Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 10:58, дипломная работа
Описание работы
Важные социальные перемены, происходящие в жизни российского общества, предъявляют совершенно новые запросы к воспитанию современного ребенка. Нестабильность жизни, экологические и социальные катаклизмы, поломка традиционного порядка жизни и нравственных целей — все это создает прогрессирующий нравственный и физический кризис человечества не только в России, но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное действие на детей и юношей, которое проявляется в повсеместном распространении курения, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Анализ теоретических основ изучения игровых технологий 1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности в развитии младших школьников………………………………………………………………………..7 1.1.1. Влияние игры на психическое развитие младшего школьника………..11 1.1.2. Место игры в жизни младшего школьника…………..…………………13 1.2. Классификация игровых технологий……………………………………..17 Глава 2. Исследование опыта применения игровых технологий в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста 2.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте…………...25 2.2. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников………...27 2.3. Особенности и значимость профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………….33 2.4. Игровые технологии как средство профилактики вредных привычек….38 Глава 3. Рекомендации по практике применения игровых технологий в профилактике вредных привычек в МБОУ «Чепецкая СОШ» 3.1 Исследование формирования здорового образа жизни детей и подростков на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ……………………………..…………...42 3.2. Осуществление программы, направленной на формирование профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ………………………………..……………46 3.3 Оценка результатов проведенной программы……………………………..54 Заключение………………………………………………………………….…..58 Список литературы…………………………………………………………….
Глава 2. Исследование
опыта применения игровых технологий
в профилактике вредных привычек у детей
младшего школьного возраста
2.1. Особенности развития детей
в младшем школьном возрасте…………...25
2.2. Влияние вредных привычек
на здоровье младших школьников………...27
2.3. Особенности и значимость
профилактики вредных привычек у детей
младшего школьного возраста………………………………………………….33
2.4. Игровые технологии как средство
профилактики вредных привычек….38
Глава 3. Рекомендации
по практике применения игровых технологий
в профилактике вредных привычек в МБОУ
«Чепецкая СОШ»
3.1 Исследование формирования
здорового образа жизни детей
и подростков на примере МБОУ
«Чепецкая СОШ» ……………………………..…………...42
3.2. Осуществление программы,
направленной на формирование
профилактики вредных привычек
у детей младшего школьного
возраста на примере МБОУ «Чепецкая
СОШ» ………………………………..……………46
3.3 Оценка результатов
проведенной программы……………………………..54
Заключение………………………………………………………………….…..58
Список литературы…………………………………………………………….60
Приложение…………………………………………………………………..…62
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня немало говорится о
такой болезни общества, как вредные привычки. Хотя в целом
о том вреде, который приносит курение,
и потребление спиртного говорится довольно
много, мало кому приходит в голову подробно
и объективно пояснить тот физиологический
вред, который приносят эти наркотики,
что и является одной из причин низкой
эффективности пропаганды.
Важные социальные перемены,
происходящие в жизни российского общества,
предъявляют совершенно новые запросы
к воспитанию современного ребенка. Нестабильность
жизни, экологические и социальные катаклизмы,
поломка традиционного порядка жизни
и нравственных целей — все это создает
прогрессирующий нравственный и физический
кризис человечества не только в России,
но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное
действие на детей и юношей, которое проявляется
в повсеместном распространении курения,
наркомании, алкоголизма среди детей и
подростков.
При изучении этой проблемы
образовалось несколько течений:
– философско-социологическое
течение (И.М. Быховская, А.В. Лисовский,
Л.Я. Рубина и др.);
–медико-гигиеническое течение
(Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.Е. Апарин,
И.И. Брехман и др.);
– психолого-педагогическое
течение (В.А. Сластенин, А.В. Барышева,
П.А. Виноградов и др.).
Научные труды специалистов
в области образования и психологии доказывают,
что самые благоприятные шансы для эволюции
личности имеются в детском и подростковом
возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,
Д.Б. Эльконин). Перемены, происходящие
в данный период в организме детей и подростков,
становятся базой для зарождения центрального
новообразования в личности ребенка, выражающего
их объективную и субъективную готовность
к полноценной жизни в социуме[2]. Именно в это время закладывается
база будущей жизненной позиции человека,
поэтому главная роль в зарождении ориентиров
нравственных ценностей возложена на
систему школьного образования [3].
Согласно последним исследованиям,
в учебно-воспитательный процесс нужно
включить два главных направления педагогической
деятельности по закладке здорового образа
жизни у детей:
– формирование приемлемых
условий окружающей среды - микросоциальной
среды (гуманистические отношения, благоприятный
психологический климат, активная творческая
обстановка), через коллективную деятельность
и коммуникация детей и подростков в ходе
образования (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев,
А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова
и др.);
– реализация условий внутреннего
самосовершенствования (установок, потребностей,
способностей) для самоорганизации и самовоспитания
детей и подростков через идеи самопознания,
размышления, самоанализа (Г.В. Акопов,
Л.И. Божович, Т.М. Давыденко, В.М. Минияров,
Б.Д. Парыгин, С.В. Попов, С.Л. Рубинштейн,
и др.).
Исходя из этого, актуальное
положение можно описать как спор между
пониманием социумом необходимости развития
программ, поддерживающих здоровье и работоспособность
человека как основополагающей характеристики
конкурентоспособности в рамках рыночной
экономики и изъянами системы образования
(практическим отсутствием соответствующей
организационно-педагогической атмосферы),
которая способствует росту нужных личностных
качеств у детей и подростков[4].
Объект исследования: объектом исследования явилась
профилактика вредных привычек у детей
младшего школьного возраста.
Предмет исследования: игровые технологии в профилактике
вредных привычек у младших школьников.
Целью исследования служит рассмотрение игровых
технологий, как средства профилактики
вредных привычек у младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу
по проблеме исследования;
Рассмотреть понятие «игровые
технологии»;
Рассмотреть особенности и
значимость применения игровых технологий
в младшем школьном возрасте;
Выявить возможности игровых
технологий, как средства профилактики
вредных привычек у детей.
Гипотеза. Мы предполагаем, что плодотворность
профилактики вредных привычек у детей
и подростков может значительно повыситься,
если:
1. Структура навыков ведения
здорового образа жизни отражает наиболее
сформированные культурологические стремления,
общественно значимые качества личности
и ведущие мотивы детей и подростков;
2. Средства и методы формирования
навыков здоровой жизнедеятельности и
профилактики вредных привычек отбираются
и конструируются с учетом структуры здорового
образа жизни детей и подростков;
3. Дифференцированный подход
к учащимся осуществляется с учетом их
индивидуальных психофизических особенностей
в процессе их развития.
Научная новизна исследования заключается:
а) в выявлении уровня сформированности
навыков профилактики вредных привычек
в жизни детей младших классов общеобразовательной
школы;
б) в определении и обосновании
педагогических условий повышения эффективности
формирования навыков ведения здорового
образа жизни детей.
В данной дипломной работе были
использованы такие методы педагогического
исследования:
– изучение психологической,
педагогической, медицинской, валеологической
литературы;
– мониторинг знаний о здоровом
образе жизни;
– исследование соответствующих
документов;
– тестирование;
– непосредственная учебно-воспитательная
работа с детьми и подростками.
Практическая значимость работы заключается в использовании
разработанной методики профилактики
вредных привычек у детей.
Структура: работа состоит из введения,
3 глав, заключения, библиографии, приложения.
ГЛАВА 1.
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИЗУЧЕНИЯ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Сущность и функции
игры и игровой деятельности в развитии
младших школьников
В настоящее время специалисты
педагогики единодушно признают, что игра
как важнейшая специфическая деятельность
ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные
функции.
Игра – наиболее доступный
для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений,
знаний. В игре ярко проявляются особенности
мышления и воображения ребенка, его эмоциональность,
активность, развивающаяся потребность
в общении.
Выдающийся исследователь в
области советской психологии Л.С. Выготский
подчеркивал неповторимую специфику игры.
Она заключалась в том, что свобода и самостоятельность
играющих сочетается со строгим, безоговорочным
подчинением правилам игры. Такое добровольное
подчинение правилам происходит в том
случае, когда они не навязываются извне,
а вытекают из содержания игры, ее задач,
когда их выполнение составляет главную
ее прелесть.
Игра не возникает стихийно,
а складывается в процессе воспитания.
Являясь мощным стимулом развития ребенка,
она сама формируется под воздействием
взрослых. В процессе взаимодействия ребенка
с предметным миром, обязательно при участии
взрослого, не сразу, а на определенном
этапе развития этого взаимодействия
и возникает подлинно человеческая детская
игра.
Значение игры в развитии и
воспитании личности уникально, так как
игра позволяет каждому ребенку ощутить
себя субъектом, проявить и развить свою
личность. Есть основание говорить о влиянии
игры на жизненное самоопределение школьников,
на становление коммуникативной неповторимости
личности, эмоциональной стабильности.
Игра всегда выступает как бы в двух временных
измерениях: в настоящем и будущем. С одной
стороны, она предоставляет личности сиюминутную
радость, служит удовлетворению актуальных
потребностей. С другой стороны, игра направлена
в будущее, так как в ней либо прогнозируются
или моделируются жизненные ситуации,
либо закрепляются свойства, качества,
умения, способности, необходимые личности
для выполнения социальных, профессиональных,
творческих функций.
В.Л. Сухомлинский писал: « присмотримся
внимательно, какое место занимает игра
в жизни ребенка… Для него игра – это
самое серьезное дело. В игре раскрывается
перед детьми мир, раскрываются творческие
способности личности. Без них нет, и не
может быть полноценного умственного
развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире». [10, с.141].
В.Л. Сухомлинский так же отмечал,
что «…духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества»
[16, с.141].
Между тем, игра с годами занимает
все менее значимое место в жизни коллективов,
где преобладают дети школьного возраста.
Одна из причин тому – недостаточное внимание
к разработке теории игры школьников.
Ярчайший образец игровой позиции педагога
представляет нам деятельность А.М. Макаренко.
Он писал: «одним из важнейших путей воспитания
я считаю игру. В жизни детского коллектива
серьезная ответственная и деловая игра
должна занимать большое место. И вы, педагоги,
обязаны уметь играть» [9,с.244].
Сущность игры заключается
в том, что в ней важен не результат, а сам
процесс, процесс переживаний, связанных
с игровыми действиями. Хотя ситуации,
проигрываемые ребенком, воображаемые,
но чувства, переживаемые им, реальны.
Эта специфическая особенность игры несет
в себе большие воспитательные возможности,
так как, управляя содержанием игры, педагог
может программировать определенные положительные
чувства играющих детей.
Игра, как объект изучения, всегда
привлекала к себе внимание ученых. Большой
вклад в теорию игры внесли Е.А. Покровский,
П.В. Иванова, В.Ф. Кудрявцева, В.Н. Харузина,
А.Н. Соболева, О.И. Капица, Г.С. Виноградова.
Игра – это метод
познания действительности. Он направляется
внутренними силами и позволяет ребенку
в короткие сроки овладеть первоначальными,
но весьма обширными основами человеческой
культуры. Возможно, игра прельщает ребенка
своим непостижимым многообразием ситуаций,
требующих от него активного проявления
индивидуальности, сообразительности,
находчивости, творчества. Советский писатель
Василий Белов в своей книге “Лад” высказал
мысль: “каждый ребенок хочет играть,
то есть жить творчески”.
При изучении развития детей,
видно, что в игре эффективнее, чем в других
видах деятельности, развиваются все психические
процессы.
Обусловленные игрой изменения
в психике ребенка настолько существенны,
что в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд
на игру как на ведущую деятельность в
дошкольный период, а также не исчезающую
деятельность в младший школьный период.
А.Н. Леонтьев отмечал, что в
игре развиваются новые, прогрессивные
образования и возникает мощный познавательный
мотив, являющийся основой возникновения
стимула к учебе.
Л.С. Выготский, рассматривая
роль игры в психическом развитии ребенка,
отмечал, что в связи с переходом в школу
игра не только не исчезает, но наоборот,
она пропитывает собою всю деятельность
ученика. «В школьном возрасте, - отмечал
он - игра не умирает, а проникает в отношения
действительности. Она имеет свое внутреннее
продолжение в школьном обучении и труде».
Вся детская деятельность синкретична,
то есть, в известной степени, слитна и
неразделима. Это единство возникает благодаря
воображаемой, условной ситуации, в которой
происходит процесс детского творчества.
В игре синтезируется познавательная,
трудовая и творческая активность ребенка.
Любое новое знание или умение, побуждает
его к действию с ним. Характер этого действия
– игровой, как наиболее близкий и понятный
для детей из их прежнего опыта.