Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования в соответствии с заявленной целью дипломной работы поставлены следующие;
Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Изучить передовой педагогический опыт по теме.
Выявить уровень развития словаря ребенка младшего
дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая часть.
1. 1. Значение и задачи словарной работы в ДОУ. …………………………… ……6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………8
1. З. Виды и формы работы книгой в детском саду……………………………… 12
1. 4. Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников……………………………………………………………………….. 16
1. 5. Методика проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы……………………………………..19
1.6. Анализ передового педагогического опыта по теме "Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников "………………………. ………..24
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...30

Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря средних дошкольников в процессе использования художественной литературы.
2. 1. Диагностика развития словаря детей экспериментальной группы…………32
2. 2. Формирующий эксперимент …………………………………………………..38

2. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………………..42

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………. …….45
Литература. …………………………………………………………………………..48
Приложение…………………………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

Диплом Поповой ИТОГО.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Художественное произведение, стимулируя образное мышление, внушает ребёнку определённые идеи, вызывает оценки, выводы на основе процесса анализа и синтеза, т.е. учит отвлечённому мышлению, абстрагированию.

Внимание к языку  художественного произведения должно предусматривать особенности развития мышления и языка ребёнка, а поэтому особое внимание при создании книги должно быть обращено на доступность словаря и его грамматических, смысловых изменений, на  количество и качество новых для ребёнка слов, грамматических категорий.

Вместе с тем, художественная литература наряду с речью окружающих взрослых является одним из средств обогащения словарного запаса детей. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Поэтому, в программном содержании наряду с воспитательными задачами целесообразно так же определять объём и характер работы над словом. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков.

Особую роль литературное произведение выполняет в пополнении  словаря образными словами и выражениями: «поёт зима, аукает», «чародейкою зимой околдован, лес стоит», «заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна».

Прекрасным средством  развития мышления и образной речи является пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые  Белинский  назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка».

Иногда новое слово, фраза требует обстоятельного объяснения, тогда решение может быть двояко. Если читается художественное произведение, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, т.к. это отвлекает ребёнка, нарушает восприятия образа и ритма языка. В этих случаях незнакомые слова следует объяснить до чтения.

Различные методические приёмы в отношении незнакомых слов полезны тем, что, не давая единого шаблонного решения вопроса, мы приучаем ребёнка к большому вниманию к слову, оставляем возможность по ситуации догадываться, осмысливать новое слово, строя фразы, т.к. втягиваем ребёнка в активную работу над осмыслением языка художественного произведения. Однако при этом непременно следует проявлять чувство меры в смысле количества и степени трудности новых слов, иначе художественное произведение превратится в средство усвоения новых слов.  

Итак, подводя итоги вышесказанному, можно  утверждать, что в психолого-педагогической литературе сформировано мнение, что литература оказывает большое влияние на развитие детей дошкольного возраста, а специальная словарная работа при занятии с художественной литературой уже с младшей группы способствует более интенсивному обогащению словаря. Ребёнок начинает проявлять интерес к наименованию предметов, что выражается в возрастании количества вопросов типа «как это называется?». А усвоение слов положительно влияет на поведение детей, на совершенствование предметной и игровой деятельности. И, конечно,  проводя такую специальную работу при чтении художественной литературы, воспитатель должен хорошо владеть методикой этой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 5. Методика проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы.

Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой  занимает большое место в общей  системе работы с детьми. Воздействие  художественной литературы на ребенка  определяется не только содержанием и формой произведения, уровнем его речевого развития, но и теми методами и  приемами, которые использует воспитатель в работе с детьми.

 

В средней группе, как и в младшей, продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на  некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и  сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста  отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

При чтении и рассказывании  художественных произведений используются приемы, которые помогают детям понять и лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, то есть дают им новые знания об окружающем мире.

Приемы, которые  помогают детям понять и лучше  усвоить текст:

  • объяснение непонятных слов, которые встречаются в тексте;
  • введение слов - этических оценок поступков героев;
  • сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев - положительного и отрицательного;
  • привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями.

Объяснение незнакомых слов проводится как перед слушанием, так и в процессе исполнения литературного  произведения. Если незнание отдельных  слов будет препятствием к пониманию  содержания произведения в целом, то такие слова требуют предварительного объяснения. Так, при рассказывании сказок других народов встречаются незнакомые детям понятия, связанные с особенностями жизни: их быта, природных условий. Это может помешать правильному восприятию сказок.  Объясненные детям заранее, они помогут усвоить основное содержание сказки.

Иногда нужно и при рассматривании иллюстраций в книге объяснить незнакомые детям слова. Например, при знакомстве с иллюстрациями художника Е. Чарушина к книге В. Бианки «Первая охота» необходимо дать названия птиц, изображенных на них: «выпь» и «удод».

Некоторые незнакомые слова  не требуют предварительного объяснения, они поясняются при чтении поставленными  рядом синонимами, например: «У лисы была избушка ледяная, а у зайчика  лубяная - деревянная» («Лиса, заяц и петух»). Понятие «лубяная» поясняется рядом стоящим словом «деревянная». Но такой прием возможен лишь при исполнении прозаических произведений.

В произведениях  классиков, например: в «Сказке о  рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина есть такие незнакомые детям слова, как «черная крестьянка», «столбовая дворянка», «соболья душегрейка»; в произведении НА. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»: «аршин», «купчиха» и т.д. Эти слова не мешают детям понять содержание произведения, поэтому их можно не объяснять.

Активный  словарь детей следует обогащать  на протяжении всего детства существительными (названиями предметов, одежды, посуды, мебели, игрушек, растений и овощей), глаголами, обозначающими некоторые действия, прилагательными и наречиями.

Воспитатель должен сопровождать словом, свои действия и действия детей. Чем точнее и богаче речь педагога, тем большее влияние она оказывает на расширение словарного запаса у детей.

В обогащении словаря  малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки.

Словарь детей следует пополнять меткими словами и выражениями народной речи: косолапый мишка, петушок - золотой гребешок и другими.

 

Уже в младших группах  внимание детей привлекается к разным словам, которыми можно назвать один и тот же объект (автомобиль, машина), и к одним и тем же словам, обозначающим разные предметы и состояния (ручка у ребенка и ручка у двери). Детей приучают использовать в речи слова, выражающие оценочные суждения о предметах: дом, домик; ком, комочек.

В исследовании Н.П. Ивановой доказана возможность и целесообразность проведения с малышами простых словарных упражнений, основным содержанием которых являются доступные задания на словообразование. Особое внимание уделяется подбору слов для словообразовательных упражнений. В первую очередь отбирают слова, хорошо знакомые детям, употребляемые в уменьшительно-ласкательной форме, отличающиеся длинным словообразовательным рядом, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик. Это названия игрушек (заяц, зайчик, зайчонок), близких людей (мама, мамочка, мамулечка) и имена детей (Оля, Оленька, Олечка). Упражнения доступны детям, поскольку при данном словообразовании лексические значения хорошо известных детям слов практически не изменяются.

Упражнения имеют игровой  характер и требуют повторения одного и того же лексического материала. Проводить их можно только тогда, когда у детей накоплен достаточный запас слов и они начинают свободно общаться с воспитателями.

Практика показывает, что специальная словарная работа в младшей группе способствует более  интенсивному обогащению словаря. Ребенок начинает проявлять интерес к наименованию предметов, осваивает названия тех предметов (одежды, мебели и т.д.), с которыми ребенок сталкивается дома и в детском саду. Также ребенок осваивает и названия действий с этими предметами.

Усвоение слов положительно влияет на поведение детей, на совершенствование  предметной и игровой деятельности.

В итоге у детей  накапливается значительный объем  знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение со взрослыми, сверстниками, понимание литературных произведений и т.п. К концу дошкольного возраста речь ребенка становится содержательной, точной и выразительной.

В занятия по ознакомлению с художественной литературой включаются также лексические упражнения (как и фонетические), особенно, когда бывает нужно прокомментировать лексику писателя.

Специальные упражнения по лексике имеют своей целью  конкретные лингвистические задачи: 1) развивать понимание обобщающего  смысла слова, 2) развивать понимание  отношений «целое и его часть», 3) развивать понимание отвлеченного смысла слова, 4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем), 5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов, 6) развивать стилистическое чутье, 7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

 

 

            

 

В средних группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгаем и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Народное творчество создало много загадок, характеризующих  предметы и явления. Их надо тщательно  подбирать, классифицировать по содержанию возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи.

Изучив теоретический  материал, можно перейти к анализу передового педагогического опыта, касающегося использования художественной литературы для обогащения активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

1.6. Анализ передового педагогического опыта по теме

"Влияние художественной  литературы на развитие словаря  дошкольников "

 

 Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками – в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович

Для решения задач  всестороннего воспитания детей  средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе общих положений эстетики. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проблема художественного  чтения и рассказывания детям  с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. В разработке этого  вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу в области детской книги.

В работах педагогов  рассматриваются разные стороны  методики художественного чтения: методика ознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен (Л.Я. Панкратова), влияние  иллюстрации на понимание литературного произведения (Т.А. Репина).

Важным качеством речи является выразительность. Линии развития выразительной речи рассмотрены  С.Л. Рубинштейном. Педагогический аспект этой проблемы освещен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в  раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.

Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.

     Нами  было  проанализировано  множество  статей из журналов «Дошкольное воспитание», которые,  так или иначе, имели отношение к ознакомлению дошкольников с художественной  литературой. Интересной нам показалась работа  воспитателя  МДОУ детского сада комбинированного вида «Росиночка» Г. Ю. Абряндиной «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста». Этот опыт интересен широким использованием в словарной работе сказкотерапии. Формы работы со сказкой разнообразны. Это различные типы занятий: двигательно-творческие, сюжетные, театрализованные физкультурные, музыкально — ритмические, игровые, познавательные, интегрированные. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием. Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём не способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о близких, взаимопомощь, дружба и доверие. Часто сказкотерапия проводится в сочетании с движениями,  музыкой, что развивает творческие способности, раскрывает природный потенциал детей. И, конечно, идет интенсивная работа по пополнению, закреплению, активизации словаря. Особое внимание воспитатели образовательного учреждения обращают на то, как рассказывать сказки детям. Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). Помня о том, что,  к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек, а  ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении;  воспитатели ведут серьезную работу с родителями по использованию произведений народного творчества (колыбельных песен, пестушек, потешек, сказок).

Информация о работе Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста