Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный
университет»
Институт / Факультет «Педагогики
и психологии»
Кафедра педагогики и методики
дошкольного и начального образования.
Курсовая работа на тему:
«Использование наглядности
на уроках литературного чтения в начальной
школе».
Работу выполнила
Студентка III курса
Группы: ПОНД – 31
Семушина Ирина
Николаевна
Руководитель: Коврова Мария
Александровна
Киров, 2015
Содержание:
Введение
Глава I. Основные направления
методической работы по использованию
наглядности на уроках литературного
чтения в начальной школе.
1.1. Основные задачи уроков литературного
чтения.
1.2. Виды наглядности и их роль
в восприятии произведения младшими школьниками.
1.3.Применение наглядности
на уроках литературного чтения.
Глава II. Использование наглядности
на уроках литературного чтения во 2 классе.
Практическая часть.
2.1. Анализ программы «Литературное
чтение».
2.2. Описание передового педагогического
опыта, описанного в методической литературе.
2.3. Моделирование уроков по
литературному чтению и апробирование
их во 2 классе.
2.4. Сравнительный анализ уроков.
Заключение
Приложение
Введение
В настоящее время общепризнанным
является понимание методики как теоретической
и прикладной науки, предметом которой
является научное обоснование целей, содержание
обучения, а также научная разработка
наиболее эффективных методов, приемов
и форм обучения с учетом поставленных
целей, содержания и конкретных условий
обучения.
Эффективность системы обучения
предмету в полной мере определяется тем,
насколько последовательно она учитывает
объективные закономерности, согласно
которым происходит в учебных условиях,
прежде всего во внеязыковой среде.
Умение хорошо излагать свой
предмет, педагогическое мастерство учителя
основаны на умении строить процесс обучения
в соответствии с закономерностями этого
процесса, с основными дидактическими
принципами. Одним из таких принципов
является принцип наглядности.
Закладывать и формировать
лексические навыки у учащихся на уроках
необходимо именно в начальной школе.
Это обеспечит эффективное обучение в
старших классах. Наиболее эффективным
средством формирования образовательных
навыков у учащихся начальной школы является
наглядность, так как у детей этого возраста
преобладает наглядно-образное мышление,
и всю информацию дети воспринимают не
только на слух, но преимущественно образно.
В методической литературе постоянно
обсуждается проблема использования наглядности
на уроках, когда и как надо использовать
наглядность, в каких случаях применение
наглядных пособий необходимо и полезно,
а в каких ненужно и даже вредно.
Актуальность
темы заключается в том, что применение
наглядных методов на уроках литературного
чтения в младших классах очень плодотворно
сказывается на результате процесса обучения
и усвоении знаний, кроме того, учителя
начальных классов имеют потребность
в реализации эффективных методов использования
наглядности.
Наглядность увеличивает эффективность
обучения, помогает ученику усваивать
информацию более осмысленно и с большим
интересом. Значение наглядности видят
сейчас в том, что она мобилизует психическую
активность учащихся, вызывает интерес
к занятиям, расширяет объём воспринимаемого
материала, снижает утомление, тренирует
творческое воображение, мобилизует волю,
облегчает весь процесс обучения
Переход школы на новые учебные
планы и программы, поиск эффективных
методов обучения вызвал к жизни новые
средства обучения, ибо в настоящее время
учителя не могут ограничиваться теми
приемами работы, которые рассчитаны на
простое, чисто механическое запоминание.
Повышение теоретического уровня
знаний, заложенного в действующих учебных
программах, изменило функции наглядности,
ее характер и использование в учебном
процессе, что, в свою очередь, привело
к попытке некоторых психологов и дидактов
пересмотреть, подвергнуть критике один
из принципов дидактики - наглядность.
Почему именно наглядность?
Для того чтобы ответить на этот вопрос
обратимся к идее Л.С. Выготского о том,
что в каждом возрасте развитие опирается
на разные функции. «В раннем возрасте
ведущей функцией является восприятие,
затем - память, мышление. Реально переход
от одной функции к другой не проходит
по ступеням возрастного развития. Каждый
ребенок имеет свои особые доминанты в
развитии функций. Так, в условиях школьного
обучения, направленного изначально на
развитие логического мышления, появляются
дети, неготовые на развитие в умственном
отношении предложенным путем».
Таким образом, можно сказать,
что у детей младшего школьного возраста
доминирует конкретно-образное, наглядное
мышление. Именно поэтому они нуждаются
для решения проблемных ситуаций (от учебных
задач до ситуации обыденной жизни) в образных
опорах. Следовательно, используя принцип
наглядности, развиваем логическое (словесное)
мышление.
Изучением и применением методов
наглядности занимались Жан-Жак Руссо,
Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой,
В.П. Вахтеров и др.
Я.А Коменский, Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинский, А. Дистервег подчеркивали
важную роль наглядности в обучении и
даже в какой-то степени абсолютизировали
наглядный метод. Так, Я.А. Коменский следующим
образом обосновывает свое «золотое правило»
принципа наглядности: «все, что только
можно, представлять для восприятия чувствами...
Если какие-либо предметы сразу можно
воспринимать несколькими чувствами,
пусть они сразу схватываются несколькими
чувствами». У К.Д. Ушинского наглядность
состоит в основном, в восприятии предметов
и явлений или рассмотрении их изображений
с целью использования возникших на их
основе представлений .
В настоящее время все большее
и большее внимание на начальном этапе
обучения отводится использованию наглядности.
Это связано с тем, что методы использования
наглядности имеют возможность показать
развитие явлений, их динамику, сообщать
учебную информацию определенными дозами
и управлять индивидуальным процессом
усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют
познавательные интересы учащихся, создают
при определенных условиях повышенное
эмоциональное отношение учащихся к учебе,
обеспечивают разностороннее формирование
образов, способствуют прочному усвоению
знаний, пониманию связи научных знаний
с жизнью, экономят время учителей. Тема,
связанная с использованием наглядности
в обучении и его осуществлении на уроках
в начальной школе, получает все большее
свое распространение в психолого-педагогической
литературе в связи с появлением новых
видов наглядных пособий и их возможностями
в обучении младших школьников.
Исходя из вышеизложенного, целью
исследования является: определение эффективности
уроков литературного чтения с использованием
наглядного материала.
Объектом
исследования является: учебно - воспитательный процесс
на уроках литературного чтения в процессе
чтения произведений с использованием
наглядности.
Предметом
исследования является: виды и методика использования
наглядного материала.
В соответствии с этим выдвигаем
рабочую гипотезу:
произведение будет полноценнее воспринято
при условии правильно отобранных видов
наглядности с учетом жанровых особенностей
изучаемого произведения.
Чтобы подтвердить рабочую
гипотезу, нам нужно решить следующие
задачи:
- изучить и проанализировать психолого - педагогическую и научно - методическую литературу по теме;
- изучить и проанализировать «программу» и учебник для 2 класса;
- познакомиться с передовым
педагогическим опытом по теме, описанным
в методической литературе;
- разработать конспекты уроков
по литературному чтению для 2 класса и апробировать их в МОУ СОШ пгт Лальск, 2 классе, учитель Осенникова Ирина Анатольевна.
Методы
исследования: анализ литературы, обобщение
опыта, моделирование уроков, опытная
работа.
База исследования: МОУ СОШ пгт Лальск, 2 класс,
учитель Осенникова Ирина Анатольевна.
Глава I. Основные направления
методической работы по использованию
наглядности на уроках литературного
чтения в начальной школе.
1.1. Основные задачи
уроков литературного чтения.
Курс литературного чтения
призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы и помочь ему осмыслить образность
словесного искусства, посредством которой
художественное произведение раскрывается
во всей своей полноте и многогранности.
Литературное чтение пробуждает у детей
интерес к словесному творчеству и к чтению
художественных произведений.
Методические подходы к анализу
произведения, предусмотренные курсом
литературного чтения помогут учителю
избежать односторонности в изучении
литературного произведения, когда предметом
рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная
сторона текста. В поле внимания начинающего
читателя должны оказаться образность
художественного произведения, авторское
отношение к окружающему, ценностные ориентации
и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Учебные программы предполагают
такое содержание учебных книг, их структуру
и методику обучения, которые строятся
на двух ведущих принципах: художественно
- эстетическом и литературоведческом.
Художественно - эстетический
принцип определяет стратегию отбора
произведений для чтения, и поэтому в круг
чтения младших школьников вошли преимущественно
художественные тексты. Внимание детей
привлекается к тому, что перед ними не
просто познавательные и интересные тексты,
а именно произведения словесного искусства.
Которые раскрывают перед читателем богатство
окружающего мира и человеческих отношений,
рождают чувство гармонии, красоты, учат
понимать прекрасное в жизни, формируют
у ребёнка собственное отношение к действительности.
Этот принцип предполагает активное установление
межпредметных связей с другими видами
искусства.
Литературоведческий принцип
в его преломлении к особенностям начального
этапа обучения реализуется при анализе
художественного текста, выдвигая на первый
план художественный образ как общий язык
искусства в целом и литературы в частности.
Слово становится объектом
внимания читателя и осмысливается им
как средство создания словесно - художественного
образа, через который автор выражает
свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается
не изолированно, а в образной системе
произведения, в его реальном контексте,
который наполняет смыслом и значением
не только образные, но и нейтральные слова
и выражения. Литературоведческий принцип
противопоставляет лингвистическому
анализу текста, имевшему место в начальном
обучении, когда предметом рассмотрения
становились лишь отдельные средства
художественной выразительности, «выпадавшие»
из образной ткани произведения. Работа
над художественным произведением не
должна сводиться к выявлению элементов,
сравнений и других средств художественной
выразительности. В начальной школе анализ
образных средств языка должен производиться
лишь в той мере, в какой он помогает детям
почувствовать целостность художественного
образа и пережить его содержание. Литературоведческий
принцип находит своё выражение в программе
в том, что она охватывает все основные
литературные жанры: сказки, стихи, рассказы,
басни. При анализе произведения этот
принцип нацеливает на рассмотрение таких
аспектов произведения, как тема, проблематика,
нравственно-эстетическая идея. Художественная
форма, композиция.
Курс литературного чтения
не предполагает знакомства детей с особенностями
творчества писателей, ибо у младших школьников
ещё нет достаточной начитанности, необходимых
жизненных наблюдений и обобщений.
Программа по чтению чётко ориентирована
на формирование и развитие у учащихся
речевых навыков, главным из которых является
навык чтения. Задача уроков литературного
чтения заключается в интенсивном развитии
навыка чтения как вида речевой деятельности:
от громкоречевой формы чтения до чтения
про себя, осуществляемого как умственное
действие, протекающее во внутреннем плану.
Параллельно с формированием
беглого чтения в течение всех лет ведётся
целенаправленная работа по формированию
умения постигать смысл прочитанного,
обобщать, выделять главное. Учащиеся
овладевают приёмами выразительного чтения,
решают разнообразные коммуникативные
задачи, возникающие при чтении. Разбирая
произведения, дети учатся переносу приёмов
выразительного устно-речевого общения
на чтение текстов.
При обучении чтению знания
детей должны пополняться элементарными
сведениями литературоведческого характера:
простейшими сведениями об авторе-писателе,
о теме читаемого произведения, его жанре,
особенностях малых фольклорных жанров
(загадка, прибаутка, пословица, считалка).
Дети получают первоначальные представления
об изобразительно-выразительных средствах
языка (о метафоре, сравнении, олицетворении,
о ритмичности и музыкальности стихотворной
речи).
Литература относится к наиболее
сложному, интеллектуальному виду искусства,
восприятие произведений которого носит
опосредованный характер: человек получает
тем больше наслаждения художественными
образами, чем ярче оказываются представления,
которые возникают у него в процессе чтения.
Характер и полнота восприятия литературного
произведения во многом определяются
конкретно-чувственным опытом и умением
ребёнка воссоздать словесные картины,
соответствующие авторскому тексту.
На смену примерным программам
начального общего образования внедрили
новую систему образования - ФГОС второго
поколения. Новые требования как основа
познавательной деятельности учащихся
не только улучшили, но и усовершенствовали
подход к изучению материала. В связи с
этим система начального литературного
образования на своем специфическом материале
работает на достижение общих целей начального
образования:
- развитие личности школьника,
его творческих способностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности
ребенка;
- воспитание духовности, нравственных
и эстетических чувств, эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе окружающему миру.