Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 10:58, дипломная работа
Описание работы
Важные социальные перемены, происходящие в жизни российского общества, предъявляют совершенно новые запросы к воспитанию современного ребенка. Нестабильность жизни, экологические и социальные катаклизмы, поломка традиционного порядка жизни и нравственных целей — все это создает прогрессирующий нравственный и физический кризис человечества не только в России, но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное действие на детей и юношей, которое проявляется в повсеместном распространении курения, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Анализ теоретических основ изучения игровых технологий 1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности в развитии младших школьников………………………………………………………………………..7 1.1.1. Влияние игры на психическое развитие младшего школьника………..11 1.1.2. Место игры в жизни младшего школьника…………..…………………13 1.2. Классификация игровых технологий……………………………………..17 Глава 2. Исследование опыта применения игровых технологий в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста 2.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте…………...25 2.2. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников………...27 2.3. Особенности и значимость профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………….33 2.4. Игровые технологии как средство профилактики вредных привычек….38 Глава 3. Рекомендации по практике применения игровых технологий в профилактике вредных привычек в МБОУ «Чепецкая СОШ» 3.1 Исследование формирования здорового образа жизни детей и подростков на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ……………………………..…………...42 3.2. Осуществление программы, направленной на формирование профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ………………………………..……………46 3.3 Оценка результатов проведенной программы……………………………..54 Заключение………………………………………………………………….…..58 Список литературы…………………………………………………………….
Существует, немало вредных
привычек, которые не приносят вреда тому,
кто ими обладает, но мешают окружающим.
Среди вредных привычек наиболее опасными
являются систематическое употребление
алкоголя, курение, наркомания, избыточное
питание, гиподинамия, злоупотребление
медикаментами.
Влияние вредных привычек только
наносит человеку вред – вред его здоровью,
силам и положению в обществе. Эти и другие
привычки тормозят развитие личности,
останавливают человека на полпути и он
может легко попасть в беду.
Табакокурение в
младшем школьном возрасте
Одна из проблем современного
общества - огромное количество курящих
людей, в том числе возросло число курящих
школьников, которые курят, чтобы выглядеть
взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет
среди сверстников, курят из любопытства,
за компанию, чтобы похудеть, потому что
это модно, не задумываясь о последствиях,
не думая о будущем. Некоторые ошибочно
полагают, что курение мобилизует, помогает
сосредоточиться.
Некоторые начинают курить,
насмотревшись рекламы, хорошо, что сейчас
на телевидении запрещена реклама сигарет.
Подражание другим, чувство новизны, желание
казаться взрослыми, в конечном счёте,
приводит к тому, что ухудшается здоровье
подростков.
Статистика свидетельствует,
что из каждых 100 человек, умерших от рака
лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек,
умерших от хронических заболеваний лёгких,
75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической
болезни сердца 25 курили. Причём, если
курить человек начинает в младшем школьном
возрасте, это как раз и способствует возникновению
указанных выше болезней.
М. Черняускене пишет, что курение
учащихся, в первую очередь, сказывается
на нервной и сердечной - сосудистой системах.
В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при
физической нагрузке. В результате многолетних
наблюдений французский доктор Декалзне
еще 100 лет назад пришел к убеждению, что
даже незначительное курение вызывает
у детей малокровие, расстройство пищеварения.
Раннее курение не может не
сказаться на состоянии школьника на уроках
физкультуры или при занятиях спортом,
на его спортивных результатах.
Курение отрицательно влияет
на иммунную систему организма. Поэтому
младшие школьники, которые курят, чаще
болеют. Мозг привыкает к постоянным никотиновым
подачкам и начинает требовать "никотина",
возникает беспокойство, раздражительность,
нервозность.
Таким образом, курение является
вредной привычкой, которая оказывает
пагубное воздействие на весь организм
человека, а особенно на организм растущий.
При длительном воздействии табачного
дыма на организм возрастает риск развития
сердечно - сосудистых и бронхолёгочных
заболеваний. Кроме этого, имеются прямые
доказательства того, что у ребенка
вследствие курения снижаются умственные
способности.
Алкоголизм в младшем
школьном возрасте
Огромен и вред алкоголя, который
попадает в организм растущего человека,
будь то водка, пиво, или сухие вина.
Особенно пагубное воздействие
оказывает алкоголизм на здоровье школьников.
Алкоголь, попадая в организм
ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется
в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной
возбудимости даже небольшая доза спиртного
вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые
симптомы отравления. При систематическом
поступлении алкоголя в детский организм
страдает не только нервная система, но
и пищеварительный тракт, зрение, сердце.
Печень не справляется с алкогольной нагрузкой,
и происходит её перерождение. Страдают
органы внутренней секреции, прежде всего
щитовидная железа, гипофиз, надпочечники.
В результате на фоне алкогольной интоксикации
у пристрастившихся к спиртным напиткам
может развиться сахарный диабет, нарушение
половых функций и т.д. Особенно ранима
нервная система, головной мозг ребёнка.
В последнее время участились
случаи, когда дети в стадии алкогольного
состояния попадают в больницы, это вызвано
сильными отравлениями алкоголем, и тем,
что дети из неблагополучных семей употребляют
суррогаты, спиртосодержащие жидкости
и алкоголь низкого качества.
Нужно отметить, что случаи
смерти детей от спиртных напитков не
столь уж и редки.
Статистика страшная, поэтому
возникает серьёзный вопрос по профилактике
употребления алкоголя среди младших
школьников.
"Детский алкоголизм"
- этот термин постепенно входит
в нашу речь. Алкоголь оказывает
сильное влияние на поступки
молодых людей.
У детей алкоголизм, в отличие
от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
- быстрое привыкание к
спиртным напиткам (это объясняется
анатомо-физиологическим строением
детского организма);
- злокачественное течение
болезни (в подростковом возрасте
организм находится в стадии
формирования и устойчивость
центральной нервной системы
к действию алкоголя снижена,
вследствие чего происходят глубокие
и необратимые процессы ее
разрушения);
- принятие ребенком больших
доз алкоголя (принятие алкоголя
детьми не одобряется обществом,
поэтому подростки, как правило,
пьют тайком, обычно без закуски,
принимая всю дозу одновременно);
- быстрое развитие запойного
пьянства (для подростков становится
нормой пить по любому поводу,
при этом в состоянии легкого
опьянения они начинают чувствовать
себя неуверенно);
- низкая эффективность
лечения.
Пьянство среди несовершеннолетних
тесно связанно с их отклоняющимся поведением.
В основе этой связи лежит самая главная
для подростков опасность алкоголизма
- он резко ослабляет самоконтроль.
Наркомания в младшем
школьном возрасте
Каждому периоду жизни общества
свойственны трудности и противоречия.
Перестройка затронула многие стороны
жизни, принесла не только какие-то положительные
результаты, но и множество новых проблем,
среди которых: подростковая преступность,
наркомания, токсикомания. Эти проблемы
глобальны, носят общественный характер
и поражают больше всего подростков, отличающихся
неустойчивой психикой.
Итак, наркотики сегодня стали
реальностью, их опасность связана с тремя
основными моментами:
1) Наркотик –
это средство, которое постоянно увеличивает
потребности его использования. Наркомания,
токсикомания это приём ядов, которые,
становясь частью обменных процессов
организма, вызывают потребность принимать
всё новые и крупные дозы.
2) Привязанность
к наркотику, токсикомания ведут
к быстрой деградации личности
подростка, который готов любыми
методами добыть вещество, идёт
на совершения преступления, не
останавливаясь ни перед чем.
При этом в 90% случаев судам
не удаётся выяснить источников
и заправил наркобизнеса.
3) Наркотики
и токсикомания ведут к понижению
работоспособности, движения делаются
замедленными, внимание рассеянным,
реакция на любой раздражитель
становится неадекватной, подросток
теряет ориентиры во внешнем
мире, происходит нравственная и
интеллектуальная деградация.
Выделяют следующие причины начала
употребления наркотиков:
1. Бесплатное
предложение попробовать наркотик.
2. Из любопытства.
3. Подросток не
осознаёт пагубности и вредности
привычки, реакция на которую
в 15 – 20 раз выше, чем на алкоголь.
4. Низкая самооценка
подростка.
5. Стремление уйти
от тоски и одиночества.
6. Сложность взаимоотношений
со старшими или отсутствие контроля со
стороны родителей.
7. Отдельные подростки стремятся
проявить себя или выделиться в коллективе
сверстников любой ценой – из-за того,
что привыкли к повышенному вниманию в
семье. У них возникает потребность удивить,
совершить, сделать то, что не делали до
этого другие подростки.
8. Нередко используется
сила принуждения, особенно к слабовольным,
либо к подросткам, лишенным внимания
взрослых.
Итак, вредные привычки имеют
медицинские последствия для самого человека
и его будущего потомства, они наносят
вред семье, государству, обществу.
Большинство людей согласны
с тем, что профилактика должна быть важным
компонентом в современном подходе к решению
проблемы злоупотребления различными
веществами.
Таким образом, работа с младшими
школьниками по предупреждению табакокурения,
алкоголизации и употреблению наркотиков
имеет свою специфику, определяемую, с
одной стороны, организацией обучения
в начальной школе (один учитель, сравнительно
небольшая нагрузка, возможность осуществлять
воспитание учащихся в тесной связи с
обучением и т.п.), а с другой - психологическими
особенностями младших школьников.
В связи с этим следует учитывать
следующие факторы, определяющие особенности
профилактической работы с учащимися
начальных классов.
1. Учитель - непререкаемый авторитет
для младших школьников. Поэтому не только
отдельные его высказывания, но и стиль
поведения, отношение к тому или иному
предмету оказывают воздействие на учащихся.
Негативное мнение учителя о курении,
приеме алкоголя и наркотиков особенно
среди подростков и молодежи, должно многократно
повторяться, иллюстрироваться житейскими
примерами, наблюдениями, обосновываться
ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.
2. Младшие школьники обычно
воспринимают мир в полярных категориях:
"хорошо - плохо", "правильно - неправильно",
"плохой человек - хороший человек"
и т.п. Поэтому все, связанное с вредными
привычками, в том числе табакокурение,
употребление алкоголя, наркотиков, должно
в сознании ребенка облачаться в "одежды
темного цвета", противопоставляться
всему светлому, доброму, приятному, полезному.
3. Образность мышления ребенка
позволяет ему увидеть то, что говорит
учитель, взрослый, более ярко, фантастично,
сказочно.
4. Стимуляция представлений
ребенка - важный элемент его воспитания
и развития. Рассказывая младшему школьнику
о чем-то, учителю, родителю надо периодически
делать паузы, давать ученику возможность
самому представить тот или иной образ.
5. Склонность ребенка к игре
обусловливает необходимость максимально
активного использования игровых форм
и методов работы, касающихся профилактики
употребления вредных привычек.
6. Большая, чем у старшеклассников,
связь младших школьников с родителями
определяет возможности использования
этого пути для формирования негативного
отношения к употреблению вредных привычек.
7. У учащихся младших классов
почти отсутствует ощущение определенной
"разорванности" картины мира, к которому
приводит свойственная основной и старшей
школе предметная разобщенность. Поэтому
учителю, родителям предоставляется больше
возможностей связать курение, как и другие
вредные привычки, со всем, что воспринимается
ребенком в негативном контексте.
2.3. Особенности
и значимость профилактики вредных
привычек у детей младшего
школьного возраста
Профилактика вредных
привычек у школьников – чрезвычайно
сложная задача.
По мнению Левина Б.М.,
в последнее время наркомания, алкоголизм
и курение молодеют.
Для начала профилактики
важно знать, почему подростки начинают
злоупотреблять вредными привычками.
Учёные выделяют следующие
причины, которые связаны с психологией
подростка:
Кризис взросления.
Ребёнок начинает чувствовать себя взрослым.
Кризис идентичности.
Он проявляется в чувстве неполноценности
и тоскливом настроении.
Кризис авторитетов.
Проявляется он в стремлении понять и
принять мир взрослых, а не слепо подчиняться
ему. Данный кризис проявляется в протесте
против семьи и школы.
Для того чтобы проводить
профилактическую работу в школе, нужно
знать основные направления профилактической
работы в стране и в мире.
В этой связи особенно
важным представляется консолидация всех
структур, задействованных в системе школьного
образования. Только путем согласованных
действий можно избежать приобщения школьников
к курению, употреблению алкоголя, и наркомании.
Благодаря этому можно будет добиться
улучшения состояния их здоровья и повышения
успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике
вредных привычек среди школьников могут
способствовать укреплению здоровья нации
в целом. Школьная система является идеальным
звеном для проведения образовательной
работы относительно употребления веществ. Тем не менее,
в последние годы произошло много изменений,
и разрабатываются соответствующие школьные
программы, которые и вводятся в школьный
курс обучения.
Образовательные программы
должны дополняться средствами массовой
информации, телевидение, радио, газеты,
журналы, фильмы должны нести соответствующую
информацию.
Много современных
программ и особенно те, которые проводятся
среди молодежи, содержат в себе так называемый
эмоциональный компонент.
В последние годы значительно
возросло число программ профилактики,
которые сфокусированы на развитии альтернатив
употреблению вредных привычек и умении распознавать
и сопротивляться давлению, принуждающему
к их употреблению.
В школе молодёжь не
только учится, но и обретает навыки общения
со взрослыми и сверстниками, но и практически
на всю жизнь вырабатывает отношение ко
многим жизненным ценностям.
Таким образом, школа
является важнейшим этапом, когда можно
и нужно воспитывать правильное отношение
к здоровому образу жизни. Школа является
идеальным местом, где длительное время
можно давать необходимые знания и вырабатывать
навыки здорового образа жизни. Школа
должна помочь обучающимся в противостоянии
вредным привычкам.
Остановимся на возможности
профилактики курения в школе.
Прежде всего, этому
может способствовать следующая программа,
предложенная Александровым А.А., состоящая
из нескольких этапов.
На первом этапе обучения
важно выработать навык использования
той информации, которую вольно или невольно
получает каждый человек, живущий в обществе.
Нужно говорить учащимся о риске, связанным
с табакокурением, важно, чтобы учащийся
осознал ценность хорошего здоровья. Учитель
может проводить групповые дискуссии
и консультации. В тоже время одного только
знания недостаточно, чтобы привести к
изменению поведения и отказу от этой
вредной привычки. Известно, что более
90% школьников 9 - 10 лет не только знают,
но и горячо осуждают курение. Тем не менее,
став подростками, многие из них начинают
курить. При проведении бесед важно принимать
во внимание возрастно-психологические
особенности ребёнка и то, какая группа
является для него референтной. Так, в
младшем школьном возрасте это родители,
а в подростковом - сверстники.