Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования в соответствии с заявленной целью дипломной работы поставлены следующие;
Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Изучить передовой педагогический опыт по теме.
Выявить уровень развития словаря ребенка младшего
дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая часть.
1. 1. Значение и задачи словарной работы в ДОУ. …………………………… ……6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………8
1. З. Виды и формы работы книгой в детском саду……………………………… 12
1. 4. Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников……………………………………………………………………….. 16
1. 5. Методика проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы……………………………………..19
1.6. Анализ передового педагогического опыта по теме "Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников "………………………. ………..24
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...30

Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря средних дошкольников в процессе использования художественной литературы.
2. 1. Диагностика развития словаря детей экспериментальной группы…………32
2. 2. Формирующий эксперимент …………………………………………………..38

2. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………………..42

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………. …….45
Литература. …………………………………………………………………………..48
Приложение…………………………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

Диплом Поповой ИТОГО.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Игры разворачивались в специально созданном уголке книжек.

Большое внимание уделяли  оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с  использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать существительные, прилагательные, глаголы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Контрольный эксперимент.

Динамика развития словаря детей средней группы.

Цель: проверить влияние разработанной программы на формирующем эксперименте на развитие словаря средней группы.

Для достижения поставленной цели нами был использован тот  же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе.

Анализ контрольной  диагностики следующий.

В первом задании мы получили такие результаты (Приложение 3, таблица 5).

Как видно из сравнительных  данных уровень обобщения детей  значительно улучшился. На контрольном эксперименте без ошибок правильно разложили все картинки и подобрали обобщающие слова 50% детей. Среди детей не было выявлено, таких, которые допустили 5 и более ошибок.

Анализируя выполнение второго задания, мы получили следующие результаты (Приложение 3, таблица 6). Сравнивая результаты использования в речи детьми прилагательных, мы получили следующие данные.

На контрольном эксперименте в группе испытуемых увеличилось  детей до 5 человек, которые набрали 15 и более ответов, т.е. набрали наибольшее количество прилагательных к заданным словам.

Уменьшилось число детей  с наименьшим количеством названных прилагательных до 1 человека.

Ответы детей стали  разнообразнее. Давая описание заданного  предмета, дети опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова из художественных произведений.

Результаты третьего задания показали следующее (см. Приложение 3, Таблица 7)

Сравнительный анализ выполнения детьми третьего задания на контрольном и констатирующем этапах эксперимента показал следующие: значительные улучшения в использовании детьми в речи глаголов произошли у 4 человек. Эти дети правильно подобрали 15 и более действий заданных предметов. Уменьшилось количество детей, которые назвали менее 14 глаголов до 2 человек. Данный факт говорит о том, что произведения художественной литературы значительно повлияли на обогащение словаря детей глагольной группой слов.

Обобщая данные контрольного эксперимента, мы распредели детей  по уровням развития словаря (см. Приложение 3, Таблица 8 и Приложение  4)

Индивидуальное улучшение  результатов произошло следующим  образом. (см. Приложение 5).

Из рисунка видно, что всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.

Сравнивая результаты в  целом по группе мы, получили следующие  результаты.

уровни

В

С

Н

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

до эксперимента

4

40 %

5

50 %

1

10 %

после эксперимента

8

80 %

2

20 %

0

0 %


 

 

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов, т.е. выдвигаемая нами  гипотеза была доказана.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе.

В данной главе нами проводились: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с применением методики на выявление наличия в активном и пассивном словаре детей слов, обозначающих предметы, их качества, свойства; выявлении точности употребления слов, обозначающих видовые и родовые понятия на основе дифференцированности представлений и умения выделять существенные признаки предметов, а также слов, обозначающих качества предметов. И на этапе контрольного эксперимента была поставлена дополнительная цель - выявить эффективность и качество проведенной нами работы с средними дошкольниками, а также результативность используемых приемов по обогащению активного словаря детей средней группы детского сада.

На этапе формирующего эксперимента применялись следующие  приемы: выразительное чтение, рассказывание, заучивание отрывков или небольших произведений,  беседа по вопросам, дидактические игры и упражнения, объяснение совершенно новых для детей слов; создание педагогических ситуации (на использование новых слов); наблюдение и др.

   В формирующем эксперименте была проведена работа   по   развитию   словаря  

посредством чтения художественной литературы на основе плана.

Данный вид деятельности осуществлялся посредством взаимодействия четырех этапов: подготовительный —  первичное прослушивание художественного  текста; начальный - повторное прослушивание, использование движений, картинок, иллюстраций и т.д.; основной -автоматическое заучивание текста, словарная работа с новыми, малознакомыми словами, словосочетаниями; закрепительный - устойчивое восприятие новых слов и использование их в повседневной речи.

По окончании формирующего эксперимента, был проведен контрольный, показавший, что осуществляемая нами работа является эффективной. Это и подтвердили результаты повторной методики на выявление наличия в активном и пассивном словаре детей слов, обозначающих предметы.

 

Заключение.

 

В ряду задач, стоящих  перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей  к школе. Одним из основных показателей  готовности ребенка к успешному  обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря  влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Наша работа была ориентирована  на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.    В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.    С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

Анализ теоретических  положений и методических выводов  позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольного учреждения по использованию произведений художественной литературы, как средства развития словаря. Проследили динамику изменения уровня развития словаря в процессе экспериментальной работы.

Анализ результатов  после формирующего эксперимента свидетельствует  об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 10%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх – дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так  как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей среднего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • в-третьих, активного включения детей;
  • в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа  опытно-экспериментальной работы, можно  прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 4-5 лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

Таким образом, использование  произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.                                                       

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Развитие речи, - М.: Академия, 2006. 324с.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И., Иваненко А.П. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
  3. Аркин Е.А. О семейном воспитании, - М.: Олма-пресс, 2008. 264с.
  4. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника //    Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников, - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. 640с.
  5. Бавыкина Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста. - Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1996. - 29 с.
  6. Болотина Л.Р., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика. - М.: Луч, 2004. 206 с
  7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. 225с.
  8. Гербова В.В. Развитие речи, - М.: П<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decorati

Информация о работе Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста