Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования в соответствии с заявленной целью дипломной работы поставлены следующие;
Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Изучить передовой педагогический опыт по теме.
Выявить уровень развития словаря ребенка младшего
дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая часть.
1. 1. Значение и задачи словарной работы в ДОУ. …………………………… ……6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………8
1. З. Виды и формы работы книгой в детском саду……………………………… 12
1. 4. Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников……………………………………………………………………….. 16
1. 5. Методика проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы……………………………………..19
1.6. Анализ передового педагогического опыта по теме "Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников "………………………. ………..24
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...30

Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря средних дошкольников в процессе использования художественной литературы.
2. 1. Диагностика развития словаря детей экспериментальной группы…………32
2. 2. Формирующий эксперимент …………………………………………………..38

2. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………………..42

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………. …….45
Литература. …………………………………………………………………………..48
Приложение…………………………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

Диплом Поповой ИТОГО.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)


                         

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

 

    

Использование  художественной    литературы   для    развития словаря детей   среднего  дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

Содержание                                                         

Введение…………………………………………………………………….3                                                                

Глава I. Теоретическая часть.

1. 1. Значение и задачи словарной работы в ДОУ. …………………………… ……6                            

1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного

возраста…………………………………………………………………………………8                                                               

1. З. Виды и формы работы книгой в детском саду………………………………  12                        

1. 4. Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников……………………………………………………………………….. 16

1. 5. Методика проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с    произведениями художественной литературы……………………………………..19                            

1.6. Анализ передового педагогического опыта по теме "Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников "………………………. ………..24                     

 Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...30

 

Глава  2. Практическая  часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря средних дошкольников в процессе использования художественной литературы.                                        

2. 1. Диагностика развития словаря детей экспериментальной группы…………32                          

2. 2. Формирующий эксперимент …………………………………………………..38                                        

 

2. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………………..42                                          

   

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..44                                                    

Заключение……………………………………………………………………. …….45  

Литература. …………………………………………………………………………..48                                                        

Приложение…………………………………………………………………………..50                                                          

Введение.

 

        Актуальность темы исследования  обусловливается тем, что овладение  родным языком, его словарным  богатством как средством и способом общения с людьми, является одним из важнейших приобретений детей дошкольного возраста. Именно период дошкольного детства является сензитивным к усвоению речи. В дошкольном возрасте ребенок очень активно овладевает необходимым для него запасом слов, умением словесно выражать свою мысль обо всем, что его окружает, что входит в круг его нужд и интересов. Если в этот возрастной период не будет сформирован определенный запас слов, то на более поздних этапах развития ребенка достичь этого будет сложно.

         Одной из важнейших задач словарной работы в дошкольном возрасте является задача обогащения словаря. Проблема развития детского словаря привлекала к себе внимание многих исследователей отечественной педагогики и психологии. В работах ученых освещались такие вопросы, как: обогащение словаря детей на основе познания окружающего (В. И. Логинова, В. И. Яшина), роль обучения в работе со словом (Е.И. Тихеева, А. П. Усова, Ю. С. Ляховская, Э. П. Короткова, А. М. Бородич, В. И. Коник и др.); обогащение словаря детей в процессе ознакомления с природой (Н. Ф.Виноградова, М. М. Кольцова и др.); обогащение словаря детей в деятельности (Р. И. Жуковская, Н. П.Савельева и др.)

         Овладевая словарным богатством языка, ребенок получает мощное средство общения с людьми, овладевает орудием обмена мыслями, средством познания. Такое овладение вносит качественные изменения во все психические процессы и определяет взаимоотношения между ними (А. А. Люблинская, Н. А. Рыбников).

         Словарная работа - существенное звено в процессе расширения общественных представлений, поскольку она органически связана с процессом познания и нравственным воспитанием детей, помогает понять слова - названия социальных явлений.

      Одним из средств развития словаря детей является художественная литература. Именно через художественное слово идет знакомство с новыми понятиями, с новыми выражениями, которые потом закрепляются сначала в пассивном, а затем в активном словаре ребенка.

       Использование художественной литературы осуществляется в практике дошкольных учреждений, но используется не в полной мере. Это и определило тему нашего исследования.

Целью исследования явилось  определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей среднего  дошкольного возраста.

         Задачи исследования в соответствии  с заявленной целью дипломной работы  поставлены  следующие;

  1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Изучить передовой педагогический опыт по теме.
  3. Выявить уровень развития словаря ребенка младшего

                 дошкольного возраста.

  1. Спланировать и реализовать систему работы по использованию

                произведений художественной литературы для развития словаря.

  1. Проверить эффективность данной системы работы.

          Объектом исследования является процесс развития словаря  детей среднего дошкольного возраста.

          Предметом   исследования   выступает система работы по развитию словаря детей через ознакомление с художественной литературой.

        Гипотеза исследования: художественная литература оказывает положительное влияние на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста при следующих условиях:

  • Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей.
  • Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.
  • Если у ребенка будет сформировано положительное отношение к героям произведений.
  • Если при чтении литературных произведений будут использованы методы и приемы,   обеспечивающие усвоение новых понятий и выражений.

     

      Методы  исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования;
  • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
  • беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы.

 

Методологической основой  нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

 

      Базой исследования является средняя  группа  детского сада хутора Большой Лычак   Фроловского района Волгоградской области.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическая часть.

1. 1. Значение и задачи словарной работы в ДОУ.

         Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Она имеет большое значение для общего развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.                ( А.Н Леонтьев).

       Огромное воспитательное значение тех произведений детской литературы, которые в доступной для ребёнка художественной форме изображают нашу действительность, описывают самоотверженный труд людей и их героизм при защите Родины.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развития содержательной стороны мышления.

 Проводя словарную  работу, мы одновременно решаем  задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

Обогащения словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах  детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточнят представления ребёнком, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в детском возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, формируется личность.

В методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М Кониной, и принято выделять четыре главные задачи:

- обогащения словаря  новыми словами, усвоение детьми  ранее неизвестных слов, а так  же новых значения ряда слов, уже имеющихся в их лексике.

- закрепление и уточнение словаря, углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотношения с объектом реального мира, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

- активизация словаря – усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активны словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных   случаях.

- устранение из речи  детей не литературных слов,  что особенно необходимо, когда дети находятся в условия неблагополучной языковой среды.

Таким образом, словарная  работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важно место в общей  системе работы по речевому развитию детей, имеет она большое значение и для общего развития ребёнка, является важным условием умственного развития.

Особенность словарной  работы в дошкольном учреждении состоит  в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой  с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

 

         Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психологическом развитии ребёнка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. Она является одной из  главных задач развития речи  детей дошкольного возраста,  и воспитателю для ее  реализации  важно знать особенности  восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста.

 

 

1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста.     

Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками  исследуются в трудах А.С Выгодского, А.В. Запорожца, О.И Никифоровой, Е.А Флериной, Н.С Карпинской, А.М Гурович, Т.А. Репиной и др.

Этика и психология рассматривают  восприятие искусства как сложный и творческий процесс.

Е.А Флерина называла характерной чертой восприятия художественного  произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс. Предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О.И Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие и переживание образов (в основе лежит работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы, на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у  ребёнка появляется рано. С появлением интереса к картинке начинает возникать  интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни у ребёнка можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Информация о работе Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста