Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 10:58, дипломная работа
Важные социальные перемены, происходящие в жизни российского общества, предъявляют совершенно новые запросы к воспитанию современного ребенка. Нестабильность жизни, экологические и социальные катаклизмы, поломка традиционного порядка жизни и нравственных целей — все это создает прогрессирующий нравственный и физический кризис человечества не только в России, но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное действие на детей и юношей, которое проявляется в повсеместном распространении курения, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ теоретических основ изучения игровых технологий
1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности в развитии младших школьников………………………………………………………………………..7
1.1.1. Влияние игры на психическое развитие младшего школьника………..11
1.1.2. Место игры в жизни младшего школьника…………..…………………13
1.2. Классификация игровых технологий……………………………………..17
Глава 2. Исследование опыта применения игровых технологий в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста
2.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте…………...25
2.2. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников………...27
2.3. Особенности и значимость профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………….33
2.4. Игровые технологии как средство профилактики вредных привычек….38
Глава 3. Рекомендации по практике применения игровых технологий в профилактике вредных привычек в МБОУ «Чепецкая СОШ»
3.1 Исследование формирования здорового образа жизни детей и подростков на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ……………………………..…………...42
3.2. Осуществление программы, направленной на формирование профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ………………………………..……………46
3.3 Оценка результатов проведенной программы……………………………..54
Заключение………………………………………………………………….…..58
Список литературы…………………………………………………………….
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение. Формирование здорового образа жизни будет успешным, если разработать систему мероприятий направленных на приобщение подростков к здоровому образу жизни.
Средняя образовательная школа не только обучает, ее основная задача – формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.
Анкета «Отношение к вредным привычкам»
1. Много ли у тебя свободного времени?
- да;
- нет.
2. Чем занимаешься в свободное время?
- читаю;
- занимаюсь в спортивной секции;
- занимаюсь в кружке, изостудии;
- смотрю телевизор;
- слушаю музыку;
- собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале;
3. Какие отношения у вас с родителями?
а) доверительные;
б) мы мало общаемся;
в) напряженны;
г) доверие одному из родителей;
д) свой вариант.
4. Кто для вас авторитет?
а) родители;
б) друзья;
в) учителя;
г) никто.
5. К кому вы пойдете, если случится неприятность?
а) родителям;
б) друзьям;
в) учителям;
г)родственникам;
д) свой вариант.
6. Как вы относитесь к курению?
а) мне все равно;
б) это не для меня;
в) категорически против;
г) я курю;
д) я не курю, но не против, если курят другие;
е) свой вариант.
7.Как вы относитесь к спиртному?
а) никогда не пробовал;
б) пью с друзьями;
в) пью дома на праздники;
г) категорически против его употребления;
д) свой вариант.
8. Как вы относитесь к наркотикам?
а) никогда не пробовал и не буду;
б) считаю, что все
надо в жизни попробовать;
в) их употребление нормально в наше время;
г) свой вариант.
9. Как вы считаете, почему молодежь начинает пить, курить и употреблять наркотики?
а) любопытство;
б) стремятся так доказать свою взрослость;
в) не хотят выделяться;
г) уходят от решения проблем;
д) способ расслабиться;
е) все варианты
ж) свой вариант.
10. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет вредные привычки?
- сообщил бы своим родителям;
- посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;
- сообщил бы классному руководителю;
- поговорил бы с другом и предложил свою помощь;
- ничего бы не сделал, это его личное дело;
- другое (укажи).
11. Знаешь ли ты, что такое …
- наркомания - да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- табакокурение - да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- алкоголизм - да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
12. Предлагали ли тебе когда-нибудь?
- наркотики - да;
- нет.
- спиртное - да;
- нет.
- сигареты - да;
- нет.
13. Если предлагали, то кто?
- приятель;
- одноклассник;
- родственник;
- незнакомый человек;
-знакомый, сам употребляющий их.
14. С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков?
а) разработка и демонстрация наглядных материалов;
б) организация психологической и взаимопомощи;
в) уроки по профилактике ПАВ в школе.
15. Зависимость от вредных привычек можно победить, если…
4. С помощью каких мероприятий можно защититься от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков?
Родительское собрание на тему: «Профилактика вредных привычек у младших школьников»
|
Цель: создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения. Задачи:
Эпиграфом нашего сегодняшнего собрания будут следующие слова: «Поступки — плоды помыслов. Будут разумны помыслы — будут хорошие поступки» Грасиа – и - Моралес Бальтасар
I. Подростковая среда и вредные привычки Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути. Возможно мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться. (слайд 2 – 3.) Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению у людей – и у взрослых, и у детей – сими собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике. (слайд 4) Вы ведь
не хотите, чтобы вредные привычки одолели
Ваших детей? (Слайд 5.) 1.1.Курение О том, что табак вреден для организма, знали давно. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: « Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей никотина можно убить не одну, а целых три лошади. (Слайд 6.) Никотин – сильнейший нервный яд. Для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах). В организме ребёнка механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких, по возможности быстро освобождаться от токсических веществ, только формируются. (Слайд 7.) Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. (Слайд 8. ) Меры избежания пассивного курения: - В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка; - Квартиру нужно часто и регулярно проветривать; - Научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей; - Объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя. Важно объяснить ребёнку опасность курения для его здоровья. При этом главный акцент стоит делать на значимых для девочки или мальчика вещах. Курение влияет на рост. Оно быстро старит человека и делает его менее привлекательным. Ни одному курящему человеку не удавалось достичь высот в спорте. Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить? (слайд 9 - 10)
Если все же закурил… (слайд 10)
А если нет… подумайте, не вы ли, случайно, стали причиной того, что ваш сын или ваша дочь подружились с опасной игрушкой – сигаретой? Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Сын или дочь должны понимать, что за честным признанием не последует наказание. Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить. Ребёнок должен знать, что его поступок очень расстроил вас. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.
1.2. Детский алкоголизм – это страшно! (слайд 11) В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики; разумеется, вы должны постараться избежать этого. Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего здесь важен личный пример: что видит ребенок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи? Как у вас принято отмечать праздники? Второй момент - это ваше отношение к информации, в большом количестве поступающей с экрана телевизора, из радиоприемников, со страниц газет и журналов: если вы радостно смеетесь над шутками про наркоманов, гордитесь “подвигами” наших пьяных соотечественников («Русского никто во всем мире не перепьет!»), скептически хмыкаете, читая про цирроз печени, то чего вы хотите от подростка? Он будет точно так же относиться к данному вопросу, как и вы! Будьте осторожны в высказываниях, а еще лучше — пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки
1.3. Наркомания (слайд 12) Самый сложный этап нашего разговора посвящен проблеме от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснётся. Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла не только какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой. ( слайд 13) Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами: 1) Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания это приём ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать всё новые и крупные дозы. 2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идёт на совершения преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удаётся выяснить источников и заправил наркобизнеса. 3) Наркотики и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.
Выделяют следующие причины начала употребления наркотиков:
Учёные и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики.
Родителям тоже надо это знать и иметь в виду:
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребёнка к наркотикам: (слайд 15.) 1. Резкая смена друзей. 2. Резкое ухудшение поведения. 3. Изменение пищевых привычек. 4. Случаи забывчивости, бессвязная речь. 5. Резкие перемены настроения. 6. Полная утрата прежних интересов. 7. Внезапное нарушение координации движений. 8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах. 9. На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота. Однако быть внимательным к ребёнку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всём плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Итог собрания. (слайд 16.) Попробуйте помочь понять им, что…
Приемы противостояния вредным привычкам. (Слайд 17.)
Памятка родителям от ребенка (слайд 18.)
И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же... (слайд 19.) Любите своих детей, но не будьте слепыми! |
Информация о работе Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников