Использование дидактических игр на уроках экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.

Система общего образования призвана повысить экономическую грамотность общества.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.

1.1. Игра как психическое явление 8

1.2. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе 15

1.3. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы 19

1.4. Теоретические выводы по работе 30

Глава 2. Содержание и использование дидактических игр на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.

2.1. Календарно-тематическое планирование занятий экономики 33

2.2. Разработка дидактических игр для занятий по экономике 38

2.3. Методика использования дидактических игр 47

2.4. Экспериментальная работа 55

2.5. Анализ результатов исследования 63

2.6. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках экономики в старших классах 66

Заключение 67

Список литературы 70

Файлы: 1 файл

Использование дидактических игр на уроках экономики.docx

— 93.44 Кб (Скачать файл)

 

В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко  и В.А.Сухамлинского. В Новосибирске есть мастерская "Игра", куда входят ведущие педагоги и психологи города.

 

Под руководством А.Н. Деменко  они разрабатывают и внедряют в школьную практику различные дидактические  игры. В этой мастерской идёт совместная работа лучших педагогов, психологов и  специалистов в разных областях знаний. Игры, разработанные специалистами  мастерскоё "Игра" используют на своих уроках учителя не только г. Новосибирска и Новосибирской области, но и всей России. Эти игры очень интересны для детей всех возрастов, так как при их разработке специалисты учитывают множество факторов, таких как пол, возраст, интеллектуальное развитие учащихся и др. Специалисты, работающие в мастерской уверены, что игра на уроке существенно повышает заинтересованность в изучаемом предмете и качество знаний и поэтому они утверждают, что целесообразно использовать дидактические игры на всех предметах, уделяя игре достойное внимание в школьной программе.[39]

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре – важнейшему виду детской  деятельности. Она является эффективным  средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в  игре реализуется потребность воздействия  на мир. Игра дает свободу, так как  она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

 

По мнению Марковой А.П. [7, стр.35-40] игра даёт детям:

 

- Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее  монотонностью, с ее жесткой  детерминацией образа жизни. Игра  это неординарность.

 

- Выход в другое состояние  души. Подчиняясь лишь правилам  игры, человек свободен от всяческих  сословных, меркантильных и прочих  условностей. Игра снимает то  жесткое напряжение, в котором  пребывает подросток в своей  реальной жизни, и заменяет  его добровольной и радостной  мобилизацией духовных и физических  сил.

 

- Порядок: система правил  в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила  и быть в игре. Это качество  порядок, очень ценно сейчас  в нашем нестабильном, беспорядочном  мире.

 

- Создает гармонию. Формирует  стремление к совершенству. Игра  имеет тенденцию становиться  прекрасной. Хотя в игре существует  элемент неопределенности, противоречия  в игре стремятся к разрешению.

 

- Увлеченность: игре нет  частичной выгоды. Она интенсивно  вовлекает всего человека, активизирует  его способности.

 

- Возможность создать  и сплотить коллектив. Привлекательность  игры столь велика и игровой  контакт людей друг с другом  столь полон и глубок, что игровые  содружества обнаруживают способность  сохраняться и после окончания  игры, вне ее рамок.

 

- Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует  ум, настраивает на поиск оптимальных  решений.

 

- Понятие о чести. Она  противостоит корыстным и узкогрупповым  интересам. Для нее не существенно,  кто именно победит, но важно,  чтобы победа была одержана  по всем правилам, и чтобы в  борьбе были проявлены с максимальной  полнотой мужество, ум, честность  и благородство. Игра дает понятие  о самоограничении и самопожертвовании  в пользу коллектива, поскольку  только "сыгранный" коллектив  добьется успеха и совершенства  в игре.

 

- Компенсацию, нейтрализацию  недостатков действительности. Противопоставляет  жесткому миру реальности иллюзорный  гармоничный мир – антипод.  Игра дает романтизм.

 

- Физическое совершенствование,  поскольку в активных своих  формах она предполагает обучение  и применение в деле игрового  фехтования, умения ориентироваться  и двигаться по пересеченной  местности, причем в доспехах  и с игровым оружием.

 

- Возможность проявить  или совершенствовать свои творческие  навыки в создании необходимой  игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты,  обереги и прочее.

 

- Развитие воображения,  поскольку оно необходимо для  создания новых миров, мифов,  ситуаций, правил игры.

 

- Стойкий интерес к  хорошей литературе, поскольку ролевая  игра создается методом литературного  моделирования. Чтобы создать  свой мир нужно прочитать предварительно  о других.

 

- Возможность развить  свой ум, поскольку необходимо  выстроить интригу и реализовать  ее.

 

- Развитие остроумия,  поскольку процесс и пространство  игры обязательно предполагают  возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

 

- Развитие психологической  пластичности. Игра далеко не  одно только состязание, но и  театральное искусство, способность  вживаться в образ и довести  его до конца.

 

- Радость общения с  единомышленниками.

 

- Умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях,  проигрывая их неоднократно и  как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

 

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального  мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и  индивидуальных особенностей, от правильного  методического руководства взаимоотношениями  детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

 

Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

 

Игровое творчество развивается  под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных  знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в  игре с особой силой проявляются  индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого  замысла.[23]

 

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к  предстоящим изменениям условий  жизни, отношений со сверстниками и  со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.[38]

 

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих  функциях игры.

 

"Дидактические игры" – этот термин правомерен по  отношению к играм, целенаправленно  включаемых в раздел дидактики.[35]

 

Они вызывают у школьника  живой интерес к предмету, позволяет  развивать индивидуальные способности  каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической  игры определяется не по тому, какую  реакцию она вызовет со стороны  детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно  к каждому ученику.[26]

 

Результативность дидактических  игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании  с дидактическими упражнениями, игровыми моментами, приёмами и формами.

 

Игровые моменты

 

Обязательны игровые моменты  не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения. Их эффективней  всего применять в начальных  классах, но возможно и пятом, так  как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения. В связи с этим требования к  ним повысились, от чего у них  быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет  снять напряжение и дети смогут более  продуктивно работать дальше. [35]

 

Игровые приёмы

 

Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический  опыт учащихся. Но приобретение опыта  требует большого времени. Увеличить "приобретение такого опыта" учащихся, научить их самостоятельно тренировать  это умение. Сюда следует отнести  развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

 

В решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение  предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

 

Использование игровых приёмов– забота каждого учителя. "Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать".

 

Их можно использовать как при закреплении пройденного  материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок  повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.[46]

 

Игровые формы

 

Игровые формы обучения позволяют  использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через  преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

 

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения –  развитие устойчивого познавательного  интереса у учащихся через разнообразные  игровые формы обучения.

 

Концептуальные положения  игровых форм обучения[12,стр. 8-10]:

 

1. Целевым ориентиром  в обучении является развитие  и формирование творческой индивидуальности  человека. А самое начальное звено  – осознание уникальности своего  интеллекта, самого себя.

 

2. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

 

3. Свобода выбора, свобода  участия, создание равных возможностей  в развитии и саморазвитии.

 

4. Приоритетная организация  учебного процесса и его содержания  на общее развитие учащихся, выявление  и "взращивание" открытых  талантов, формирование предпринимательской  деловитости.[14]

 

Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность развивающих  игр зависит от участия в них  педагогов, воспитателей, родителей.

 

При соответствующих методах  педагогического руководства в  дидактических целях этот процесс  может быть упорядочен. В подростковых классах некоторые виды игр полностью  переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

 

Игровое воображение создает  у детей план наглядных представлений  о действительности, формирует способность  ими оперировать.

 

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

 

1. Использование игровых  элементов на уроке.

 

2. Урок – игра.

 

Урок, проводимый в игровой  форме, требует определенных правил:

 

1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов  и форму проведения. Должны быть  заранее распределены роли. Это  стимулирует познавательную деятельность.

 

2. Обязательные атрибуты  игры: оформление, соответствующая  перестановка мебели, что создает  новизну, эффект неожиданности  и будет способствовать повышению  эмоционального фона урока.

 

3. Обязательна констатация  результата игры.

 

4. Компетентное жюри.

 

При использовании игровых  форм обучения главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства  тревоги и неуверенности в  своих силах.

 

Исходя из этого, можно  сказать, что технология игровых  форм обучения нацелена на то, чтобы  научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в  игре и в жизни, т.е. формировать  цели и программы собственной  самостоятельной деятельности и  предвидеть ее ближайшие результаты.

 

Игровые формы намного  сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя.

 

Анализ опыта работы учителей экономики по проблеме исследования.

 

Данный аспект в литературе освещён крайне слабо. Это связано  с тем, что наша страна сравнительно недавно встала на путь рыночной экономики  и такой предмет как "Экономика" в Российских школах представлен  крайне редко. Так же в школах не хватает грамотных учителей экономики, так как педагогические ВУЗы нашей  страны совсем недавно начали подготовку специалистов по этой специальности. Большинство  учителей преподающих в школах экономику  не имеют специального педагогического  образования и не смотря на то что они являются хорошими специалистами в области экономики с вопросами дидактики эти люди знакомы крайне слабо. Именно по этому разработкой дидактических игр по экономике в нашей стране практически никто не занимается.[16]

 

Среди российских дидактических  игр нам удалось найти только небольшие разработки в области  кроссвордов и сканвордов по экономике разработанных как учителями, так и их учениками по темам "Предпринимательство" и "Менеджмент". В процессе написания работы мы выяснили, что российские учителя активно используют разработке своих зарубежных коллег. В частности мы выяснили, что большой популярностью пользуются дидактические игры, разработанные украинскими учителями. Рассмотрим некоторые из них.[43]

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках экономики