Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования в соответствии с заявленной целью дипломной работы поставлены следующие;
Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Изучить передовой педагогический опыт по теме.
Выявить уровень развития словаря ребенка младшего
дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая часть.
1. 1. Значение и задачи словарной работы в ДОУ. …………………………… ……6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………8
1. З. Виды и формы работы книгой в детском саду……………………………… 12
1. 4. Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников……………………………………………………………………….. 16
1. 5. Методика проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы……………………………………..19
1.6. Анализ передового педагогического опыта по теме "Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников "………………………. ………..24
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...30

Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря средних дошкольников в процессе использования художественной литературы.
2. 1. Диагностика развития словаря детей экспериментальной группы…………32
2. 2. Формирующий эксперимент …………………………………………………..38

2. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………………..42

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………. …….45
Литература. …………………………………………………………………………..48
Приложение…………………………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

Диплом Поповой ИТОГО.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Как уже говорилось, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми, является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайное активный характер. Ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Е.А Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, что бы даже глупого мышонка съела кошка.)

Художественное восприятие ребёнка на протяжении дошкольного  возраста развивается и совершенствуется. А.М Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования, рассматривая возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяет два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребёнка самоценным.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие  задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Остановимся на возрастных особенностях восприятия.

Для детей младшего дошкольного  возраста характерны:

- зависимость понимания  текста, от личного опыта ребёнка;  установление легко осознаваемых  связей, когда события следуют  друг за другом; в центре внимания  главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков и т.д.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения  в понимании и осмыслении текста, что связано с расширение жизненного и литературного опыта ребёнка.

Дети устанавливают простые причины связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляются реакции на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

К старшему дошкольному  возрасту у ребёнка накаливаются довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты.

 У ребёнка формируются  умения воспринимать литературные  произведения в единстве содержания  и формы, осмысливать словесный  образ, относится к нему как к авторскому приёму. Возникает так же умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

На седьмом году жизни  ребёнок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст. Такого рода способность свидетельствует о формировании умения становится в отдельных случаях над героем, рассматривать события с точки зрения автора.

Формирование у ребёнка  способности улавливать эмоциональный  подтекст произведения свидетельствует  о возникновении новых возможностей в эстетическом восприятии литературы.

Дошкольный возраст  период активного становления художественного восприятия ребёнка.

В это время совершается  переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности ещё слито с жизненным, которое характеризуется способностью ребёнка, к отчуждению от позиций героя, умение не только мысленно действовать вместе героем но и становится как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора, к ступеням собственно эстетической деятельности.

Особенностью  младших  дошкольников является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка, литературные факты,  которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознают неверно. В связи с такой особенностью детского восприятия особую роль в ознакомлении с текстом играют иллюстрации.

Они выполняют для  младшего дошкольника роль первоначального  импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу, и текст не будет понят.

Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в  этом возрасте появляются и первый литературный опыт, полагающий малышу осознавать содержание произведения.

Слушая литературные произведения, дети, прежде всего, устанавливают  наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют  друг за другом и последующие логически  вытекает из предыдущего («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка», и др.).

При восприятии литературного  произведения в центре внимания ребёнка  главный персонаж.

Детей интересует его  внешность, действия, поступки.

Особенностью восприятия литературных произведений младшим дошкольником является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сорока-белобока» - это блестящий миниспектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии и дух, отчего литература становится для него поистине родной.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного  периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирования интереса к любви к книге, т.е. ребёнок успешно формируется как читатель.

Поэтому воспитателю, что  бы достичь планируемые результаты по работе с книгой, особенно внимательно нужно отнестись к подбору видов и форм этой работы.

 

 

 

1.3 Виды и  формы работы с книгой в детском саду.

 Традиционно в методике  развитие речи принято выделять  две формы работы с книгой  в детском саду: на занятиях и вне занятий.

1. На  занятиях.

М.М. Конина  выделяет  несколько  видов  занятий    с  использованием  литературных  произведений.

  • Чтение и рассказывание  одного произведения.
  • Чтение нескольких  произведений,  объединенных  единой  тематикой (чтение стихов и рассказов о  лете,  о  гуманных  чувствах)  или  единым  героем (две  сказки о зайчишке);   можно объединить  два  произведения  одного  жанра (два рассказа  морального  содержания),  или несколько  жанров (загадка,  рассказ,  стихотворение). На таких занятиях  объединяют  новый и уже знакомый  материал.
  • Объединение  произведений,  принадлежащих  к  разным  видам  искусства:

а) чтение  литературного  произведения  и  рассматривание  репродукций  с  картины известного  художника;

б)  чтение в сочетании  с  музыкой.

  • Чтение и рассказывание  с использованием  наглядного  материала:

а)   чтение и рассказывание  с игрушками;

б) настольный  театр;

в) кукольный и теневой  театр,  фланелеграф;

г) диафильмы,  кинофильмы, телепередачи.

  • Чтение  как  часть  занятия  по развитию  речи.

2.  Вне занятий.

  • Чтение и рассказывание детям произведений художественной литературы,
  • организация зрелищ  и развлечений (инсценировка,  литературные утренники, показ диафильмов и т.д.)

      Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи потешки, прибаутки, повседневно в речи  воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений   повторение поговорок, загадок с учетом их доступности   детям по содержанию и языку.

Пословицу не следует  заучивать с детьми, нужно неоднократно употреблять ее к месту.

Загадка, короткое образное  описание предмета или явления в несколько отвлеченном  или иносказательном виде учит  ребенка активно мыслить, сопоставлять,  сравнивать.

Помимо народных загадок,  используют и авторские загадки о знакомых предметах ближнего окружения. Дети должны знать  также  несколько народных  или авторских считалок.

2.Зрелища, развлечения, литературные праздники, широко  используются в практике  работы детского  сада. Здесь дети могут выступать с пересказом по частям, с инсценировками. Для праздников в старших группах рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы,  отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребляет ведущий.

Дети шести – семилетнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей (концерт продолжается 10-15 минут), в  него могут входить: чтение известных малышам  потешек; стихов (желательно с использованием наглядного материала - игрушек, предметов, картинок); пересказ знакомой «гостям» сказки;  чтение новых для малышей потешек; настольный театр сказок; игра-драматизация или кукольный театр.

К зрелищным видам  развлечений относятся спектакли, театрализованные представление, концерты, которые осуществляются силами взрослых, школьников. Можно  также побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

В детском саду можно организовывать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей, можно познакомить с литературными произведениями средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Важна предварительная подготовка детей к просмотру, чтение экранизированной сказки или другого произведения. Эту работу проводят за несколько дней до показа.

В работе с детьми седьмого года жизни используют такой прием, как придумывание  маленьких рассказов к отдельным кадрам фильма при вторичном его просмотре. Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т.д. С инсценировками дети знакомятся, слушая грамзаписи и при просмотре телепередач в детском саду. 

3. Самостоятельная деятельность  детей.

В  самостоятельной  художественно-речевой деятельности ребёнка отражаются разнообразные  впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и  спектаклей, а так же художественные умения, приобретенные на занятиях.

Одно из условий развертывания  такой самостоятельной деятельности – оснащение группы нужным, оборудованием  и пособиями. В каждом возрастной группе организуются зона для литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр. Большое место в детском саду занимают книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

Во всех группах дети выполняют поручения такого рода: показывают новичку книги, рассказывают о них, смотрят с малышами знакомые им книги, рисунки, картинки.

 

4. Инсценировка как  игровая деятельность детей.

Игры – драматизации, или театрализованные игры, игра на темы прослушанных произведений. Детям заранее известны герои будущей игры, ход, действия, маленькие пьесы или сценки.

Игра – драматизация происходит с участием воспитателя, он может  регулировать количество его участников.

Ролевые игры на сюжеты художественных произведений – игра может содержать  лишь элемент произведения, а в  целом развиваться произвольно  по замыслу детей.

Воспитателю нужно стараться  приохотить к инсценировкам к  играм каждого из детей, подбирая подходящие моменты: подготовить самую  главную роль в спектакле, выступать  в параллельной старшей группе и  т.д.

Итак, пути ознакомление с книгой в д/с разнообразны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, не ограничиваться эпизодическим чтением книг, больше доверять эмоциональной и эстетической значимости  художественных произведений.

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 4. Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников.

 

        В познавательном и личностном развитии ребенка трудно переоценить значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка. Чтобы ребёнок практически успешно овладевал этим великим наследством человеческой мысли и языка, воспитатель должен широко и правильно использовать художественную литературу, подбирая её с большой тщательностью, по степени усвоения его словарного состава и грамматических форм языка.

Литературное произведение даёт для этого готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок; важно лишь правильно их понять и, усвоив, правильно практически ими  пользоваться.

Доказано, что художественное произведение развивает мышление ребёнка. Ценностью является эмоциональность и образность такого произведения, которые обеспечивают усвоение произведения. Литературное произведение, побуждая мыслительный процесс средствами слова, т.е. отвлекая от непосредственного чувственного восприятия, в то же время обеспечивает богатство чувственного восприятия, столь необходимого для мышления детей дошкольного  возраста.

Информация о работе Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста