Использование дидактических игр на уроках экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.

Система общего образования призвана повысить экономическую грамотность общества.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.

1.1. Игра как психическое явление 8

1.2. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе 15

1.3. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы 19

1.4. Теоретические выводы по работе 30

Глава 2. Содержание и использование дидактических игр на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.

2.1. Календарно-тематическое планирование занятий экономики 33

2.2. Разработка дидактических игр для занятий по экономике 38

2.3. Методика использования дидактических игр 47

2.4. Экспериментальная работа 55

2.5. Анализ результатов исследования 63

2.6. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках экономики в старших классах 66

Заключение 67

Список литературы 70

Файлы: 1 файл

Использование дидактических игр на уроках экономики.docx

— 93.44 Кб (Скачать файл)

 

Деловая игра "Простейшие методы стратегического управления"

 

Эта игра была разработана  учителем экономики школы №137 г. Киева Н.П. Литвиненко.

 

Игра применяется для  обобщения знаний по теме "Анализ рынка".

 

Суть: Продемонстрировать на практических примерах действенность  методов

 

стратегического управления (а именно – метод разработки сценариев).

 

Концепция: Аудитория разделяется  на группы, каждая из которых ставит перед другими проблему на основе реальных событий прошлого, связанных  со стратегическими решениями и  предлагают либо воссоздать принятое решение на основе исходных данных и полученных результатов, либо предсказать  результаты на основе исходных данных, если принятое решение уже определено.

 

Деловая игра "Стратегическое планирование на основе текущей ситуации, возможной реакции конкурентов  и пошагового реагирования на внешние  и внутренние изменения" (2 часа)

 

Разработчик К.С. Омельянчук – преподаватель экономической теории Донецкого Государственного Университета.

 

Применение- контроль знаний по теме "Конкуренция".

 

Суть: В обстановке, приближенной к реальности, провести игровое исследование проблемы противодействия и инерции  внешней среды конкурентов.

 

Концепция: Аудитория разделяется  на два конкурирующих предприятия, и каждая группа разрабатывает независимую  и неизвестную друг другу стратегию  деятельности. "Шаг" игры делается независимо. Преподаватель-рефери на основе мер, принятых каждой из групп формирует  входящие условия для следующего шага. Игра продолжается до тех пор, пока одна из групп не захватит весь рынок (засчитывается победа) или  одна из групп будет

 

вынуждена принять решение, противоречащее принятой миссии или корпоративной стратегии (засчитывается поражение).

 

Также нам удалось установить, что наши учителя используют игры, разработанные американскими авторами. Но ввиду огромных культурных и экономических  различий наши учителя предлагают ученикам эти игры не в их первоначальном виде, а кардинально перерабатывают игровой материал, адаптируя его  к современным российским реалиям.

 

Так российские учителя активно  используют игру "I am a MANAGER" разработанную американским автором Джоном Стэнли для обучения деятельности в сфере рынка студентов американских колледжей, у нас эта игра более известна как "Я богатей". В этой игре учащийся выступает в роли менеджера развивающейся компании, ему постоянно приходится принимать важные решения, например – в какой бизнес лучше вложить имеющийся капитал и т.д. Эта игра учит учащихся анализировать рынок и грамотно принимать решения.

 

В заключение этого раздела  хочется сказать, что применение дидактических игр на уроках экономики  в нашей стране – явление крайне редкое, лишь малая часть учителей экономики используют игровой подход, чаще же ими применяется лекционная форма проведения занятий. Именно по этому у большинства учеников теряется интерес к изучению данного предмета.

1.4. Теоретические выводы.

 

Вся жизнь школьников связана  с игрой, которая имеет большое  значение в ней. Так как, игра –  это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.

 

Ценность игры заключается  и в том, что она обладает наибольшими  возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать  детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений  между детьми.

 

Игра влияет и на становление  трудовой деятельности детей, суть которой  хорошо раскрыл А.С. Макаренко в  своём высказывании: "Хорошая  игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу…"

 

Хорошая и правильно организованная игра, способствует формированию психологических  качеств личности ребёнка, становлению  трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества.

 

В педагогической литературе существуют различные виды игр, и  каждая имеет свою характеристику и  классификацию.[29]

 

Наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные. Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

 

Немецкий психолог Г.Гросс  говорил, что игра является эффективным  средством обучения. У детей в  процессе игровой деятельности может  развиваться творческое мышление, самостоятельность  и другие необходимые качества. Также  игра может служить для формирования новых знаний и умений.

 

Игра может использоваться на различных этапах урока. В частности  как для формирования новых знаний, умений и навыков, так и для  закрепления уже имеющихся. Кроме  того, игра может использоваться как  средство контроля имеющихся знаний.

 

Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии личностных качеств ребёнка. Они индивидуальны и требуют  индивидуального подхода к каждому  ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, требует чувства  меры и осторожности. Игра как процесс  имеет свои структурные элементы и педагогические требования.

 

При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, выбор помещения  для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя. Его роль в игре в основном руководящая  и задача учителя заключается  в создании условий, определённых правильных отношений к ней со стороны  детей.

 

Игра учителем-педагогом  используется не только в учебной  деятельности, но и во внеклассной  воспитательной работе, где она имеет  свои формы организации.

 

Таким образом, игра – это  серьёзное дело, имеющее важное значение в жизни ребёнка, формирование его личностных качеств, в развитии и воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании в учебно-воспитательной работе. [26]

 

Итак, роль развивающих игр  в образовании и психологии чрезвычайно  важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности  учащихся. Говоря о роли развивающих  игр, известный отечественный педагог  и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих играх. О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.[41]

Глава2. Содержание и использование дидактических игр на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.

 

2.1. Календарно-тематическое  планирование занятий по экономике.

 

Тема 1. (2 часа) Менеджмент и  внешнее окружение организации. Прямое воздействие. Косвенное. Внутренняя среда. 1. Менеджмент и внешнее окружение  организации. 2. Менеджмент и внешнее  окружение организации. Понятия: менеджмент, внутренняя среда. Функции менеджера. Особенности воздействия. Определять основные задачи фирмы. Организовать работу коллектива. Кроссворд по теме "Менеджмент".

 

Тема 2. (10 часов). Человек  в организации. Миссия организации. Задачи. Адаптация. Роль. Ролевые конфликты. Статус роли. Индивидуальность. Малая  группа. Поведение человека в организации. Компенсация. Функции управления организацией. 3. Вхождение человека в организацию. 4. Виды адаптации. 5. Что должен изучить  человек при вхождении в организацию. 6. Ролевые конфликты. 7.Индивидуальность. 8. Общее понятие группы. 9. Взаимодействие человека и группы. 10. Характер взаимодействия. 11. Поведение человека в организации. 12. Практическое занятие. Понятия: конфликт, компенсация. Функции малых групп. Виды вхождения человека в организацию. Определять миссию организации, разрешать  конфликты, адаптироваться в организации. Слабое звено.

 

Тема 3. (4 часа). Проектирование работы в организации. Анализ работы. Модели проектирования работы. Обогащение работы. Социо-техническая система. Модераторы. Ротация работы. 13. Анализ работы. 14. Модели проектирования работы. 15. Социо-техническая система. 16. Обогащение работы. Понятия: модератор, диверсификация, контекст. Виды проектировочных работ. Построение и масштабы работы. Анализировать работу организации, составлять проекты. Давать характеристику сложившейся ситуации. Кроссворд по теме "Проектирование работы".

 

Тема 4. Организационные процессы. Коммуникация. Принятие решений. Власть. Лидер. Конфликт. Уровни конфликтов. Процесс  коммуникации. Методы управления конфликтом. 17. Коммуникация в управлении. 18. Процесс  коммуникации. 19.Коммуникативные стили  и сети. 20. Принятие решений. 21. Процесс  принятия решений. 22. Модели принятия решений. 23. Власть, влияние, лидер. 24. Источники  власти. 25. Формы власти. 26. Лидерство  и власть. 27. Типы конфликтов и уровни. 28. Методы управления конфликтами. Понятия: лидер, авторитет, власть, коммуникация, авторитарный руководитель. Функции  лидерства. Подходы к определению  стилей руководства. Гасить конфликты  в организациях. Принимать решения. Управлять течением конфликта. Осуществлять лидерские функции в организации. Общаться с коллегами. Кроссворд  по теме "Конфликты".

 

Тема 5. (4 часа). Предпринимательство. Сущность. Процессы. Цели. Задачи предпринимателя. История становления. Организационная  культура. Модель оучи. 29. Сущность предпринимательства. 30. История предпринимательства. 31. Задачи предпринимательства. Понятия: предприниматель, торговля, кооператив, артель, бизнес, конкуренция. Основные даты из истории. Определять задачи предпринимателя. Понимать сущность предпринимательства. "Экономическое домино". Ребусы.

 

Тема6. (6часов). Лидерство. Неформальное. Менеджер и лидер. Качества лидера. Лидерские стили. 32. Основы лидерства. 33. Черты эффективного лидера. 34. лидерские стили. 35. Концепции ситуационного лидерства. 36. Менеджер и лидер. Понятия: лидер, конфликт, автократичный,демократичный и либеральный стили руководства. Задачи, функции и роли лидера. Организовать работу группы людей, развить лидерские качества, принимать решения и отвечать за них. Кроссворд "Лидерство и власть".

 

Тема7. (6часов). Управление трудовыми ресурсами. Отбор. Планирование. Вербовка. Обучение. Трудовая деятельность. Определение заработной платы. Набор персонала. Развитие трудовых ресурсов. Производство. Факторы производства. 37. Формы трудовых ресурсов. 38. Набор персонала. 39. Отбор кадров. 40. Развитие трудовых ресурсов. 41. Повышение качества трудовой жизни. 42. Оценка результатов деятельности. Понятия: трудовые ресурсы, контракт, корпорация, квалификация. МРОТ. Начислять заработную плату, отбирать персонал, составлять необходимую документацию, выгодно продавать свою рабочую силу. Игра "Рынок труда".

 

Тема 8 (4 часа). Защита рефератов  по менеджменту. 43. Защита рефератов. 44. Защита рефератов. 45. Защита рефератов. 46. Защита творческого проекта. Понятия  менеджмента. Творческий проект "Моё  собственное дело".

 

Тема9 (2 часа). Маркетинг. Потребитель, товар, торговля, сделка, сбыт, реализация. 47. Введение. 48. Маркетинг как вид деятельности. Понятия: маркетинг, реклама, позиционирование на рынке. Виды маркетинговых исследований. Ориентироваться в сфере рынка, проводить маркетинговые исследования. Филворд "Маркетинг".

 

Тема 10 (6 часов). Маркетинг  как система. Маркетинговый товар. Потребность. Обмен. Концепции. Спрос  и его виды. Нужда. 49. Основные понятия  маркетинга. 50. Виды спроса. 51. Маркетинговый  товар. 52. Маркетинговый товар. 53.Концепции  маркетинга. 54. Контроль маркетинга. Понятия: Специализация, цена, кредит, консюмеризм, фирма, бюджет. Виды спроса, виды товаров. Выявлять основные потребности рынка, определять спрос на определённый вид  товаров и услуг. Игра "Изменение  спроса".

 

Тема 11 (4 часа). Управление маркетингом. Процесс. Сегмент рынка. Позиционирование товара. Схемы организации отдела маркетинга. Отбор целевых рынков. Предпринимательская идея. Фирма. 55. Процесс управления маркетингом. 56. Отбор целевых сегментов рынка. 57. Цели управления маркетингом. 58. Отдел  маркетинга. Понятия: конвертация, пошлина, квоты, импорт, экспорт, дивиденд. Виды рынков. Виды товара. Цели маркетинга. Строить управления маркетингом  фирмы. Правильно позиционировать  товар. "Рыночная экономика".

 

Тема 12 (22 часа). Товарная единица. Товар. Уровни товара. Классификация  товара. Деньги. Происхождение денег. Функции денег. Реклама. 59. Анализ рыночных возможностей. 60. Разработка товара и  сервиса. 61. Классификация товара. 62. Самостоятельные работы. 63. Творческая работа. 64. Творческая работа. 65. Творческая работа. 66. Творческая работа. 67. Защита творческих работ. 68. Деньги. 69. Функции  денег. 70. Деловая игра по теме "Деньги". 71. Деловая игра по теме "Деньги". 72. Идеи. 73. Жизненный цикл товара. 74. Реклама. 75. Реклама. 76. Реклама. 77. Реклама. 78. Реклама. 79.Разработка стратегии  маркетинга. 80. Разработка стратегии  маркетинга. 81. Определение лучшей стратегии. Понятия: деньги, товар, реклама, валюта, курс, сальдо. Виды товаров. Историю  происхождения денег. Функции рекламы. Анализировать возможности рынка. Классифицировать товар. Определять курсы  валют. Разрабатывать стратегии  маркетинга. Деловая игра по теме "Деньги".

 

Тема 13 (3 часа). Менеджмент и  маркетинг в деятельности предпринимателя. Управление персоналом. 82. Менеджмент в деятельности предпринимателя. 83. Маркетинг в деятельности предпринимателя. 84. Кадровый менеджмент. Понятия: имущество, стоимость, инвестиция, приватизация, дебет. Специализация. Осуществлять деятельность фирмы в сфере рынка. Игра "Специализация".

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках экономики