Игровые технологии в профилактике вредных привычек у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 10:58, дипломная работа
Описание работы
Важные социальные перемены, происходящие в жизни российского общества, предъявляют совершенно новые запросы к воспитанию современного ребенка. Нестабильность жизни, экологические и социальные катаклизмы, поломка традиционного порядка жизни и нравственных целей — все это создает прогрессирующий нравственный и физический кризис человечества не только в России, но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное действие на детей и юношей, которое проявляется в повсеместном распространении курения, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Анализ теоретических основ изучения игровых технологий 1.1. Сущность и функции игры и игровой деятельности в развитии младших школьников………………………………………………………………………..7 1.1.1. Влияние игры на психическое развитие младшего школьника………..11 1.1.2. Место игры в жизни младшего школьника…………..…………………13 1.2. Классификация игровых технологий……………………………………..17 Глава 2. Исследование опыта применения игровых технологий в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста 2.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте…………...25 2.2. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников………...27 2.3. Особенности и значимость профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………….33 2.4. Игровые технологии как средство профилактики вредных привычек….38 Глава 3. Рекомендации по практике применения игровых технологий в профилактике вредных привычек в МБОУ «Чепецкая СОШ» 3.1 Исследование формирования здорового образа жизни детей и подростков на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ……………………………..…………...42 3.2. Осуществление программы, направленной на формирование профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на примере МБОУ «Чепецкая СОШ» ………………………………..……………46 3.3 Оценка результатов проведенной программы……………………………..54 Заключение………………………………………………………………….…..58 Список литературы…………………………………………………………….
Ш.А. Амонашвили пишет: «самое
интенсивное развитие многих функций
происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому
потребность в игре в этом возрасте особенно
сильна, а игра превращается в вид деятельности,
управляющий развитием. В ней формируются
личностные качества ребенка, его отношение
к действительности, к людям» [1, с.13].
Развитие игрового творчества
проявляется, прежде всего, в постепенном
обогащении содержания игры. От богатства
и характера содержания игры зависит развитие
замысла и средств изображения задуманного.
В игре постепенно развивается целенаправленность
действий. Если на четвертом году жизни
у детей часто преобладает интерес к действию,
из - за чего цель временами забывается,
а на пятом году жизни можно научить детей
обдуманно выбирать игру, ставить цель
и распределять роли, то у детей 5 - 7 лет
возникает интерес к различным событиям
жизни, к разным видам труда взрослых;
появляются любимые герои книг, которым
они стремятся подражать. И замыслы игр
становятся более стойкими, иногда на
длительное время завладевают воображением.
Появление длительной перспективы
игры говорит о новом, более высоком этапе
развития игрового творчества. Развитие
игрового творчества сказывается и в том,
как в содержании игры комбинируются различные
впечатления жизни.
Особый характер имеет замысел
в играх – драматизациях, которые помогают
детям глубже понять идею произведения,
почувствовать его художественную ценность,
способствуют развитию выразительности
речи и движений. У детей 6 - 7 лет игры –
драматизации часто становятся спектаклем,
который показывается для зрителей. Именно
на этом этапе есть возможность развивать
игровое творчество под влиянием воспитания
и обучения, так как его развитие зависит
от приобретения знаний и умений, от воспитания
интересов. Педагог может заметить индивидуальные особенности
ребенка, проявляющиеся в игре. При этом
наблюдается, что один и тот же ребенок
обнаруживает разный уровень игрового
творчества в зависимости от содержания
игры, выполняемой роли, от взаимоотношений
с товарищами.
1.1.1. Влияние игры
на психическое развитие младшего школьника
Каждый период жизни и развития
ребенка характеризуется определенным
ведущим видом деятельности. В отечественной
психологии под ведущей деятельностью
понимается та, в процессе которой происходят
качественные изменения в психике детей,
происходит формирование основных психических
процессов и свойств личности, появляются
психические новообразования, характерные
именно для данного конкретного возраста.
Ведущим видом деятельности
младшего школьника является учебная
деятельность. Однако сохраняется значимость
и игровой деятельности.
Игровая деятельность влияет
на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения, всех познавательных процессов.
Игра требует от ребёнка включенности
в свои правила: он должен быть внимательным
к развивающему сюжету в совместной игре
со сверстниками; он должен быстро соображать,
как поступить в неожиданно возникшей
ситуации; он должен представить себе
отсутствующий предмет или воображаемую
ситуацию и действовать так, чтобы остальные
участники игры его поняли.
Таким образом, в игровой деятельности
формируется произвольность психических
процессов, когда ребёнок может следовать
сознательной цели. Сознательная цель
выделяется для младшего школьника раньше
всего и легче всего в игре. Условия игры
требуют от ребёнка сосредоточенности
и внимания на предметах, включённых в
игровую ситуацию, т.к. если он будет невнимательным,
он просто изгоняется своими сверстниками.
Но потребность в общении со сверстниками,
в их эмоциональном поощрении, вынуждают
ребёнка быть целенаправленным, способным
к волевым усилиям. Игра не бесцельная
забава.Ситуация игры оказывает также
постоянное влияние на развитие умственной
деятельности ребёнка. Он должен быть
готовым к неожиданной ситуации, которую
тут же надо правильно решить, он должен
уметь действовать с заместителем отсутствующего
предмета в соответствии с игровым названием.
Предмет -заместитель становится опорой
для мышления. Ребёнок постепенно перестаёт
действовать с предметом в наглядно - воспринимаемой
ситуации, а научается мыслить о предметах
и действовать с ними в игровом плане.
Таким образом, игра подготавливает
ребёнка к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и
особенно реальных взаимоотношений по
поводу игры ложится в основу особого
свойства мышления, позволяющего стать
на точку зрения других людей, предвосхитить
их возможное поведение, и на основе этого
строить своё собственное поведение. Это
рефлексивное мышление. Именно игра способствует
развитию рефлексии, поскольку в игре
возникает реальная возможность контролировать
то, как выполняется действие, входящее
в процесс общения. Большие возможности
для развития рефлексии заложены в ролевых
играх, т.к. в них можно осмысливать свои
собственные действия, потребности и способности,
соотнося их с действиями, потребностями
и переживаниями других людей.
Ребёнок в игре часто замещает
один предмет другим. Этот заместитель
выступает как знак отсутствующего предмета.
Кроме того ребёнок учится брать на себя
различные роли, всё это ложится в основу
воображения. Развитие способности к воображению
позволяет ребёнку хорошо представлять
то, о чём говорит другой человек и чего
нельзя непосредственно наблюдать в данный
момент. Воображение поможет слушать и
представлять услышанное.
1.1.2. Место игры в
жизни младшего школьника
Поступление в школу ребенка
6-7 лет вовсе не уменьшает его потребности
в играх. Роль сюжетно - ролевой игры в
жизни младшего школьника уменьшается,
но не исчезает совсем. Как мы уже говорили,
в младшем школьном возрасте значительное
место занимают различные игры с правилами
- интеллектуальные и подвижные, в которых
продолжают развиваться важнейшие качества
и способности: речь, произвольность, воображение,
мышление, воля, личность ребенка в целом
и внутренний план действия.
Игра в жизни младшего школьника
по-прежнему занимает большое место, но
имеет уже другое значение для психического
развития ребенка. Поэтому у детей этого
возраста должны еще оставаться игры и
игрушки из дошкольного детства, а также
время для свободного досуга и совместных
игр. Для того чтобы игра младшего школьника
носила развивающий характер и соответствовала
психологическим задачам возраста, т.е.
способствовала развитию рефлексивной
способности, это должна быть:
- игра по правилам или
с правилами;
- коллективная, партнерская
игра, в которой партнерами могут
быть как сверстники, так и
взрослые;
- в ней должны быть
созданы условия для выстраивания
каждым играющим своей стратегии;
- в игре должна ставиться цель
- выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная
игра, либо игра-достижение).
Роль игры в воспитании состоит
в том, что именно в играх дети раскрывают
свои положительные и отрицательные качества
и воспитатель получает полную возможность
влиять должным образом на всех вместе
и на каждого в отдельности.
Несмотря на большую роль игры
в воспитании ее нельзя обособлять, считать
моносредством, рассчитывать путем только
одних игр воспитывать детей.
При планировании работы на
учебный год воспитатели ставят перед
собой цели и задачи, посредством которых
они будут развивать творческие способности
учащихся, физические возможности детей,
помогать создавать дружный детский коллектив,
т.е. максимально использовать роль игры
в воспитании. Вот почему игры во всем
своем многообразии широко применяются
в воспитательной работе с детьми.
Игра — наиболее доступный
для детей вид деятельности, это
способ переработки полученных
из окружающего мира впечатлений,
знаний.
Цель игровой терапии - не менять
ребенка и не переделывать
его, не учить его каким-то специальным
поведенческим навыкам, а дать
возможность “прожить” в игре
волнующие его ситуации при
полном внимании и сопереживании
взрослого.
В играх младшего школьника
может быть использован любой материал:
речевой, математический, реальные предметы
или знания о них. Игрой может стать любой
вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная,
речевая, двигательная и др.). Это могут
быть настольные, подвижные, режиссерские
игры.
Использование игровых методик
- это залог успешного формирования ученического
коллектива, один из способов формирования
гуманистической атмосферы в группе, так
как во время игры никто не помнит об учебных
неудачах ребенка, его плачевном поведении
или блестящих отметках и отменном прилежании.
Одной из важных задач классного
руководителя является сплочение коллектива.
Применение игровых методик может непосредственным
образом помочь реализовать эту задачу.
Начиная играть с детьми, первоочередное
внимание классный руководитель должен
обратить на создание в группе учащихся
наилучшей психологической атмосферы.
Для этого используются специальные игровые
упражнения. Во время проведения игр очень
важно, чтобы ребята не сидели за партами,
а образовали полукруг или круг. Такая
организация пространства располагает
к общению. Также во время игры очень важно
сохранять этику взаимоотношений, не допускать
обидных и грубых выпадов детей друг против
друга. Особенно благоприятным считается
проведение подвижных игр на открытом
воздухе, которые проводятся во время
прогулок. В данном случае могут быть использованы
спортивные игры, игры с мячом, скакалками,
народные игры. Во внешкольных и внеклассных
мероприятиях также широко используются
игры: конкурсы, викторины, утренники,
праздники, инсценировки, КВНы и т.д. Таким
образом, место использования игры не
ограничивается никакими условиями, и
диктуется только творческим подходом
педагога к решению поставленной им цели.
Вывод: по мнению С.А.Шмакова, как феномен
педагогической культуры игра выполняет
следующие важные функции:
Функция социализации.
Игра - есть сильнейшее средство
включения ребенка в систему общественных
отношений, усвоения им богатств культуры.
Функция межнациональной
коммуникации.
Игра позволяет ребенку усваивать
общечеловеческие ценности, культуру
представителей разных национальностей,
поскольку «игры национальны и в то же
время интернациональны, межнациональны,
общечеловечны».
Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».
Игра позволяет, с одной стороны,
построить и проверить проект снятия конкретных
жизненных затруднений в практике ребенка,
с другой - выявить недостатки опыта.
Коммуникативная
функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
Диагностическая
функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
Терапевтическая
функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
Эффект игровой терапии определяется
практикой новых социальных отношений,
которые ребенок получает в ролевой игре.
Именно практика новых реальных отношений,
в которые ролевая игра ставит ребенка
как со взрослым, так и со сверстниками,
отношений свободы и сотрудничества, взамен
отношений принуждения и агрессии, приводит
в конце концов к терапевтическому эффекту.
Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
Развлекательная
функция - основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.
1.2. Классификация
игровых технологий
Игровая технология строится
как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса
и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно
игры и упражнения, формирующие умение
выделять основные, характерные признаки
предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по
определенным признакам; группы игр, в
процессе которых у младших школьников
развивается умение отличать реальные
явления от нереальных; группы игр, воспитывающих
умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку
и др. При этом игровой сюжет развивается
параллельно основному содержанию обучения,
помогает активизировать учебный процесс,
осваивать ряд учебных элементов. Составление
игровых технологий из отдельных игр и
элементов - забота каждого учителя начальной
школы.
Понятие «игровые педагогические
технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая
игра обладает существенным признаком
— четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются
учебно - познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается
на уроках при помощи игровых приемов
и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся
к учебной деятельности.
Педагогические игры достаточно
разнообразны по:
дидактическим целям;
организационной структуре;
возрастным возможностям их
использования;
специфике содержания.
Реализация игровых приемов
и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися
в форме игровой задачи; учебная деятельность
подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение
дидактического задания связывается с
игровым результатом.