Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:37, дипломная работа
Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования в соответствии с заявленной целью дипломной работы поставлены следующие;
Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Изучить передовой педагогический опыт по теме.
Выявить уровень развития словаря ребенка младшего
дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая часть.
1. 1. Значение и задачи словарной работы в ДОУ. …………………………… ……6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………8
1. З. Виды и формы работы книгой в детском саду……………………………… 12
1. 4. Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников……………………………………………………………………….. 16
1. 5. Методика проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы……………………………………..19
1.6. Анализ передового педагогического опыта по теме "Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников "………………………. ………..24
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...30
Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря средних дошкольников в процессе использования художественной литературы.
2. 1. Диагностика развития словаря детей экспериментальной группы…………32
2. 2. Формирующий эксперимент …………………………………………………..38
2. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………………..42
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………. …….45
Литература. …………………………………………………………………………..48
Приложение…………………………………………………………………………..50
Игры разворачивались в специально созданном уголке книжек.
Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.
Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать существительные, прилагательные, глаголы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.
2.3. Контрольный эксперимент.
Динамика развития словаря детей средней группы.
Для достижения поставленной цели нами был использован тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе.
Анализ контрольной диагностики следующий.
В первом задании мы получили такие результаты (Приложение 3, таблица 5).
Как видно из сравнительных данных уровень обобщения детей значительно улучшился. На контрольном эксперименте без ошибок правильно разложили все картинки и подобрали обобщающие слова 50% детей. Среди детей не было выявлено, таких, которые допустили 5 и более ошибок.
Анализируя выполнение второго задания, мы получили следующие результаты (Приложение 3, таблица 6). Сравнивая результаты использования в речи детьми прилагательных, мы получили следующие данные.
На контрольном эксперименте в группе испытуемых увеличилось детей до 5 человек, которые набрали 15 и более ответов, т.е. набрали наибольшее количество прилагательных к заданным словам.
Уменьшилось число детей с наименьшим количеством названных прилагательных до 1 человека.
Ответы детей стали разнообразнее. Давая описание заданного предмета, дети опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова из художественных произведений.
Результаты третьего задания показали следующее (см. Приложение 3, Таблица 7)
Сравнительный анализ выполнения детьми третьего задания на контрольном и констатирующем этапах эксперимента показал следующие: значительные улучшения в использовании детьми в речи глаголов произошли у 4 человек. Эти дети правильно подобрали 15 и более действий заданных предметов. Уменьшилось количество детей, которые назвали менее 14 глаголов до 2 человек. Данный факт говорит о том, что произведения художественной литературы значительно повлияли на обогащение словаря детей глагольной группой слов.
Обобщая данные контрольного эксперимента, мы распредели детей по уровням развития словаря (см. Приложение 3, Таблица 8 и Приложение 4)
Индивидуальное улучшение
результатов произошло
Из рисунка видно, что всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.
Сравнивая результаты в целом по группе мы, получили следующие результаты.
уровни |
В |
С |
Н | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
до эксперимента |
4 |
40 % |
5 |
50 % |
1 |
10 % |
после эксперимента |
8 |
80 % |
2 |
20 % |
0 |
0 % |
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов, т.е. выдвигаемая нами гипотеза была доказана.
Выводы по 2 главе.
В данной главе нами проводились: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с применением методики на выявление наличия в активном и пассивном словаре детей слов, обозначающих предметы, их качества, свойства; выявлении точности употребления слов, обозначающих видовые и родовые понятия на основе дифференцированности представлений и умения выделять существенные признаки предметов, а также слов, обозначающих качества предметов. И на этапе контрольного эксперимента была поставлена дополнительная цель - выявить эффективность и качество проведенной нами работы с средними дошкольниками, а также результативность используемых приемов по обогащению активного словаря детей средней группы детского сада.
На этапе формирующего эксперимента применялись следующие приемы: выразительное чтение, рассказывание, заучивание отрывков или небольших произведений, беседа по вопросам, дидактические игры и упражнения, объяснение совершенно новых для детей слов; создание педагогических ситуации (на использование новых слов); наблюдение и др.
В формирующем эксперименте была проведена работа по развитию словаря
посредством чтения художественной литературы на основе плана.
Данный вид деятельности
осуществлялся посредством
По окончании формирующего эксперимента, был проведен контрольный, показавший, что осуществляемая нами работа является эффективной. Это и подтвердили результаты повторной методики на выявление наличия в активном и пассивном словаре детей слов, обозначающих предметы.
Заключение.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Наша работа была ориентирована на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольного учреждения по использованию произведений художественной литературы, как средства развития словаря. Проследили динамику изменения уровня развития словаря в процессе экспериментальной работы.
Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 10%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
В процессе работы были замечены такие изменения:
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей среднего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.
Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
Исходя из анализа
опытно-экспериментальной
Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.
Литература.