Использование дидактических игр на уроках экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.

Система общего образования призвана повысить экономическую грамотность общества.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.

1.1. Игра как психическое явление 8

1.2. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе 15

1.3. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы 19

1.4. Теоретические выводы по работе 30

Глава 2. Содержание и использование дидактических игр на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.

2.1. Календарно-тематическое планирование занятий экономики 33

2.2. Разработка дидактических игр для занятий по экономике 38

2.3. Методика использования дидактических игр 47

2.4. Экспериментальная работа 55

2.5. Анализ результатов исследования 63

2.6. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках экономики в старших классах 66

Заключение 67

Список литературы 70

Файлы: 1 файл

Использование дидактических игр на уроках экономики.docx

— 93.44 Кб (Скачать файл)

 

Формула игры: увлечение  плюс развитие. Создание такого рода мотивации  – мотивации достижения в совместной учебной деятельности – является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий  и собственно игр в системе  интенсивного обучения.

 

Применение игр позволяет  решить и другую практически не менее  важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и  физиологического отдыха.

 

Игровые формы, особенно коллективные, целесообразны для отработки  функционального состояния глубокой релаксации – наиболее благоприятного фона интенсивного обучения.

 

Концептуальные положения  игровых форм обучения:

 

1.Целевым ориентиром в  обучении является развитие и  формирование творческой индивидуальности  человека. А самое начальное звено  – осознание уникальности своего  интеллекта, самого себя.

 

2.Переориентация сознания  школьника с обезличенного общественного  на сугубо личное социально  важное развитие.

 

3.Свобода выбора, свобода  участия, создание равных возможностей  в развитии и саморазвитии.

 

4.Приоритетная организация  учебного процесса и его содержания  на общее развитие учащихся, выявление  и "взращивание" открытых  талантов, формирование предпринимательской  деловитости.

 

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения –  развитие устойчивого познавательного  интереса у учащихся через разнообразные  игровые формы обучения.[6]

 

Задачи:

 

I. Образовательные:

 

1. Способствовать прочному  усвоению учащимися учебного  материала.

 

2. Способствовать расширению  кругозора учащихся через использование  дополнительных исторических источников.

 

II. Развивающие:

 

1. Развивать у учащихся  творческое мышление.

 

2. Способствовать практическому  применению умений и навыков,  полученных на уроке.

 

III. Воспитательные:

 

1. Воспитывать нравственные  взгляды и убеждения.

 

2. Вырабатывать историческое  самосознание – осознанную сопричастность  к прошлым событиям.

 

3. Способствовать воспитанию  саморазвивающейся и самореализующейся личности.[29]

2.4. Экспериментальная работа.

 

Цель опытно-экспериментальной  работы – выявить уровень развития мыслительных процессов, внимания, памяти у учащихся в данных классах; исследовать  влияние дидактических игр на развитие этих процессов.

 

Для изучения эффективности  применения игрового подхода на уроках экономики нами был проведён эксперимент. Данный эксперимент проходил на базе лицея №130 (РАЭПШ).

 

Нами было выбрано 2 класса контрольный М-112 и экспериментальный М-113. В кассе М-112 уроки проводились по стандартным учебным планам без нововведений, а в экспериментальном М-113 мы проводили уроки с использованием дидактических игр.

 

Таблица 1. Списочный состав классов.

 

 

 

1. Констатирующий этап

 

На констатирующем этапе  были поставлены следующие задачи:

 

1) Выявить уровень развития  мыслительных процессов, внимания, памяти у учащихся

 

2) Наметить наиболее эффективные  пути их совершенствования в  данных классах.

 

С этой целью в одинадцатом классе были проведены методики "Оценка мышления" (см. приложение № 6), "Оценка внимания" (см. приложение № 7) и "Оценка памяти" (см. приложение № 8).

 

Таблица 2. Оценка мышления и  памяти М-112

 

 

 

Таблица 3. Оценка мышления, памяти и внимания учащихся класса М-113.

 

 

 

Исходя из полученных данных можно составить диаграммы, отражающие степень развития мыслительных процессов, внимания и памяти:

 

 

 

Рисунок 1.

 

Проанализировав данные диаграммы, можно сделать такой вывод: большинство  детей (Кошелева Ангелина, Бродягина Ирина, Каштанкина Оля, Козлова Надя, Васильева Катя, Волошина Таня, Парамонова Лена, Толстякова Марина) имеют проблемы с продолжением числовых рядов. Это говорит о недостаточном уровне развития мыслительных процессов (аналогии, обобщении). В связи с этим они не могут найти правила, по которому построен тот или иной ряд. Показатели внимания и памяти, по классам в целом, также ниже нормы. В связи с этим возникает необходимость развивать у учащихся когнитивных процессы.

 

2.Формирующий этап.

 

Для решения этой проблемы на формирующем этапе исследовательской  работы, опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, был разработан комплекс заданий, направленный на развитие мыслительных процессов, внимания, памяти у учащихся в экспериментальном  классе.

 

Цель комплекса: создать  условия для повышения уровня развития когнитивных процессов, путем  применения дидактических игр на уроках экономики и во внеурочное время.

 

Для реализации данной цели необходимо реализовать ряд задач:

 

1. Развитие когнитивных  процессов на уроках экономики;

 

2. Развитие когнитивных  процессов во внеучебной деятельности;

 

3. Способствовать развитию  когнитивных процессов в домашних  условиях путем обучения родителей  созданию дидактических игр.

 

Комплекс заданий был  реализован в период с 10 ноября 2006 г. по 1 января 2007 г. в классе М-113.

 

Комплекс заданий состоит  из трех блоков:

 

1. Применение системы  игровых моментов, приёмов и форм, направленных на развитие мыслительных  процессов, внимания, памяти на  уроках технологии.

 

2. Развитие мышления, внимания, памяти во внеучебной деятельности: технологические викторины, творческие работы, экскурсии.

 

3. Работа с родителями: беседа на родительском собрании, совместный классный час.

 

Для экспериментального класса М-113 была разработана специальная  программа.

 

Для проведения уроков экономики  по теме "Предпринимательская деятельность" в классе М-112 было составлено тематическое планирование. Согласно этого тематического  планирования нами были разработаны  планы шести уроков. Мы решили использовать дидактические игры для наилучшего усвоения детьми темы "Предпринимательская  деятельность". Данная тема рассчитана на 6 уроков (3 пары). Мы сделали вывод, что на каждой паре необходимо использовать какой-нибудь вид игры, для того чтобы  заинтересовать детей в этом предмете. Для того чтобы дети эффективней  научились расходовать рабочее  время, мы давали им задания в конце  уроков, ограничивая их во времени, также мы давали им ценные указания по распределению имеющегося времени.

 

Методика проведения уроков по теме "Предпринимательская деятельность" с использованием дидактических  игр.

 

Пара1.

 

На изучение темы "Предпринимательская  деятельность" в 11-х классах отводится 6 часов (3 пары).

 

Тема первой пары это "Предпринимательство: сущность, цели, задачи, история становления".

 

Здесь учащиеся знакомятся с основными понятиями, используемыми в предпринимательской деятельности и знакомятся с его историей. Эта тема для детей новая и не для всех интересная, поэтому детей необходимо заинтересовать новым материалом. В течении двух уроков дети узнают новые понятия которые они записывают в тетради и систематизировать все эти понятия мы решили с помощью игры "Экономическое домино". Эта игра поможет учащимся более прочно уяснить новые термины и запомнить их значения.

 

Мы решили использовать игру в конце пары для закрепления  материала, полученного учениками  в ходе урока.

 

Благодаря игре "Экономическое  домино" дети научатся мыслить творчески, сопоставляя по разному карточки с заданиями и ответами.

 

Методика проведения

 

Проводится за 15 минут  до конца второго урока. Дети получают карточки на одной стороне, которой  написано понятие, а на другой определение  только для другого понятия и  им необходимо составить последовательность из карточек.

 

Первые 5 учащихся собравшие  домино получают оценки "отлично".

 

На следующую пару дети получают задание составить кроссворд  по изученному материалу.

 

Пара2.

 

Тема второй пары – "Менеджмент и маркетинг в деятельности предпринимателя".

 

На этой паре мы решили применить  кроссворд. Разработанный нами кроссворд включает в себя вопросы, как из данной темы, так и из темы прошлой пары.

 

Разгадывая кроссворд, дети также научаться нестандартно, мыслить  и научаться расходовать время, так как не будут засиживаться над словом, которое не могут разгадать, а попробуют разгадать другие задания, чтобы получить подсказки  в затруднительном слове.

 

Методика проведения.

 

Проводится в конце  пары за 20 минут до окончания второго  урока.

 

Дети делятся на несколько  групп по 4 человека (самостоятельно), каждая группа получает по кроссворду. Группа первая, разгадавшая правильно  кроссворд получает по 5 баллов, вторые 4 балла. Учитель объясняет ученикам методику разгадывания кроссвордов, уделяя особое внимание времени обдумывания  ответа на каждый вопрос.

 

Пара3.

 

Третья пара – заключительное занятие, будет полностью посвящена  игре "Инвестирование в будущее". Здесь детям придётся самим стать  инвесторами и распорядиться  своими деньгами. Пройдя эту игру дети научатся самостоятельно принимать решения и анализировать свои действия. В конце игры дети должны будут сделать вывод по своей работе.

 

Методика проведения.

 

Место проведения игры- кабинет экономики.

 

Время- 2 урока.

 

Учащиеся делятся на микрогруппы по 2 человека и получают задание.

 

В этой игре участники должны постараться предсказать будущую  деятельность нескольких вымышленных  компаний и стоимость акций этих компаний. В начале у них будет  сто тысяч долларов, которые они  смогут инвестировать, выбирая из многих альтернативных стратегий инвестирования. Цель этой игры для учеников состоит  в том, чтобы заработать как можно  больше денег, первоначально имея сто  тысяч долларов, в течение двух раундов игры. Первый раунд охватывает период с 2006 по 2010 год; второй раунд  происходит с 2013 по 2017 год. Наблюдая за тем, как их решения по инвестициям  развиваются в течение этих периодов времени, ученики также узнают некоторые  важные экономические концепции, связанные  с фондовым рынком и с работой  экономики в целом.

2.5. Анализ результатов  исследования.

 

Контрольно-итоговый этап.

 

На контрольно-итоговом этапе  были поставлены следующие задачи:

 

1. Определить результат  сформированности и проанализировать уровень развития когнитивных процессов.

 

2. Сравнить результаты, полученные  на констатирующем и контрольно- итоговом этапах в экспериментальном  и контрольном классах.

 

С целью оценки эффективности  комплекса заданий был проведен итоговый эксперимент в экспериментальном  и контрольном классах. Методики использовались те же, что и в  констатирующем этапе.

 

Итоговая ведомость.

 

Таблица 4. Оценка уровня развития операций мышления, памяти, внимания учащихся класса М-113 (экспериментального).

 

 

 

Таблица 5. Оценка уровня развития операций мышления, памяти, внимания учащихся класса М-112 (контрольного).

 

 

 

Исходя из полученных данных, можно составить диаграммы, отражающие степень развития когнитивных процессов  после проведенного эксперимента в  экспериментальном и контрольном  классах:

 

 

 

Рисунк 2. Развитие когнитивных процессов после эксперимента.

 

Сопоставив результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах заметим, что показатели развития мышления, памяти и внимания увеличились как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Из диаграммы 2 видно, что эффективней работа прошла в экспериментальном классе. Можно сделать вывод, что после применения развивающих игр и упражнений уровень развития когнитивных процессов повысился.

 

В экспериментальном классе показатель уровня развития мыслительных процессов превысил норму и в  среднем повысился на 60%. Показатели развития внимания и памяти увеличились  соответственно на 42% и 20%. В то время  как в контрольном классе эти  показатели составили всего лишь 33%, 15% и 10%.

 

Таким образом, использование  развивающих игр повлияло на развитие когнитивных процессов в целом. Следовательно, применение игр и  упражнений на уроках является эффективным  способом развития детей.

2.6. Методические рекомендации  по использованию дидактических  игр на уроках экономики в  11-х классах.

 

1. Перед проведением игры  тщательно изучить индивидуальные  характеристики учащихся.

 

2. Изучить интересы и  увлечения учащихся.

 

3. Доходчиво объяснять  правила игр, напоминая их в  процессе игры.

 

4. Необходимо хорошо подготовить  игровую площадку и перед игрой  напомнить детям, что им необходимо  принести с собой.

 

5. Помнить и учитывать  что учащиеся 11-х классов это  взрослые люди, имеющие своё мнение  по различным вопросам.

 

6. Необходимо давать игрокам  вести активную дискуссию друг  с другом во время игры.

 

7. Следить за тем, чтобы  каждый ученик принимал активное  участие в игре.

 

8. Поощрять победителей.

 

9. Следить за игровым  временем.

 

10. Стараться проводить  игру таким образом, чтобы были  заинтересованы не только в  самой игре, но и в изучаемом  предмете.

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках экономики