Игра на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Рассмотреть особенности использования игровой форм на уроках истории.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
На основе теоретической литературы раскрыть понятия дидактическая игра, игровые технологии, игровые формы на уроках истории;
Определить место и роль дидактической игры, а также раскрыть основные принципы построения дидактической игры на уроке истории;
Разработать учебное занятие по теме «Великая Отечественная война» с применением игровой технологии на уроке истории.
Объектом исследования является формы и методы организации учебного процесса по истории

Файлы: 1 файл

курсовая методика.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

3. Джигит, геройски погибший  в битве при защите Москвы, уничтожил немецкий штаб в  селе Бородино? (Т. Токтаров)

4. Партизан, командовавший  партизанским отрядом на Украине? (К.Кайсенов)

5. До войны в СССР  их было только 5, а в годы  войны появилось ещё 11, все  они находили своих героев. Что  это такое? (Ордена)

6. Чем в истории войны  знамениты бойцы Егоров и Кантария? (Они водрузили знамя Победы  над рейхстагом)

7. Ветеран труда, получивший  рекордный урожай проса? (Ш.Берсиев)

8. Союзные или советские  войска брали столицу Германии  в 1945 г.? (Советские войска)

9. Название советского  танка КВ расшифровывалось как  Климентий Ворошилов. А в честь  кого был назван танк ИС? (В  честь Иосифа Сталина)

10. Когда был подписан  акт о безоговорочной капитуляции  Германии? (8 мая 1945 г.)

11. Кто был первым награждён  главным советским военным орденом  «Победа»? (Г.К.Жуков)

12. В боях под Москвой  прославились Казахстанские герои? (М. Габдуллин, Т. Тохтаров)

13. Дважды орденом «Победа»  были награждены три человека  — Жуков, Василевский… Кто  третий? (И.В.Сталин)

14. В этот союз борьбы  против агрессоров в годы Второй  мировой войны входило более  50 государств. Как он назывался? (Антигитлеровская (антифашистская) коалиция)

III. Подведение итогов и выставление оценок (4 мин.)

Ребята! Спасибо за активное участие в историко-познавательной игре ««Великая Отечественная война: год за годом», все себя сегодня  проявили как активные участники. Наше жюри огласили вердикт, сегодня  в  игре сегодня побеждает команда  №1. Команда №1 сегодня получает «5», а команда №1 отметку «4».

IV. Рефлексия: (10мин.)

Ребята, сейчас вам будет  предложено интерактивное задание  по нашей теме, те кто желает получить дополнительные оценки примет участие  в игре «Что Где Когда?», вам будут  предложены вопросы по изученной  теме. Посмотрим, как вы закрепили  материал по изученной теме. (см.приложение ).

V. Домашнее задание (2 мин.) Ребята, напишите небольшое сочинение-эссэ на тему «Вклад Казахстанцев в победе над фашизмом».

VI. Орг. момент (1мин.). Досвидание, всем спасибо за активное участие в игре. Спасибо за внимание.

 

 

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев  комплекс проблем и вопросов, поставленные во введении цель и задачи, можно  подвести итоги и сделать выводы в рамках темы курсовой работы «применение  игры в обучении истории».

Практика показала, что  уроки истории с использованием игровых ситуаций, театрализованных форм,  делает увлекательным учебный  процесс, способствуют появлению активного  познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается  умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика  преодоления собственной застенчивости  и нерешительности, неверия в  свои силы». Таким образом, реализуется  принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной  сферы и становлении волевых  качеств личности, формировании адекватной самооценки.

Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди – участники исторической драмы. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Ученики заполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами же и изображают в исторических играх разного типа.

Историческая игра побуждает ученика перевоплотится в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далёкий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков героев, которых учащиеся изображают в игре, школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую историческую эпоху.

Также игровые формы мы можем использовать в качестве дополнительного  вспомогательного средства, активизирующего  познавательную деятельность учащихся, способствующего совершенствованию  учебно-воспитательного процесса. Игра, опирающаяся на психологические  особенности личности подрастающего  поколения, значительно повышает эффективность  образовательного и воспитательного  воздействия на учащихся при условии  обеспечения продуманного педагогического  руководства. Игровая деятельность открывает перед учащимися широкий  круг научных интересов и подталкивает их на осознанную необходимость заниматься самообразованием в различных областях знаний и поэтому игра служит первым толчком к дальнейшей самостоятельной  деятельности. Совместно с другими  средствами учебно-воспитательного  характера, игры и игровые приёмы, связанные с учебным материалом, могут не только ориентировать учащихся в области различных профессий, но и прививать им определённые стремления, способствовать осознанию учащимися  своих личных возможностей в деле применения полученных знаний и умений в жизненной практике. Введение игр  в состав средств, способствующих совершенствованию  учебной работы, оказывает влияние  на формирование ученического коллектива, на взаимоотношения между учащимися. Игра способствует укреплению дружеских  связей между всеми учащимися  на основе взаимного уважения и помощи. Очень важно и то, что игра оказывает  воздействие на активизацию всех психических процессов, способствуя  всестороннему развитию учащихся. Учебная  игра расширяет круг их восприятий, охватывающих жизненные явления, содействует  осмыслению идейной направленности познавательной деятельности, а также  способствует к стремлению к практическому  воплощению получаемых знаний.

Во время учебной игры у школьников проявляются интересы, склонности к сценическому, изобразительному и музыкальному искусству, поэтому  можно сказать, что эстетическое значение педагогической игры очень  существенно и игра имеет большое  влияние на формирование мировоззрения  молодого поколения. Игры создают определённую разрядку умственного труда, снимают  напряжение, переключают внимание и  снижают утомляемость учащихся. Игровая  деятельность привлекательна тем, что  в процессе её создаются благоприятные  условия для удовлетворения интересов, желаний, творческих устремлений ребят, кроме того, им нравится необычность  обстановки в учебном процессе, придающее  игре особую занимательность. Поэтому  необходимо пользоваться игрой, чтобы  развить лучшие черты личности учащегося, выявить его способности, повысить интерес к изучаемой дисциплине.

Таким образом, ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс творческих развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.                

Список использованных источников и литературы

 

  1. Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. - М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1968. - 360 с.
  2. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. в 7-ми томах. – М: Педагогика, 1958.- 215 с.
  3. Хейзинга Й.А. Человек играющий. В тени завтрашнего дня.- М:Юнити,  2009.- 212 с.
  4. Федорчук Ю.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: Академия развития, 1998.- 176 с.   
  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу. – М: Юнити, 1956. - 185 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы детской психологии. – М:Владос, 1964.- 290 с.
  7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
  8. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М: Юнити,  1981.- 212 с.
  9. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985
  10. Баханов Б.А. Театрализованная игра на уроках истории. // ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА: Преподавание истории в школах и ВУЗах. - 2004. - №4.- С.25-29
  11. Клименко А.В. Брэйн-ринг в 10 кл. // Преподавание истории в школе. - 2001. - №7.- С.36 - 38
  12. Шмакова С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М: Владос, 1994.- 269 с.
  13. Озерский И. 3. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1989. - 208 с.
  14. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Просвещение, 1981. - 193 с.
  15. Кулагина Г.А. 100 игр по истории. - М: Просвещение, 1967. -277 с.  
  16. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. -М: Академия, 2000. - 215 с.
  17. Борзунова Л.П. Игры на уроках истории. - М: Просвещение, 2004. -255 с.
  18. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М: Просвещение,1996. - 145 с.
  19. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Учебная игра как средство формирования учебных умений. Алма-Ата, 1985. - 205 с.
  20. Семенова В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 289 с.
  21. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. – 2004. - №4.- С.51-52
  22. Иоганес М.Э. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА: Преподавание истории в школах и в ВУЗах. - 1993. - № 4. - С. 36 - 38
  23. Зайцева Т.П. Энциклопедия современного учителя.-  М: Педагогика, 2008.- 256 с.
  24. Тарасова Н.В. Игры по истории средних веков. // Преподавание истории в школе. - 2007. - №3.- С.15-17
  25. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. – М:Владос, 1992.- 330 с.
  26. Иванова А.Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Педагогика. - 1994. - №8. - С. 28-30
  27. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
  28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Педагогика,  2009. - 289 с.
  29. Тарасова Н.В. Игры по истории средних веков. // Білім. -  2007. - №3. - С. 31 - 33
  30. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5-8 кл.). - М: Просвещение, 1992. - 287 с.
  31. Шкарина И. Б. Применений информационных технологий в учебном процессе. // Преподавание истории в школе. -  2003.- № 9.- С. 44 - 45
  32. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1988. -256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Игра на уроках истории