Использование наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является: определение эффективности уроков литературного чтения с использованием наглядного материала.
В соответствии с этим выдвигаем рабочую гипотезу: произведение будет полноценнее воспринято при условии правильно отобранных видов наглядности с учетом жанровых особенностей изучаемого произведения.
Чтобы подтвердить рабочую гипотезу, нам нужно решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого - педагогическую и научно - методическую литературу по теме;
2. изучить и проанализировать «программу» и учебник для 2 класса;
3. познакомиться с передовым педагогическим опытом по теме, описанным в методической литературе;
4. разработать конспекты уроков по литературному чтению для 2 класса и апробировать их в МОУ СОШ пгт Лальск, 2 классе, учитель Осенникова Ирина Анатольевна.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе.
1.1. Основные задачи уроков литературного чтения.
1.2. Виды наглядности и их роль в восприятии произведения младшими школьниками.
1.3.Применение наглядности на уроках литературного чтения.
Глава II. Использование наглядности на уроках литературного чтения во 2 классе. Практическая часть.
2.1. Анализ программы «Литературное чтение».
2.2. Описание передового педагогического опыта, описанного в методической литературе.
2.3. Моделирование уроков по литературному чтению и апробирование их во 2 классе.
2.4. Сравнительный анализ уроков.
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа педагогика.docx

— 112.61 Кб (Скачать файл)

Основные виды заданий, которые содержатся в карточках:

  • описать и прокомментировать рисунок;
  • "озвучить" рисунок;
  • домыслить изображенное художником;
  • предложить свой вариант рисунка.

Каждый рисунок может быть использован при изучении одной или двух тем программы по развитию речи; задания к ним дифференцированы по степени трудности, носят вариативный характер.

К средствам зрительной наглядности относятся также диапозитивы (или слайды), диафильмы, транспаранты. Они приводятся в действие с помощью технических средств (графопроектора или кодоскопа, диапроектора, фильмоскопа и т.п.) и воспроизводятся на экране. Эти средства обучения называют экранными средствами зрительной наглядности.

Диафильмы, которые используются на уроках , можно разделить на две группы: диафильмы, дающие разъяснение, описание языковых фактов и понятий, и диафильмы, предназначенные для развития и совершенствования речевых навыков учащихся. Содержанием диафильмов первого типа является материал (эпизоды, сюжетные рисунки, фотографии, репродукции, иллюстрации и т.п.), с помощью которого происходит уточнение, расширение, разъяснение, обобщение и закрепление изученных сведений по лексике и грамматике. Это, например, диафильмы: "Знаменательные части речи" (автор М.Горбачевская); "Из жизни слова" (автор Л.М.Зельманова); "Диалектные и профессиональные слова" (автор Н.Ф.Онуфриева).

Просмотр диафильмов подобного характера сопровождается предъявлением учащимся серии специальных заданий, которые выполняются как в процессе просмотра диафильма (составить подписи к кадрам без субтитров, описать то, что изображено в кадре диафильма, найти недочеты в речи героя диафильма, объяснить значение слова на основе рисунка, прокомментировать содержание кадра и т.п.), так и после просмотра диафильма. Использование диафильмов в данном случае стимулирует самостоятельную работу учащихся: чтение и анализ научно-популярной литературы, анализ речи окружающих, лексико-стилистический анализ произведений художественной литературы.

Диафильмы позволяют учителю более эффективно и методически целесообразно подготовить учащихся к написанию сочинений и изложений различных жанров. Они содержат интересный документальный и фактический материал, красочные иллюстрации к литературным произведениям, сюжетные рисунки. Все это создает прочную базу для выполнения того или иного задания: материалы диафильма проясняют речевую ситуацию, дают богатый фактический материал, ориентируют учащихся в выборе языковых средств.

Диафильмы помогают учителю решить задачи, связанные с формированием у школьников необходимых специальных и обще учебных умений.

Диапозитивы (или слайды) по своим методическим возможностям близки к диафильмам: статичное изображение в кадре, во многом аналогичный изобразительный материал. Однако есть и существенные различия между этими экранными пособиями. Кадры диапозитива не смонтированы на одной ленте, поэтому они легко варьируются при предъявлении их учащимся. Учитель в зависимости от учебной задачи может менять количество используемых кадров и их последовательность. Кроме того, диа-кадр при необходимости легче воспроизвести повторно, чем кадр диафильма. И наконец, на диапозитивах обеспечивается четкое, красочное изображение, что, прежде всего необходимо при предъявлении репродукций, фотоснимков, иллюстраций.

Таким образом, диапозитивы позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравнению с диафильмами. Этим и определяются возможности применения диапозитивов, прежде всего, на уроках развития речи. Используя диапозитивы с репродукциями картин, фоторепродукции памятников архитектуры, документальный материал (фотографии, запечатлевшие литературные места), учитель значительно расширяет сферу эмоционального воздействия на учащихся, помогает создать содержательную основу будущего речевого произведения.

Особо следует отметить еще одну особенность учебных диапозитивов: они позволяют научить школьников описывать увиденное под определенным углом зрения, видеть точку обзора, позицию, с которой ведется наблюдение. Это достигается тем, что в серии диапозитивов кадры подобраны таким образом, что один и тот же объект (улица, площадь, местность) показан с разных позиций. Очевидно, что диасерии с таким изобразительным материалом полезно использовать при обучении описанию различных объектов.

Обучение на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного появления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Связано это с тем, что становится возможным вносить в систему знаний существенно больше общих носителей информации, реализовать переработку информации параллельно на низших и высших кодах, т.е. на подсознательном и сознательном уровнях одновременно. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных понятий, процессов и явлений при помощи компьютера.

Неуклонно растущее техническое оснащение учебных заведений изменяет требования к содержательности, к уровню знаний обучаемых, их творческому развитию, к надежности подготовки специалистов, к их умению совершенствовать те или иные сферы приложения научных знаний. Вместе с тем, изменяются требования к уровню знаний педагогов, к умению повышать уровень обученности учащихся и студентов и уровень собственного профессионального мастерства. Соответственно с этим изменяется не только содержание учебных предметов, но и указываются пути внедрения в учебный процесс новых прогрессивных методов и средств обучения.

Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов.

На данном этапе развития науки ЭВМ как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, в том числе и как демонстрационное средство наглядности. Информация может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п. Компьютер рассматривается не только как средство успешного использования традиционных видов наглядности (изобразительная наглядность, условно-графическая наглядность, предметная наглядность), но и - как средство интерактивной наглядности для обучаемых и обучающих. Существенным отличием компьютерных обучающих пpогpамм является возможность организации интеллектуального интерфейса учителя и учащегося. Сюда входит возможность получения посредством диалога с компьютером различных справок, разъяснений, рекомендаций и т.д.

К таким возможностям относят, например, и представление статических иллюстраций в динамическое изображение ("оживление" графических и других видов иллюстрации).

Процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта называется анимацией.

Анимация позволяет представить в динамике процесс "порционной" подачи текстовой информации (эффект "электронного лектора"); процесс имитации движения частей иллюстрации; имитацию движения рисунка; имитацию движений исторических сражений; физические и химические процессы; технологические процессы; техническое конструирование; процесс природных явлений; процесс социальных явлений; процесс политических событий и т.д. Анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов.

Традиционные методики обучения, контpоля и диагностики основаны на использовании (за исключением учебного кино) только статических стимулов в виде текстов и pисунков (диапроекционная техника, графопроекторы, эпипроекторы и т.д.). На экpане дисплея совpеменного компьютеpа можно изобpажать сpедствами компьютеpной гpафики динамические объекты. Это каpдинально pасшиpяет возможности учебного пpоцесса, так как динамичность стимульной сpеды откpывает путь к качественному скачку в пpиближении модельной деятельности к pеальной деятельности. Также пpинципиальной является пpедоставляемая совpеменными компьютеpами возможность полимодальной стимуляции - сочетание зpительной и звуковой стимуляции (мультимедиа-возможности).

Принцип наглядности в мультимедийной компьютерной дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. В мультимедиа обучении для решения этих целей используется принцип виртуализации образования.

Применение мультимедиа-технологий при реализации рассматриваемого принципа обеспечивает возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации.

Кроме того, совpеменные компьютеpы позволяют активно использовать такой важный параметр, каким является вpемя. Вpемя может быть упpавляемым паpаметpом компьютеpной обучающей пpогpаммы. Учитель с помощью компьютеpа может регулировать и устанавливать тpебуемый темп показа компьютеpной демонстpации.

Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании компьютерных информационных технологий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

1. Средства современных  информационных технологий существенно  повышают качество самой визуальной  информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями  обладают в этом плане технологии  мультимедиа;

2. В связи с тем, что  при использовании современных  информационных технологий коренным  образом изменяются способы формирования  визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции". Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это необходимо.

Благодаря мультимедийным возможностям компьютера можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса.

Таким образом, требование обеспечения наглядности в случае использования электронного учебного материала могут и должны быть реализованы на принципиально новом, более высоком уровне. В перспективе, когда получат большее распространение системы виртуальной реальности, обеспечивающие воздействие на зрение, слух, осязание и даже обоняние, по-видимому, целесообразнее будет говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения, то есть чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания.

Средства слуховой наглядности. Основными способами реализации слуховой наглядности являются грампластинки и магнитофонная запись. Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы - это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталонная речь, демонстрирующая нормы на уроках, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.). К учебникам авторского коллектива Т. А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др. было создано звуковое пособие, задания которого дополняют упражнения учебников. Основу этого пособия составляют грампластинки с образцами звучащей речи. Звуковое пособие содержит материалы для отработки норм, определенных и выделенных специально программой для общеобразовательной школы. Следовательно, материалы звукового пособия соотносятся с материалами школьного учебника: те упражнения, с помощью которых усваиваются и запоминаются трудные в орфоэпическом отношении слова, озвучены. Как правило, это тексты, прозаические и стихотворные, слушая которые ученик соотносит написанное и услышанное, мысленно воспроизводит звучание слов, подлежащих усвоению. Имеется в пособии и негативный материал: слушая его, школьник учится фиксировать ошибки в произношении, исправлять их.

Кроме того, в пособии содержится материал для развития устной речи: это, во-первых, такие тексты из учебника, по которым учащиеся готовятся к написанию изложении, во-вторых, это озвученные тексты из литературных произведений, изучаемых в школе. И наконец, это дополнительные тексты, демонстрирующие образцы устных высказываний: рассказы в исполнении Е. Ауэрбах, И. Андроникова, выразительно прочитанные отрывки из произведений детской литературы, диалоги и монологи любимых литературных героев школьников. Многие тексты читаются на музыкальном фоне, предъявляются с музыкальным сопровождением, что создает особый эмоциональный настрой.

Информация о работе Использование наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе