Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Важные социальные перемены, происходящие в жизни российского общества, предъявляют совершенно новые запросы к воспитанию современного ребенка. Нестабильность жизни, экологические и социальные катаклизмы, поломка традиционного порядка жизни и нравственных целей — все это создает прогрессирующий нравственный и физический кризис человечества не только в России, но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное действие на детей и юношей, которое проявляется в повсеместном распространении курения, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ теоретических основ изучения игровых технологий
1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности в развитии младших школьников………………………………………………………………………..7
1.1.1. Влияние игры на психическое развитие младшего школьника………..11
1.1.2. Место игры в жизни младшего школьника…………..…………………13
1.2. Классификация игровых технологий……………………………………..17
Глава 2. Исследование опыта применения игровых технологий в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста
2.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте…………...25
2.2. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников………...27
2.3. Особенности и значимость профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………….33
2.4. Игровые технологии как средство профилактики вредных привычек….38
Глава 3. Рекомендации по практике применения игровых технологий в профилактике вредных привычек в МБОУ «Чепецкая СОШ»
3.1 Исследование формирования здорового образа жизни детей и подростков на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ……………………………..…………...42
3.2. Осуществление программы, направленной на формирование профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ………………………………..……………46
3.3 Оценка результатов проведенной программы……………………………..54
Заключение………………………………………………………………….…..58
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА моя.docx

— 256.08 Кб (Скачать файл)

3.2. Осуществление  программы, направленной на формирование  профилактики вредных привычек  у детей младшего школьного  возраста на примере МБОУ «Чепецкая СОШ»

 

 

 

Пояснительная записка.

     Современная  школа оказывает систематизированное  и последовательно влияние на  формирование личности человека. В процессе воспитания происходит  передача культурных и нравственных  ценностей, накопленных человечеством  за многотысячную историю, а также  закладываются основы мировоззрения  растущего человека, происходит  его социализация. Решая, как воспитывать  подрастающее поколение, общество  одновременно решает, каким оно  будет завтра. Это возлагает на  педагогических работников большую  ответственность. Особенно мы осознаём  такую ответственность, когда говорим  о воспитании у подрастающего  поколения потребности вести  здоровый образ жизни, получать  высокий уровень образования  и искать своё место в будущем.

 

Актуальность программы

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы   живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо - эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями  и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями   стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе.     Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: табакокурению, алкоголизму, наркомании. 

 Данная программа направлена  на то, чтобы уберечь учащихся  от вредных привычек, ведь статистические  данные говорят о том, что если  человека возрасте от 10 до 21 года  отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет  физически и нравственно здоровым  увеличивается до 90 %.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие

 

Цели:

  1. сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;

  1. формирование потребности вести здоровый образ жизни;

  1. воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

  1. выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития  и поиска своего места в жизни.

 

Задачи:

  1. Ощуществлять мероприятия по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
  2. Формировать у учащихся устойчивое отрицательное отношение к «первой пробе» ПАВ.
  3. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.
  4. Формировать морально - волевые качества школьников.
  5. Создать благоприятный психо - эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
  6. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.
  7. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
  8. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.
  9. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

 

Приоритетные направления деятельности

  1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума, саморегуляция.
  2. Профилактическая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание».
  3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.
  4. Воспитательная работа: вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.

 

 

 

 

 

Механизм реализации программы

в 2012-2015 учебном году

 

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

 

        Методическая работа

    1. Выступления на педсоветах, на совещаниях при директоре школы по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.

 

    1. Составление социального паспорта школы; посещение семей учащихся.

 

    1. Контроль за работой классных руководителей по профилактике вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.

 

    1. Обновление в библиотеке методической литературы по данной проблеме.
    2. Рассмотрение вопросов по профилактике вредных привычек на заседаниях МО классных руководителей.

 

 

Диагностика

    1. Диагностика по проблеме «Уровень здоровья и здорового образа жизни учащихся»
    2. Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам.
    3. Определения уровня воспитанности учащихся.

 

Примерная тематика 

классных часов

    1. Общечеловеческие ценности
    2. Определение здорового образа жизни.
    3. «Вредные привычки» (общешкольное мероприятие).
    4. Курение. Влияние на организм.
    5. Правда об алкоголизме.
    6. «Сказка о вредных привычках»
    7. Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию.
    8. Алкоголь и алкогольная зависимость.
    9. Пресс - конференция «Курение – «За» и «Против»
    10. Есть повод подумать
    11. ПАВ и последствия их употребления

 

Внеклассные мероприятия

1. Организация и проведение «Всемирного дня здоровья»

2. Организация и проведение «Международного дня борьбы с наркотиками»

3.Подготовка   памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привычек.

3.Общешкольное мероприятие  по профилактике ПАВ «Скажи  «НЕТ». 

4. Заседания клуба гражданско –правовых знаний

5. Проведения цикла бесед «Наше здоровье в наших руках»

6. Участие в акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

7. Проведение конкурса стенных газет «Наркомания–знак беды»

8. Организация пропаганды правовых знаний среди учащихся «Подросток и закон», с привлечением  сотрудников КДН и ЗП, ЦРБ.

 

 

 

Работа с учащимися

1. Беседа: «Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних;

2. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

3. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

4. Внеклассное мероприятие «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!».

5. Акция против курения. Беседа

«Злой волшебник табак»

6. Круглый стол «Береги здоровье смолоду»

7. Внеклассное мероприятие «Здоровье – это здорово»

8. Беседа «Будем Здоровы»

 

Работа с родителями

1. Рассмотрение вопросов  профилактики вредных привычек на заседаниях родительского комитета и родительских собраний

2. Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей

3. Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему «Подросток и закон»

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

Сентябрь

 

В течение учебного года

 

 

 

Постоянно

 

 

По планам работы МО

 

 

       

 

В течение года

 

В течение года

 

 

 

 

 

В течение года по плану

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течении года

 

 

 

 Зам. дир. по ВР

 

 

 

Зам. дир. по ВР Кл. руководители,

 

Зам. дир. по ВР

 

 

 

 

Библиотекарь

 

 

Руководитель  МО

 

 

 

 

Зам. дир. по ВР

 

 

Классные руководители

 

 

 

 

 

Классные руководители, психологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель по ГПД

Зам. дир. по ВР

Кл. руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. дир. по ВР, кл. руководители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. дир. по ВР, кл. руководители, психологи.


 

 

Примерная тематика родительского лектория по проблеме

«Сохранения физического и психического здоровья учащихся».

 

Заседание №1 (сентябрь)

1. Режим труда и отдыха  учащихся.

2. Организация горячего  питания в школе.

 

Заседание №2 (ноябрь – декабрь)

1. Профилактика вирусных  заболеваний.

2. Питание учащихся, как  один из аспектов здорового  образа жизни.

3. Профилактика стрессового  состояния у детей и подростков.

 

Заседание №3 (январь – апрель)

1. Взаимодействие семьи  и школы по профилактике вредных  привычек.

2. Профилактика инфекционно  – кишечных заболеваний в семье.

3. Половое воспитание  учащихся.

4. Психологическая подготовка учащихся к экзаменам.

 

Ожидаемые результаты:

1.Формирование у подростков  нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ. 
2.Уменьшение факторов риска, приводящих к злоупотреблению вредными привычками в подростковой среде.

 

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, принтер, мультимедийный проектор, фотоаппарат,  DVD -видеокамера,  магнитофон,  СД-диски  с записью музыки, музыкальный центр,  интерактивная доска, костюмы для выступления, наглядный материал для оформления праздников, воздушные шары, фильмы по данной тематике.

 

Срок реализации программы:   3 года.

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Оценка результатов проведенной программы

 

 

 

После проведения различных бесед и мероприятий в феврале 2013 года были проведены повторные анкетирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о здоровом образе жизни (60%). Средний 40% детей. Низкий 0%.

 

Результаты диагностики, февраль 2013 года.

Уровень знаний о здоровом образе жизни.

Таблица № 3.

Уровень знаний

Количество человек

Проценты %

Высокий

18

60

Средний

12

40

Низкий

0

0


 

 

Для сравнения и первого и второго эксперимента результаты представляем в виде диаграмм. На первой диаграмме  (рис. №1) отражен рост высокого уровня знаний о здоровом образе жизни с 33 до 60 %, отсюда произошло снижение среднего уровня с 50 до 40 % и падение низкого уровня до нулевой отметки.

 

 

В целом это хорошие показатели, показывающие, что младшие школьники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья. В этом вопросе многие ребята показали, что способны самостоятельно понимать, что с детских лет необходимо заботиться о здоровье.

 

 

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей здорового образа жизни, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о здоровом образе жизни, о значении ведения здорового  образа жизни для сохранения и укрепления здоровья.

Это говорит о том, что использованные нами формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни, такие как урок здоровья, практические задания, спортивные мероприятия, подвижные игры были эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. 20% населения страны составляют дети и подростки. Они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и экономического развития.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании, поэтому само понятие «образование» требует современного нового трактования. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.       

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Говоря о формировании установок на здоровый образ жизни молодого поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности нельзя не сказать о школе. Ведь именно там, в течение многих лет молодежь не только учится, обретает навыки общения со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям.

Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в общеобразовательной школе говорит о том, что подросткам необходимо правильно уделять внимание рациональному режиму труда и отдыха, физической активности, нормальному питанию, режиму дня и т.д. В программе также большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредным привычкам.

Информация о работе Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников