Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 10:58, дипломная работа
Описание работы
Важные социальные перемены, происходящие в жизни российского общества, предъявляют совершенно новые запросы к воспитанию современного ребенка. Нестабильность жизни, экологические и социальные катаклизмы, поломка традиционного порядка жизни и нравственных целей — все это создает прогрессирующий нравственный и физический кризис человечества не только в России, но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное действие на детей и юношей, которое проявляется в повсеместном распространении курения, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Анализ теоретических основ изучения игровых технологий 1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности в развитии младших школьников………………………………………………………………………..7 1.1.1. Влияние игры на психическое развитие младшего школьника………..11 1.1.2. Место игры в жизни младшего школьника…………..…………………13 1.2. Классификация игровых технологий……………………………………..17 Глава 2. Исследование опыта применения игровых технологий в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста 2.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте…………...25 2.2. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников………...27 2.3. Особенности и значимость профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………….33 2.4. Игровые технологии как средство профилактики вредных привычек….38 Глава 3. Рекомендации по практике применения игровых технологий в профилактике вредных привычек в МБОУ «Чепецкая СОШ» 3.1 Исследование формирования здорового образа жизни детей и подростков на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ……………………………..…………...42 3.2. Осуществление программы, направленной на формирование профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ………………………………..……………46 3.3 Оценка результатов проведенной программы……………………………..54 Заключение………………………………………………………………….…..58 Список литературы…………………………………………………………….
На втором этапе важным
становится выработка изменения к своему
здоровью и к вредным привычкам. Здесь
очень важно правильно подготовить ребёнка
к принятию решения на основе всеобъемлющей
информации. Он должен решить:
является ли эта привычка
к курению серьёзным риском для здоровья;
может ли курение сказаться
на его здоровье;
что он приобретает,
решив не курить;
что он потеряет, если
не будет курить.
Важной частью обучения
навыкам здорового образа жизни является
выработка навыков общения, помогающих
налаживать отношения, разрешать конфликты,
отстаивать свои права, отказываться от
нежелательных или опасных форм поведения.
Важно на этом этапе использовать положительные
социальные ролевые модели, так как для
подростка на этом этапе свойственно найти
пример для подражания.
На третьем этапе обучения
важным становится приучать ребёнка свободно
принимать решение. Ребёнок должен сделать
выбор в пользу здорового образа жизни
самостоятельно, а учитель в этом должен
ему помочь. Нужно научить ребёнка правильно
оценивать поступающую информацию. Он
должен уметь сознательно делать выбор
в конкретной ситуации, взвешивать все
за и против. Большую помощь на этом этапе
имеют ролевые игры. Например, моделирование
ситуации, когда подростку предлагают
закурить взрослые или сверстники.
На четвёртом этапе,
когда школьник уже принял решение не
курить, важную роль имеет поддержка близких,
в том числе родителей и учителей.
Известно, что риск
курения возрастает, если курят родители.
А когда школа активно поддерживает антикурильные
мероприятия, включая отказ от курения
среди учителей, частота курения среди
школьников снижается.
Данная программа предполагает
проведение мероприятий, как с учениками,
так и их родителями, в ходе которых формируется
представление об основных системах организма
и их функционировании, разъясняется полезное
влияние физических упражнений и закаливания
на организм человека и вредное влияние
на организм курения. Существуют и широко
внедряются программы и по профилактике
подростковой наркомании, алкоголизма.
Формирование навыков
здорового образа жизни можно проводить
интегрировано через различные предметы
(биология, ОБЖ, экология, география, химия,
литература, музыка, физическая культура,
изобразительное искусство, история, обществознание,
и т.д.) в течение учебного года с использованием
разных форм урока (ролевые игры, дискуссии,
кооперативное обучение), что значительно
повышает эффект работы по формированию
ценностных установок к здоровью.
Кроме названной выше
программы существует для подростков
профилактические программы: «Полезные
навыки», «Полезный выбор», которые направлены
на овладение учащимися объективными,
соответствующими возрасту знаниями,
формирование здоровых установок, навыков
ответственного поведения, социальной
и личностной компетентности. Это программы
универсальной (первичной) профилактики
употребления психоактивных веществ,
целью которых в долгосрочной перспективе
является предупреждение их употребления.
В программах тесно переплелись современная
педагогика, практическая психология
и идеи медицинской профилактики. Неотъемлемой
частью системы формирования ценностного
отношения к здоровому образу жизни является
внеклассная работа и дополнительное
образование, так как данная профилактика
должна быть частью всей системы воспитания.
Нужно проводить мероприятия с использованием
разных форм: единый классный час, библиотечная
выставка, конкурс плакатов, спортивные
соревнования, “круглые столы", деловая
игра-конференция, брей - ринг, мероприятия
с привлечением различных специалистов.
Позитивную роль играет физкультурно
- оздоровительная работа, реализуемая
через уроки и внеклассные мероприятия
(спортивные секции, соревнования).
Всё это должно привести
к снижению числа злоупотребляющих вредными
привычками. Также необходимы мониторинги
по выявлению учащихся “группы риска"
и с аддиктивным поведением, а также методы
избирательной профилактики (тренинги,
индивидуальная работа) с разными группами
учащихся, что даёт позитивный результат.
Пропаганда здорового
образа жизни, формирование валеологической
грамотности может осуществляться в школе
через родительские лектории, радиопередачи,
выпуск бюллетеней, стенгазет, проведение
Декады здоровья, чествование спортсменов,
участие в акциях "Всемирный день борьбы
со СПИДом", "Всемирный день борьбы
с наркоманией", "Всемирный день здоровья"
2.4. Игровые
технологии как средство профилактики
вредных привычек
Народная мудрость гласит: "Здоровье
- всему голова". Трудно с этим не согласиться.
Ни для кого не секрет, что здоровье детей
в наше время желает быть лучшим. Обучение
школьников бережному отношению к своему
здоровью, начиная с раннего детства, -
актуальная задача современного образования.
Обратим особое внимание на
воспитание полезных привычек как альтернативы
привычкам вредным и формирование установок
на ведение здорового образа жизни. Не
нужно делать большой акцент на сами вредные
привычки. Главное – приобщить детей к
здоровому образу жизни. Дети младшего
школьного возраста наиболее восприимчивы
к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно
начинать занятия по обучению детей
здоровому образу жизни уже с первого
школьного дня, а «знакомство» с
вредными привычками ограничить.
Весьма существенным фактором
«школьного нездоровья» является неумение
самих детей быть здоровыми, незнание
ими элементарных законов здоровой жизни,
основных навыков в сохранении здоровья.
Отсутствие личных приоритетов здоровья
способствует значительному распространению
в детской среде различных форм разрушительного
поведения, в том числе курения, алкоголизма
и наркомании.
Младшие школьники очень внимательны
и склонны к подражанию, копированию
действий и поступков взрослых, причем
как положительных так и отрицательных.
Одни из этих поступков уже прочно
вошли в привычку, а другие носят пока
еще единичный характер. Заметим, что у
младших школьников появилась привычка
не здороваться при встрече, перебивать
как своего товарища, так и учителя, не
извиняться, толкнув нечаянно, а о том,
чтобы попросить прощение и речи быть
не может. А ведь это тоже вредные привычки.
Привычка быть плохим разрушительно
действует не только на окружающих, но
и на здоровье самого ребенка.
Очень важно, чтобы профилактика
асоциальных явлений взяла своё начало
в начальных классах. Поэтому, приняв
детей в первый класс, учитель начальных
классов должен поставить для себя
такие задачи как формирование здорового
жизненного стиля и реализация индивидуальных
способностей каждого ученика.
Каждый ребенок - яркая индивидуальность,
и нужно уметь найти к нему правильный
подход, заинтересовать. А как это сделать?
Какими средствами? Через игру,
так как игра является основным видом
деятельности младшего школьника. Все
мы, взрослые, помним чудесные, веселые,
увлекательные игры детства. Но игра не
только приносит ребенку радость. Игра
- это путь детей к познанию мира. Играя,
ребенок удовлетворяет свою потребность
в активности, развивает физические силы,
а также сообразительность, находчивость,
инициативу, выдержку. Без игры нет, и не
может быть полноценного умственного
развития ребенка. Недаром А.С. Макаренко
говорил: "каков ребенок в игре, таков
во многом он будет в работе, когда вырастет".
Умение создавать игровые ситуации
на занятии - это залог успеха преподавателя.
Например, можно поиграть с
учащимися в названия полезных привычек.
Учащиеся получают карточки:
Ы У
О Р
У П
О У
И О
В Ч
У К
О А
М А
К А
Л Т
Ь Н
К М
Е Т
О М
К О
Задача: вычеркнуть повторяющиеся
буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать
слово. Зашифрованным словом может
быть название полезной привычки и наоборот,
например, (умываться, дружить, грызть
ногти, обзываться, лениться, читать лежа,
помогать, драться).
В
каждом ребенке таится заложенная
природой потребность движения.
Бегать наперегонки, прыгать, скакать
на одной ножке для него
столь же естественно и необходимо,
как и дышать. Поэтому использование
физкультминуток и подвижных
игр в урочное и внеурочное
время повышают интерес, настроение
детей, подготавливают организм
к дальнейшей работе.
Использование подвижных игр
«Правильно –неправильно», «Добрые слова»,
«Пишущая машинка» помогает повысить
интерес к двигательной активности и в
тоже время задуматься над значением важных
для укрепления здоровья поступков.
Необходимо объяснить детям,
что здоровье - это одна из ценностей жизни.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым,
энергичным: бегать не уставая, кататься
на велосипеде, плавать, играть с ребятами
во дворе и никогда не мучиться головными
болями или бесконечными насморками.
Правильная организация учебно-воспитательной
работы, умелое педагогическое влияние
на ребенка, в частности воспитание у него
чувства долга, умения видеть свои недостатки,
воспитание волевых качеств, целеустремленности
и трудолюбия, в большой степени облегчат
выработку у него хороших привычек и предупредят
появление и закрепление привычек вредных.
Таким образом, оценка современного
состояния и тенденций здоровья детей
и подростков свидетельствует о серьезном
неблагополучии, которое может привести
к существенным ограничениям в реализации
ими в будущем биологических и социальных
функций. Нами были изучены теоретические
и практические аспекты поставленной проблемы, которые
показали, что состояние здоровья школьников
на сегодняшний день неблагоприятно.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В МБОУ
«ЧЕПЕЦКАЯ СОШ»
3.1. Исследование
формирования здорового образа жизни
детей и подростков на примере
МБОУ «Чепецкая СОШ»
Основными критериями сформированности
знаний у младших школьников о здоровом
образе жизни выступили:
Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни.
Активное отношение детей к
своему здоровью, здоровому образу жизни,
желание помогать себе и другим людям
в его соблюдении.
Овладение навыками, приемами
здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
Стремление детей к расширению
своего кругозора в сфере здоровья и здорового
образа жизни, интерес к новой информации,
получаемой из газет и журналов, радио,
телевидения, интернета.
Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.
Мониторинг знаний о здоровом
образе жизни проводили в начале января
2013 года в 3-б классе с помощью анкеты «Отношение
к вредным привычкам» Приложение №1-2
На основании полученных результатов
нами выделены три уровня знаний о здоровом
образе жизни у школьников 3 классов:
65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий
уровень представлений о ценности здоровья
и здорового образа жизни. Ребенок отвечает
на поставленные вопросы уверенно, четко,
полно. Осознает ценность здоровья, имеет
представление о системности здорового
образа жизни.
46-64 балла: средний уровень – ребенок
отвечает на вопросы не уверено, не полно.
Представления о здоровом образе жизни
ограничены, не конкретны. Ценность здоровья
понимает, но с трудом формулирует.
21-45 баллов: низкий уровень – здоровье
определяет как противоположное состояние
болезни. Не может объяснить, привести
пример заботы человека о своем здоровье.
Результаты анкетирования
январь 2013 года.
Уровень знаний о
здоровом образе жизни.
Таблица №1.
Уровень знаний
Количество человек
Проценты %
Высокий
10
33
Средний
15
50
Низкий
5
17
Выводы:
Анкетирование показало, что
у 33 % детей сформирован высокий и 50 % средний
уровень представлений о ценности здоровья
и здорового образа жизни. Низкий уровень
показали 17 % школьников.
На вопросы:
1. Знаешь ли ты, что
такое наркомания, табакокурение, алкоголизм?
2. Как по-твоему вредные привычки
действуют на здоровье?
3. Что бы ты предпринял,
если бы узнал, что твой друг
злоупотребляет вредными привычками?
4. С помощью каких мероприятий
можно защитить подростков от табакокурения,
алкоголизма, употребления наркотиков?
Были получены следующие ответы:
Таким образом, полученные результаты
указывают на необходимость воспитания
у учащихся потребностей в здоровье, формирования
у них представлений о сущности здорового
образа жизни путем использования различных
форм и методов развития этих знаний.