Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Важные социальные перемены, происходящие в жизни российского общества, предъявляют совершенно новые запросы к воспитанию современного ребенка. Нестабильность жизни, экологические и социальные катаклизмы, поломка традиционного порядка жизни и нравственных целей — все это создает прогрессирующий нравственный и физический кризис человечества не только в России, но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное действие на детей и юношей, которое проявляется в повсеместном распространении курения, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ теоретических основ изучения игровых технологий
1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности в развитии младших школьников………………………………………………………………………..7
1.1.1. Влияние игры на психическое развитие младшего школьника………..11
1.1.2. Место игры в жизни младшего школьника…………..…………………13
1.2. Классификация игровых технологий……………………………………..17
Глава 2. Исследование опыта применения игровых технологий в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста
2.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте…………...25
2.2. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников………...27
2.3. Особенности и значимость профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………….33
2.4. Игровые технологии как средство профилактики вредных привычек….38
Глава 3. Рекомендации по практике применения игровых технологий в профилактике вредных привычек в МБОУ «Чепецкая СОШ»
3.1 Исследование формирования здорового образа жизни детей и подростков на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ……………………………..…………...42
3.2. Осуществление программы, направленной на формирование профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ………………………………..……………46
3.3 Оценка результатов проведенной программы……………………………..54
Заключение………………………………………………………………….…..58
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА моя.docx

— 256.08 Кб (Скачать файл)

Наряду с трудом и ученьем игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Как уже указывалось выше, в отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной -- 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации - в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

  • целеполагания;
  • планирования;
  • реализации цели;
  • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Большинство игр отличает следующие черты /Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994. с.14./:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Мы выделим лишь наиболее распространенные детские игры.

1. Сюжетно - ролевая игра. Основной вид игр дошкольников и младших школьников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями.

2. Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе.

3. Дидактические игры. Очень важные игры для начинающих познавать мир. Эти игры дают представления об окружающей действительности, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.

4. Настольно - печатные игры. Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.

5. Театрализованные игры. Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.

Существует еще много видов и классификаций игр:

  • игры с правилами и без них
  • игры - драматизации
  • игры - имитации,
  • режиссерские игры,
  • пальчиковые игры и т.д.

Н. К. Крупская в своих работах выделяла игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие) и организованные (с готовыми правилами).

 А. В. Запорожец и А. П.Усова, классифицируя игры, выделили творческие игры (драматизации, строительные), подвижные игры и дидактические игры.

Н.  Я. Михайленко и Н. А. Короткова предложили свою классификацию игр: сюжетные или творческие игры (ролевые, режиссёрские, драматизации); игры с правилами или игры – соревнования (подвижные, настольные, словесные).

Наиболее подробная классификация игр представлена в работах

Е. О. Смирновой:

- предметные игры (процессуальные);

- сюжетно ­ ролевые игры;

- режиссерские игры;

- игры - драматизации;

- игры с правилами (подвижные и настольные).

А. К. Бондаренко дидактические игры рассматривала как игры-соревнования, выделяя в них игры с предметами; настольно – печатные игры; словесные игры.

Классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр: [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.58.]

По области деятельности:

- физические,

- интеллектуальные,

- трудовые,

- социальные и психологические.

По характеру психологического процесса:

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

-коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике:

- предметные,

- сюжетные,

- ролевые,

- деловые,

- имитационные,

- игры - драматизации.

По предметной области:

- математические, физические, экологические;

- музыкальные, театральные, литературные;

- трудовые, технические;

- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

- обществоведческие, управленческие, экономические.

По игровой среде:

- без предметов / с предметами;

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные, ТСО;

- технические, со средствами  передвижения.

По продолжительности различают:

- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее;

- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.

- длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующих психических и личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость.        

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Каждая игровая ситуация общения младшего школьника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

       Таким  образом, игровые технологии тесно  связаны со всеми сторонами  воспитательной и образовательной  работы школы и решением ее основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в школе: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха.

Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

2.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте

 

Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность.

Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий статус в классе приводит к депривации потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном поведении защита может оборачиваться агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других сферах, в том числе в асоциальной деятельности.

К концу обучения в начальной школе в классе могут образовываться группы детей (чаще мальчиков), которые утверждают себя через некоторое противостояние требованиям и мнению учителя. В этом возрасте детей уже начинает интересовать все, что связано с табакокурением, алкоголем,  наркотиками. Это выступает как запретный и неизвестный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.

Немаловажным фактором приобщения к вредным привычкам может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного саморазрушающего поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует "чудеса храбрости": не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других "подвигов". В том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение.

Предупреждение табакокурения, алкоголизма, наркомании у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению, наркомании, приему алкоголя. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике вредных привычек. Например, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма, наркомании должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников

 

 

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители.

Информация о работе Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников