Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему исследования;
2. Выявить уровень сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.
Оглавление
Актуальность исследования. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Имея полноценный слух и интеллект, дети с общим недоразвитием речи, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия, поэтому дошкольники с общим недоразвитием рении (ОНР) III уровня входят в группу риска по дислексии и дисграфии.
Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма /пропуски, перестановки букв, замена их/, что является причиной их неуспеваемости.
При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.
Все недостатки звукопроизношения важно устранить еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.
Развитие фонематического слуха у детей с ОНР (III уровень) связано с решением одной из приоритетных задач – подготовкой данной категории к успешному овладению грамотой. Одним из показателей готовности к обучению в школе является необходимый уровень развития фонематического слуха, что в свою очередь связано со степенью сформированности фонематических представлении, развивающихся на основе речеслухового восприятия и навыков элементарного звукового анализа.
Система коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения и фонематического слуха у детей с ОНР разработана такими известными учеными, как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т. А. Ткаченко и др.
Цель исследования: изучить научно- методическую литературу и провести экспериментальную коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Объект исследования: процесс формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Предмет исследования: комплекс упражнений и заданий, способствующий развитию фонематического слуха у дошкольников с ОНР (III уровень).
Гипотеза исследования: комплекс упражнений и заданий, направленный на развитие фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективным, если будут сформированы следующие фонематические процессы: можно предположить, что развитие фонематического слуха у дошкольников с ОНР (III уровень) будет эффективным, если использованный комплекс упражнений и заданий будет направлен на формирование следующих процессов:
- фонематическое представление, формирующееся на основе восприятия, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков в речи;
- фонематический анализ –
- фонематический синтез –
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать
2. Выявить уровень
3.Разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий, направленный на формирование фонематического слуха у детей изучаемой категории.
4. Выявить эффективность
Исходя из намеченной цели и задач были определены и использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы про проблеме исследования;
2.Эмпирические: наблюдения, беседа, констатирующий, обучающий и контрольный этапы эксперимента;
3. Количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №56 комбинированного вида» САО города Омска.
Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения.
Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и производить.
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится это делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерализация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очёредь. Эльконин охарактеризовал фонематический слух (при нормальном речевом развитии) - как процесс спонтанный, а фонематическое восприятие формируется лишь в условиях специального обучения на базе фонематического слуха [53].
Восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию -подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.
Изучением развития фонематического ряда занимались такие ученые как Т. Б.Филичева, Т. В.Туманова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, И.К. Колповская, А В. Ястребова и др.
Формирование правильного произношения зависит от 'способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, в результате становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. Наличие фонематического слуха достаточно для повседневного общения, но этого недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа [53].
Фонематическое восприятие осуществляет дифференцирование фонем имеющих акустико-артикуляционное сходство, опосредованное системой фонем, принятой в данном языке. В русском языке все звуки различаются по смыслоразличительным признакам звонкости - глухости, твердости -мягкости, способу и месту образования.
Фонематический слух осуществляет контроль за восприятием слова как комплекса фонем различая и обобщая звуки в отдельные группы. Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие речи и смысла отдельных слов. В.И.Бельтюков, А.Н.Гвоздев, Г.М.Лямина, Н.Х.Швачкин доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Фонематическое восприятие -первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма [53].
В научной литературе выделяется три аспекта состояния фонематического слуха:
Под этими терминами следует понимать:
Фонематическое восприятие - процесс узнавания и различения звуков речи и ряда звуков (слов).
Фонематические представления - способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений. Фонематический анализ - мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение - слова - слога - звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.
Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.
Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Н.Х. Швачкин в своих работах указывает что уже у новорожденных имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребенка, нарушение частоты и ритма дыхания, торможением сосательных движений.
Постепенно ребенок становится более внимателен именно к звукам человеческой речи, которые вызывают у него выраженную реакцию сосредоточения. Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами [36].
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слога, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Н.Х.Швачкин в своем исследовании о развитии фонематического слуха выделил два периода; дофонемный и фонемный период [51].
Для первого периода характерно полное отсутствие различия фонем. Понимание опирается на ритмично-мелодическую сторону речи без различения его звукового состава. Н.Х.Швачкин провел в свое время интересный опыт с детьми от 6 месяцев до года, установил, что ребенок, оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация (в 4-6 мес), ритм (6-12 мес.) и звуковой состав слова (после года). Способность воспринимать звуковой состав слова, и есть то, что мы обычно называем фонематическим слухом. Достаточная степень развития - фонематического слуха является необходимой предпосылкой начала продуцирования речи.
Переход с первого периода на второй осуществляется на основе обобщения признаков звуков речи путем, овладения семантикой, языка, Звук получает смыслоразличительную функцию.
Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка - миска). Так формируется фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи.
От трех до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
К 3 - 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.
К 4 годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания слова [36].
При нормальном речевом развитии ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связано, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко произносит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов [].
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка [36]. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.