Использование дидактических игр на уроках экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.

Система общего образования призвана повысить экономическую грамотность общества.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.

1.1. Игра как психическое явление 8

1.2. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе 15

1.3. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы 19

1.4. Теоретические выводы по работе 30

Глава 2. Содержание и использование дидактических игр на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.

2.1. Календарно-тематическое планирование занятий экономики 33

2.2. Разработка дидактических игр для занятий по экономике 38

2.3. Методика использования дидактических игр 47

2.4. Экспериментальная работа 55

2.5. Анализ результатов исследования 63

2.6. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках экономики в старших классах 66

Заключение 67

Список литературы 70

Файлы: 1 файл

Использование дидактических игр на уроках экономики.docx

— 93.44 Кб (Скачать файл)

 

Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 – 1871) противопоставляет проповеди  стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей  системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются  одновременно стремление, чувствование и представление.[11]

 

Многие учёные, в том  числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.

 

Бесспорно, существуют и  другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается "коллективным инстинктом" детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру – источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

 

Теорию игры в аспекте  её исторического проявления, выяснения  её социальной природы, внутренней структуры  и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

 

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины  появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие  ей явления культуры [4].

 

Сущность игры, как психологического явления

 

Сущность дидактической  игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая  при этом определённые трудности. Ребёнок  воспринимает умственную задачу, как  практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

 

Сенсорное развитие ребёнка  в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием  у него логического мышления и  умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется  сравнивать признаки предметов, устанавливать  сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.[15, 19, 28, 36,10]

 

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это  благодаря тому, что в игре ребёнок  стремится воссоздать широкие сферы  окружающей действительности, выходящие  за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это  может только с помощью условных действий. Сначала это действия с  игрушками, замещающими настоящие  вещи. Расширение игры (воссоздание  всё более сложных действий и  событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать  его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход  к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, "в  уме").[9, 13, 19, 24, 32, 40]

 

В игре у ребёнка закладывается  способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего  перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность [6].

 

Большое влияние оказывает  игра на развитие у детей способности  взаимодействовать с другими  людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает  правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.[4]

 

Нет нужды объяснять, насколько  все эти качества необходимы ребёнку  в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях  учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий. [13]

 

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством  формирования полноценной личности [14].

 

Виды игровой деятельности

 

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая  доставляет удовольствие и не имеет  утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого  рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения  в ней), явную (сюжетная игра) или  скрытую (игра с правилами).

 

Творческие или сюжетно  – ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов) [17].

 

Игры с правилами имеют  готовое содержание и заранее  установленную последовательность действий; главное в них – решение  поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они  делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени  условно, так как многие подвижные  игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические  игры связаны с различными движениями.

 

 

Между играми с правилами  и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость  в активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами  имеют сюжет, в них разыгрываются  роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может  успешно проходить игра, но эти  правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.[15]

 

Отличие между играми с  правилами и творческими играми заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное  – решение задачи, выполнение правил [18].

1.2. Роль и значение  дидактической игры в учебном  процессе.

 

Сенсорное развитие ребёнка  в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием  у него логического мышления и  умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется  сравнивать признаки предметов, устанавливать  сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается  способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным  лишь в том случае, если у детей  есть конкретное знание о предметах  и явлениях, которые составляют содержание игры.

 

Возникшая в советской  системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр  в дидактике дошкольных систем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. Отрадно, что  в общественной практике последних  лет в науке понятие игры осмысливается  по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как  общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить  в дидактику более активно.

 

По мнению Л.С. Выготского, игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в  содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом своюсамоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: "В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

 

Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Это мнение высказывал А.Н. Леонтьев.

 

Дидактические игры могут  быть использованы как на уроках при  закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме  этого, не исключена возможность  использования дидактических игр  и при выполнении домашнего задания.[19]

 

Итак, игра воспроизводит  стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх "функция реального" присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое "рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

 

Из раскрытия понятия  игры педагогами, психологами различных  научных школ можно выделить ряд  общих положений [3]:

 

1. Игра выступает самостоятельным  видом развивающей деятельности  детей разных возрастов.

 

2. Игра детей есть самая  свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается  окружающий мир, открывается широкий  простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

 

3. Игра – первая ступень  деятельности ребенка дошкольника,  изначальная школа его поведения,  нормативная и равноправная деятельность  младших школьников, подростков, юношества,  меняющих свои цели по мере  взросления учащихся.

 

4. Игра есть практика  развития. Дети играют, потому что  развиваются, и развиваются потому, что играют.

 

5. Игра – свобода самораскрытия,  саморазвития с опорой на подсознание,  разум и творчество.

 

6. Игра – главная сфера  общения детей; в ней решаются  проблемы межличностных отношений,  приобретается опыт взаимоотношений  людей.

 

Многие исследователи  пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного  обучения обнаруживается в игровой  деятельности детей. В ней своеобразными  путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

 

В ходе игры учащиеся не заметно  для себя выполняют различные  упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес  к победе, следовательно, дети стремятся  быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять  задания, соблюдать правила игры.

 

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к  предстоящим изменениям условий  жизни, отношений со сверстниками и  с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему члену  общества. В игре формируются такие  качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно[43]

 

 В играх, особенно  коллективных, формируются и нравственные  качества ребенка. В ходе игры  дети учатся оказывать помощь  товарищам, считаться с мнением  и интересами других, сдерживать  свои желания. У детей развивается  чувство ответственности, коллективизма,  воспитывается дисциплина, воля, характер.

 

 Включение в урок  игр и игровых моментов делает  процесс обучения интересным  и занимательным, создает у  детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей  в освоении учебного материала.

 

 Разнообразные игровые  действия, при помощи которых  решается та или иная умственная  задача, усиливает интерес детей  к предмету, к познанию ими  окружающего мира.

1.3 Состояние проблемы  использования дидактических игр  в теории и практике общеобразовательной  школы.

 

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия  к применению методов обучения школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

 

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению  уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может  являться надежной опорой для усвоения новых знаний. [20]

 

Решение этой проблемы кроется  в использовании методов обучения школьников, базирующихся на передовых  представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов  обучения. [42]

 

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые  обеспечивают активное участие в  уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно  успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге "Слагаемые педагогической технологии" дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.[12]

 

Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке  понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы  жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому  игры начинают входить в дидактику  более активно.[21]

 

В настоящее время появилось  целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая  считает игру ведущим методом  воспитания и обучения детей дошкольного  и младшего школьного возраста и  поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший  путь включения детей в учебную  работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия  и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.[13]

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках экономики