Игра на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе теоретической литературы раскрыть понятия дидактическая игра, игровые технологии, игровые формы на уроках истории;
Определить место и роль дидактической игры, а также раскрыть основные принципы построения дидактической игры на уроке истории;
Разработать учебное занятие по теме «Великая Отечественная война» с применением игровой технологии на уроке истории.
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории

Файлы: 1 файл

курсовая методика.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

Эффективность такого урока  заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень  усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры» [10, c.25].

Кандидат исторических наук А.В. Клименко описывает использование  такой формы, как брэйн-ринг: «Такая форма работы способствует укреплению у учащихся позитивной установки  на расширение своих знаний в ходе работы с расширенным кругом источников информации, выступают средством  обогащения социально-исторического  опыта, развивают речевую и поведенческую  коммуникацию [11, c. 36].

В книге Шмакова С.А. «Игры  учащихся - феномен культуры» дидактические  игры делятся на три группы: [12, c. 119].

1) предметные игры детей-дошкольников, как манипуляция с игрушками  и предметами. Через игрушки-предметы  дети познают форму, цвет, объем,  материал, мир животных, людей и  т. д.

2) игры творческие, сюжетно-ролевые  в которых сюжет- форма интеллектуальной  деятельности. Более показательны  в этом плане «игры-путешествия».

3) игры, которые используются  как средство развития познавательной  активности детей и подростков,- это игры с готовыми правилами  и обычно называемые дидактическими.

Таким образом, мы видим что  игра использовалась уже в древности  как средство обучения детей. Передовые  педагоги XIX века считают что в процессе преподавания необходимо опираться на интересы учащихся, на понимание учащимися полезности приобретаемых ими знаний. В игре проходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов. Рассматривая историческую игру необходимо отметить, она побуждает ученика перевоплотится в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далёкий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков героев, которых учащиеся изображают в игре, школьники моделируют историческую реальность. Использование игр на уроках истории рекомендуется учеными разных времен и проверено, как эффективное средство активизации учащихся на уроках истории, учителями-практиками.

 

1.2  Учитель как  организатор игровой деятельности  на уроках истории

 

 

Сущность игры как одного из видов деятельности обучающихся  в том, что в ней отражаются различные стороны жизни, особенности  взаимоотношения взрослых, знания об окружающей действительности. Игра рассматривается  как особое отношение личности к  окружающему миру. Использование  игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом  и творчеством самого педагога. Для  того чтобы успешно организовать учебные игры, педагог должен обладать развитым творческим воображением, запасом  знаний и практических умений в области  методики игры.

Роль педагога в организации  и проведении  игровых форм очень  велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно  передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить  ее в нужное русло; не оставлять без  внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить  индивидуальный подход к каждому  ребенку.

Без учителя, без его поддержки  многие интересные начинания ребят  могут оказаться трудными и неосуществимыми  для них. Учитель должен стать  не только организатором игры, но и  ее участником, так как простая  отсылка ребят к игре не вызовет  уних особого энтузиазма. Учитель  должен положить начало творческой работе учащихся,умело ввести ребят в  игру [13, c.79].

По мере того как исторические игры становятся более или менее  постоянным занятием ребят, учитель  постепенно как бы отходит на задний план. Но в начале он и высший авторитет, и судья во время возникающих  споров и разногласий, и обязательно  активный рядовой участник игр. Важно  присутствие учителя, прекрасно  владеющего предметом, в играх без  определенных контрольных листов, играх, ответы в которых многообразны и  могут поставить в затруднительное  положение недостаточно знающего ученика.

Для того чтобы рассмотреть  роль учителя как организатора игровых  форм, целесообразно привести в качестве аргументов игры использующиеся на уроках истории учителями-практиками, тем  самым показать роль учителя истории  как активного организатора игровой  деятельности [13, c. 58].

Первый вариант игры «отвечай на вопрос». На правый колышек насажен  диск с 10 делениями, в каждом из которых  написана римская цифра, обозначающая века с Х по XIX века, на левый – диск со следующими вопросами:

  1. Кто правил в Русском государстве?
  2. Какие произошли войны?
  3. Какие битвы произошли на суше
  4. Какие битвы произошли на море?
  5. Назовите важнейшие события науки и культуры.

Ведущий сначала приводит в движение новый диск и зачитывает вопрос, остановившейся против стрелки(например вопрос №8), потом приводит в движение правый диски называет век, написанный в делении, остановившемся против стрелки (например XVIII в.). В числе правильных могут оказаться многие ответы: «Открытие Академии наук в 1725 г.», «Открытие университета в 1755 г.» и др. эта игра на запоминание различных событий приучает переводить века в конкретные даты. Возможен и другой вариант игры, как, например, «Что произошло в этом году?». В этом случае на дисках пишутся различные даты, относящиеся к внутри- и внешнеполитической, а также культурной жизни государства.

Как в такой игре обойтись без учителя? И дело не только в  том, что он нужен во время возникающих  споров. В его власти дать игре новый  поворот, направить ее по новому руслу, усложнить, сделать еще более  интересной, обратить внимание играющих на новые детали. Уточняющий вопрос учителя, вовремя поданная реплика, напоминание известного, облегчающее  нахождение неизвестного, будут способствовать не только поддержанию интереса к  игре на высоком уровне, но и дальнейшему  упрочению авторитета самого учителя  в среде учащихся. «Он все знает!» - говорят о таком с восхищением ребята и стремятся быть похожими на него.

К числу игр, в которых  роль учителя велика, следует отнести  и ряд домино, где важно не просто выставить ту или иную фишку в  соответствии с контрольным листом, а требуется и обоснование  того или иного хода. Учитель, ведущий  игру, всегда, а особенно в случае ошибочного ответа, может поставить  перед игроками один из трех вопросов, которые требуют не простого знания, а понимания. Например: «Чем можно  доказать?», «В чем причина данного  события?». Это придает игре более  творческий характер. Например, к очень  популярной среди семиклассников игре «Кто помнит?» также невозможно заранее  составить контрольный лист. Это  своеобразное состязание, в ходе которого события не систематизируются, а  подбираются игроками по признаку связи  с определенным местом. Удобна она  и тем, что для ее проведения не нужно ничего, кроме карандаша  и бумаги, и число участников может  быть не ограничено. Учитель просит приготовиться, обуславливает время  и задает всем один вопрос: «Кто помнит больше событий, связанных с историей города Киева в XI века?» По истечении времени ведется подсчет очков, при котором события, всем известные и упомянутые у одного дают зачетную единицу - очко. Игра эта хороша и тем, что способствует не просто механическому повторению, но и пониманию учебного материала. К этой игре в течение учебного года учитель обращается неоднократно, некоторые используют ее на уроках. Лучше вести учителю самому и игру, составленную на учебном материале, так как по ходу игры может встретиться значительное количество ответов, которые не всегда можно предусмотреть в контрольном листе. Для этой игры готовится обычная вертолина, в секторах которой написаны названия классов и сословий рабовладельческого и феодального обществ. Могут быть заранее заготовлены карточки по 3-4 для каждого из секторов: рисунки, изображающие рабочего у станка, мастерскую ремесленника. Если вести игру только с этими карточками, то по ним, можно составить и контрольный лист. Но опыт показывает, что при многократном повторении игра эта усложняется за счет приведения конкретных данных: имен, например, представителей того или иного класса, сословия или исторических событий, происходивших при их участии в различные исторические периоды. И именно тогда уже без учителя, без его знаний и авторитета игра не пойдет. Трудно предположить, что из среды учеников найдется такой, кто одинаково легко ориентировался бы в курсе древней истории, в европейском средневековье и отечественной истории. А польза, приносимая такой игрой как для лучшего усвоения понятий, так и для развития представлений о ходе исторического процесса на примере разных народов и государств, несомненна [13, c. 45].

Только учитель может  выступить в роли ведущего и в  такой игре, получившей признание  у учеников VII классов, как «Сходство и различие». Игровым полем для нее может служить специально вычерченная или обычная настенная историческая карта, на которой обозначены районы трех крестьянских войн в России: под предводительством И.Болотникова, С.Разина, и Е.Пугачева. Карточки раздаются играющим поровну, дается время на ознакомление с ними, после чего ведущий один за другим вопросы. В ответ на любой из вопросов ведущего должны быть сданы 3 карточки, т. е по каждой их трех крестьянских войн. Так, выявляя сходство и различия, и ведется эта нелегкая, но интересная и полезная работа [13, c. 49].

Учителю истории необходимо не только руководить кружком исторических игр, делать игры вместе с ребятами, помогать в выборе типа игры, в подборе  иллюстративного и текстового материала, но и обязательно играть, быть участником этих игр самому.

Таким образом, на всех этапах игровых занятий необходимо квалифицированное  руководство педагога. На практике мы убеждаемся в необходимости целенаправленного  руководства игровыми действиями учебного характера, так как в учебном  процессе используем разные виды игр, поэтому необходим особый подход к руководству различными видами игровых действий, а в целом  требуется постоянное внимание со стороны  педагогов. Руководящая роль педагогов  необходима и при подведении итогов игровой деятельности. Заранее обдумывается план обсуждения итогов игры, где при  анализе отмечаются как успехи, так  и недостатки игры в целом и  отдельных исполнителей. Преподаватель  не должен быть доминирующей личностью  в ролевой игре. Исследователи  ролевой игры считают, что её успех  во многом зависит от преподавателя, от его умения организовать и провести игру. Он должен сам верить в эффективность  этого вида работы, т. к. преподаватель, который верит в неё, обычно добивается хороших результатов.

1.3 Влияние игры  на социальное развитие школьника

 

 

Игровая деятельность на уроках влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ученика  включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой предмет что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить  в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий  предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные  участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. В  игровой деятельности формируется  произвольность психических процессов, когда ребенок может следовать  сознательной цели.

В условиях игры дети сосредоточиваются  лучше и запоминают больше, чем  в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить  внимание, запомнить, припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче  всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую  ситуацию, на содержании разыгрываемых  действий и сюжетов. Если ребенок  не может или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая  игровая ситуация, если не считается  с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками [14, c. 21].

Ситуация игры на уроках истории оказывает так же постоянное влияние на развитие умственной деятельности ученика. Он должен быть готовым к  любой неожиданной ситуации, которую  тут же надо правильно решить, он должен уметь правильно действовать  с заместителем отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления: на основе оперирования с этим предметом ребенок учится мыслить о реальном предмете. Развитие мышления в том и состоит, что  ученик постепенно перестает действовать  с предметом непосредственно  в наглядно воспринимаемой ситуации, а научается мыслить о предметах  и действовать с ними в игровом  плане. Таким образом, игра подготавливает школьника к мышлению в плане  представлений [14, c. 29].

В то же время опыт игровых  и особенно реальных взаимоотношений  по поводу игры ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение  и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о  рефлексивном мышлении. Рефлексия - это  способность человека анализировать  свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими  ценностями, а так же с действиями, поступками, мотивами других людей. В  простой формуле обыденного языка  людей это можно сформулировать так: « Я знаю, что ты знаешь, что  я знаю» или « Ты знаешь, что  я знаю, что ты знаешь». В этих формулировках содержится не шутка, а истинная характеристика человеческой способности понимать возможные  мотивы, чувства, состояния и намерения  другого человека и учитывать  их в своем поведении. Рефлексия  способствует адекватному поведению  человека в мире людей [15, c. 62].

Развитие способности  к воображению позволяет ребенку  хорошо представить то, о чем говорит  другой человек, и что не является предметом непосредственного созерцания. Воображение поможет ребенку  слушать и представлять услышанное. Через игру ребенок осознает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Он притязает  на признание в игровых ролях, он берет на себя роли, соответствующие  его полу, он представляет в игре самого себя малышам и проецирует себя в будущем, он осваивает игровые  права и обязанности.

Информация о работе Игра на уроках истории