Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования в соответствии с заявленной целью дипломной работы поставлены следующие;
Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
Изучить передовой педагогический опыт по теме.
Выявить уровень развития словаря ребенка младшего
дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая часть.
1. 1. Значение и задачи словарной работы в ДОУ. …………………………… ……6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………8
1. З. Виды и формы работы книгой в детском саду……………………………… 12
1. 4. Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников……………………………………………………………………….. 16
1. 5. Методика проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы……………………………………..19
1.6. Анализ передового педагогического опыта по теме "Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников "………………………. ………..24
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...30

Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря средних дошкольников в процессе использования художественной литературы.
2. 1. Диагностика развития словаря детей экспериментальной группы…………32
2. 2. Формирующий эксперимент …………………………………………………..38

2. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………………..42

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………. …….45
Литература. …………………………………………………………………………..48
Приложение…………………………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

Диплом Поповой ИТОГО.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

    Сказка - самый удивительный жанр устного народного творчества, - приходит к заключению автор статьи. В ней все необычно и все возможно. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных. Сказка - великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читать ее. Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Автор обращает особое внимание, что полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям, точно дадите толкование, объяснение незнакомым словам.  Пересказ и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не надо сразу напрямую объяснять своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможности почувствовать то, что он еще не может осмыслить. Особое внимание автор обращает на то, что важным этапом при работе над сказкой является рассматривание иллюстраций, которые учит детей замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, позволяет точнее понять смысл того или иного слова, понятия, которые выражает рисунок.

Также интересной нам показалась и статья Н.П. Мироновой «Кто такие гуленьки?». Так как:

Во-первых, в  ней  раскрывается  опыт  работы  с самыми маленькими детьми.

Во-вторых, художественная  литература  рассматривалась  именно  с  точки  зрения  значимости  ее  для  обогащения   словаря  младших дошкольников.

Таким  образом,  она  вплотную  подводила  к  теме   нашего  исследования.

       Мы  обратили  серьезное внимание  на наиболее типичные недочеты  в развитии  речи  детей дошкольного  возраста,  которые  выделяет  в своей  статье Н. Миронова,  и  с  которыми  чаще  всего в своей работе  сталкиваются воспитатели.

  • Состоящая из простых, как правило, нераспространенных предложений речь (так называемая «Ситуативная речь»). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы.
  • Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синонимы, назвать признак предмета.
  • Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и предложений.
  • Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
  • Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, выразить протест.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция.

Автор видит выход из  создавшегося  положения в систематическом  использовании художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок и т.д. Он еще и еще раз убедительно доказывает, что художественная литература - это волшебный мир, в котором ребенок, и там находит могучий источник  информации об окружающем мире.  В качестве материала для развития речи дошкольников в статье предлагаются произведения малых жанров: колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, и, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.

 Н. Миронова, также,  говорит о правильном чтении  потешек, колыбельных песен. Делает  акцент на то, что при чтении  малышу песен, прибауток, потешек,  колыбельных необходимо следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом,  обогащают словарь, обучают образовывать однокоренные слова,   позволяют   запоминать   слова   и   формы   слов,   словосочетаний. Положительная  эмоциональная  окраска колыбельных  и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания и фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

Н. Миронова рекомендует  занятия по обогащению словаря и развитию речи с использованием текстов художественной литературы проводить  несколько раз в неделю. Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, педагог должен объяснить его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого,   описывая   предложенные   картинки   и   собственные   рисунки, участвуя   в   совместной   игровой   деятельности,   ребенок   использует средство, с которыми его познакомил взрослый.

        Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности, и, конечно же,  обогащает  его  словарь  прекрасными  образчиками  литературной   русской речи.

Важнейшей задачей воспитателя становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию словаря ребенка. Н. Миронова говорит о том, что в последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться   следующими правилами:

  • Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.
  • Его принадлежность к подлинному искусству
  • Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Воспитатель должен учитывать  эти требования к  книге при отборе   произведения для детей.

Словарный кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, из детской классической, русской зарубежной литературы. Чтобы заниматься развитием словарного запаса ребенка, воспитатель должен быть начитанным человеком с развитием эстетическим вкусом и чутьем.

 

Таким образом, из этих статей мы почерпнули  практические  советы, и по-новому  взглянули на наше экспериментальное  исследование о возможностях использования художественной литературы для обогащения активного словаря средних дошкольников.

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по  1 главе.

На сегодняшний день, несомненно, большое значение по обогащению и активизации словаря дошкольников имеет работа воспитателя в детском саду. Это связано с занятостью родителей и взрослых ближайшего окружения детей. Ребенку для освоения значения слов и их употребления в повседневной речи, необходимо создавать условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, воссоздавать ситуации, в которых он сможет проявлять точность и разнообразие словарного запаса. Следовательно, особенность словарной работы в дошкольном образовательном учреждении заключается во взаимосвязи ее со всей воспитательно-образовательной работой, проводимой с детьми. Нами рассмотрены четыре основные задачи словарной работы: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новые значения ряда слов, уже имеющихся в лексиконе ребенка; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря; устранение из речи детей нелитературных слов. Эти задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, поэтому они были положены в основу разработанных нами этапов работы по обогащению и активизации словаря средних дошкольников, подробно изложенных нами в следующей главе.

Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста, особенности которого подробно изучены нами и представлены в этой главе исследования. Именно на эти особенности и опирается воспитатель при выборе форм и видов работы с книгой. Чаще всего, знакомство с художественной литературой происходит на занятиях, однако, этим не ограничивается, так как определяется творчеством педагога и возрастной группой воспитанников. Кроме чтения и рассказывания, воспитателем могут быть использованы и другие виды работ: беседы о книгах, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанному, организация книжных выставок, литературные утренники и др. Рассмотренные нами виды и формы работы с книгой в детском саду помогают лучше оценить влияние художественной литературы на обогащение активного словаря дошкольника.

Уточнению и закреплению знаний помогают ребенку художественные произведения, они обогащают новыми понятиями и представлениями словарь ребенка, облегчают знакомство ребенка с окружающим миром и оказывают значительное влияние на эстетическое воспитание дошкольника.

 

  Таким образом, в первой главе мы рассмотрели значение и задачи словарной работы в дошкольном образовательном учреждении, особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста, виды и формы работы с детьми в детском саду, влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников, а также методику проведения словарной работы в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературой. Кроме того, провели анализ передового педагогического опыта по теме исследования, опираясь на который, построили дальнейшую работу по обогащению и активизации словаря  дошкольников посредством использования художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Практическая  часть.

Опытно-экспериментальная  работа по развитию словаря средних дошкольников в процессе использования художественной литературы.

 

2. 1. Диагностика развития словаря детей экспериментальной группы.                       

 

Как было выяснено в экспериментальной части, художественная литература является действенным средством общего развитие ребенка, формирует его словарь и готовность к школьному обучению.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование  специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Поэтому целью нашей работы стало: выявление уровня развития словаря детей средней группы; разработка и апробация программы использования произведений художественной литературы и её влияние на развитие словаря средних дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Выявить уровень развития словаря детей средней группы;
  2. Разработать и апробировать программу использования произведений художественной литературы;
  3. Определить влияние разработанной программы на уровень развития словаря детей средней группы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе средней группы Большелычаковского детского сада Волгоградской области.

Предварительный анализ планируемой в группе работы по теме дал следующие показатели:

  • Работа по формированию словаря (в том числе и на занятиях по использованию художественной литературы) в группе  планируется: таких занятий в плане мы  увидели 3 за 2 месяца;
  • На  занятиях воспитатель дает  объяснение, закрепление и активизацию слов, встречающихся в художественном произведении;
  • В группе создана развивающая среда, где дети могли бы самостоятельно общаться с героями художественных произведений (уголок театра, книжная полка).

Для проведения констатирующего  эксперимента из всего многообразия диагностирующих методик нами была выбрана методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей.

Задание №1 «Подбери картинку»

Цель: изучение процесса обобщения.

Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: транспорт, одежда, посуда, мебель, игрушки.

Методика проведения:

  1. серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.
  2. серия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда»), что к чему подходит, и назови одним словом.

Оценка результатов:

- Правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 балла;

- допускает 3–4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки – 2 балла;

Информация о работе Использование художественной литературы для развития словаря детей среднего дошкольного возраста