Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа
Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.
Система общего образования призвана повысить экономическую грамотность общества.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.
1.1. Игра как психическое явление 8
1.2. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе 15
1.3. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы 19
1.4. Теоретические выводы по работе 30
Глава 2. Содержание и использование дидактических игр на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.
2.1. Календарно-тематическое планирование занятий экономики 33
2.2. Разработка дидактических игр для занятий по экономике 38
2.3. Методика использования дидактических игр 47
2.4. Экспериментальная работа 55
2.5. Анализ результатов исследования 63
2.6. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках экономики в старших классах 66
Заключение 67
Список литературы 70
Игровые формы обучения как
никакая другая технология способствует
использованию различных
1.Мотивы общения:
a) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
b) В игре, при решении
коллективных задач,
c) Совместные эмоциональные
переживания во время игры
способствует укреплению
2. Моральные мотивы:
a) В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
3. Познавательные мотивы:
А) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
Б) В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
В) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Г) Ситуация успеха создает
благоприятный эмоциональный
Д) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать предмет.
Е) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.
Ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.[17]
2.3.Методика использования дидактических игр.
Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:
- при объяснении нового
учебного материала (например, педагог
может подготовить подсказки,
которые косвенно дают
- при усвоении и закреплении
учебного материала (
- при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ученик должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса. Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно-деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться вих личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают и о чем рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействия с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала.
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.
Старший школьный возраст.
1. Широкие познавательные
мотивы – интерес к
2. Учебно-познавательный
мотив – интерес к способам
добывания знаний
3. Умение ставить в
учебной деятельности
Перед учителем стоят задачи:
1. Привить интерес к экономике.
2. Стремиться мобилизовать
потенциальные возможности
3. Очень важно подготовить "почву" для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.[16]
Выбор игры.
Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения, поэтому нами был проведён тщательный анализ класса, изучены состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Поставлены следующие задачи:
1. Сформировать
2. Привить интерес к экономике.
Выбор игры зависит от места и времени ее проведения в нашем случае это кабинет экономики, в котором находятся методические пособия по предмету, протяженности времени-пара (2 урока) поэтому для первых двух пар были выбраны относительно короткие игры, для того чтобы оставить время на объяснение нового материала. Третья пара была полностью занята игрой "Инвестирование в будущее" потому что для этой игры необходимо много времени и она является обобщением всего пройденного материала. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (создание собственной фирмы др.), "продуктов" художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Желая одержать победу в игре, дети должны изучить много экономической литературы и научиться мыслить как настоящие экономисты. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.[2]
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. Чтобы вызвать интерес к экономической игре можно привести примеры успешных менеджеров которые как они выражаются "играют" на рынке. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
Игровым обычно называют коллектив
детей, созданный для проведения
игр. Как известно, существуют игры,
не требующие разделения на группы,
и игры командные. Разбивка на коллектив
требует соблюдения этики, учета
привязанностей, симпатий, антипатий.
Игровая практика детей накопила
немало демократических
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:
1) Назначение на роль непосредственно взрослым.
2) Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).
3) Выбор на роль по
итогам игровых конкурсов (
4) Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.
5) Очередность выполнения роли в игре и т.д.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.[1]
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.
Развитие игровой ситуации.
Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.[3, 7, 45]
Основные принципы организации игры:
1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
2. Принципы развития игровой динамики.
3. Принципы поддержания
игровой атмосферы (
4. Принципы взаимосвязи
игровой и неигровой
5. Принципы перехода от
простейших игр к сложным
Безусловно одно – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.
При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
Сущность игрового подхода.
Как мы уже говорили игровой
подход – это подход, связанный
с активизацией учебной деятельности
за счет эмоциональной компоненты психических
функций личности. Учебный процесс
организуется в виде игровых ситуаций,
дающих возможность стимулировать
коллективную учебную деятельность.
Игра в этом случае выступает как
форма, метод и средство для достижения
целей обучения и воспитания. Имеется
множество работ
На основе игровой деятельности
у ребенка формируется ряд
психических новообразований. Это,
прежде всего воображение и
Информация о работе Использование дидактических игр на уроках экономики