, казалось, самое страшное уже позади, но в 1942 г. Красная армия потерпела новые крупные поражения, а враг упорно продвигался в глубь нашей территории, занимая и разрушая города и сёла, неся с собой разорение и смерть. Что пришлось испытать и преодолеть советскому народу на этом этапе войны? Сейчас вы получите листы с заданиями, отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 минуты на выполнение задания).
I. Сколько казахстанцев было удостоено звания Героя Советского Союза:
1. 497
2. 500
3. 515
II. Самое тяжёлое положение для Красной армии летом—осенью 1942 г. сложилось:
1. На юге.
2. Под Ленинградом.
3. Под Москвой.
4. Все приведённые варианты неверны.
III. В трагические дни лета 1942 г. появился приказ наркома обороны № 227, который получил среди военнослужащих название:
1. «Только вперёд».
2. «Ни шагу назад».
3. «Велика Россия, а отступать некуда».
4. «За Родину, за Сталина».
IV. Для руководства этим был создан Центральный штаб во главе с П.К.Пономаренко, который руководил:
1. Эвакуацией.
2. Маскировкой важнейших
военных и гражданских
3. Обороной Сталинграда.
4. Партизанским движением.
V. Для разгрома врага
под Сталинградом советское
1. «Уран».
2. «Цитадель».
3. «Искра».
4. «Восточный вал».
(Ответы: I-1, II-1, III-2, IV-4, V-1.)
III ЭТАП. «1943 г. Коренной перелом»(5 мин.)
Как мы знаем с вами, выдержав
два страшных года войны, СССР в 1943 г.
сумел добиться в ней коренного
перелома. Большую роль в этом сыграло
и полководческое искусство генералов
и высшего командного состава, которые
разработали и осуществили
№ |
Ф.И.О |
Отметка |
1 |
||
2 |
||
… |
IV этап. «1944 г. Освобождение»(5 мин.)
Добившись коренного перелома
в ходе Великой Отечественной
войны, разгромив врага под
Вопросы для IV этапа:
1. В начале 1944 г. была
окончательно ликвидирована
2. В июне 1944 г. союзники
СССР осуществили операцию «
3. В честь этого полководца
Отечественной войны 1812 г. была
названа операция советских
4. По-испански она означает
«череп», эта вещь спасла
5. Второй фронт был
открыт только в 1944 г., но многим
советским воинам удавалось «
6. Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идёт речь? (Севастополь)
7. К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря)
8. В 1944 г. советские
войска сумели в основном
9. Эта страна в годы
Второй мировой войны была
союзницей Германии и воевала
против Англии и США, но
10. В тёплое время года
советские солдаты свёртывали
её в трубку и носили через
плечо, на привалах её
V ЭТАП. «1945 г. Победа»(5 мин.)
Наступил 1945-й — последний
и решающий год Великой
Задание: команды по очереди за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Жюри начисляет по 1 баллу за каждый правильный ответ.
1. Сколько казахстанцев было удостоено звания Героя Советского Союза? (497)
2. Поэт, автор стихотворения «Ленинградцы, дети мои!»? (Ж.Жабаев)