Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:50, контрольная работа
Целью исследования является: определение эффективности уроков литературного чтения с использованием наглядного материала.
В соответствии с этим выдвигаем рабочую гипотезу: произведение будет полноценнее воспринято при условии правильно отобранных видов наглядности с учетом жанровых особенностей изучаемого произведения.
Чтобы подтвердить рабочую гипотезу, нам нужно решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого - педагогическую и научно - методическую литературу по теме;
2. изучить и проанализировать «программу» и учебник для 2 класса;
3. познакомиться с передовым педагогическим опытом по теме, описанным в методической литературе;
4. разработать конспекты уроков по литературному чтению для 2 класса и апробировать их в МОУ СОШ пгт Лальск, 2 классе, учитель Осенникова Ирина Анатольевна.
Введение
Глава I. Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе.
1.1. Основные задачи уроков литературного чтения.
1.2. Виды наглядности и их роль в восприятии произведения младшими школьниками.
1.3.Применение наглядности на уроках литературного чтения.
Глава II. Использование наглядности на уроках литературного чтения во 2 классе. Практическая часть.
2.1. Анализ программы «Литературное чтение».
2.2. Описание передового педагогического опыта, описанного в методической литературе.
2.3. Моделирование уроков по литературному чтению и апробирование их во 2 классе.
2.4. Сравнительный анализ уроков.
Заключение
Приложение
Основные виды заданий, которые содержатся в карточках:
Каждый рисунок может быть использован при изучении одной или двух тем программы по развитию речи; задания к ним дифференцированы по степени трудности, носят вариативный характер.
К средствам зрительной наглядности относятся также диапозитивы (или слайды), диафильмы, транспаранты. Они приводятся в действие с помощью технических средств (графопроектора или кодоскопа, диапроектора, фильмоскопа и т.п.) и воспроизводятся на экране. Эти средства обучения называют экранными средствами зрительной наглядности.
Диафильмы, которые используются на уроках , можно разделить на две группы: диафильмы, дающие разъяснение, описание языковых фактов и понятий, и диафильмы, предназначенные для развития и совершенствования речевых навыков учащихся. Содержанием диафильмов первого типа является материал (эпизоды, сюжетные рисунки, фотографии, репродукции, иллюстрации и т.п.), с помощью которого происходит уточнение, расширение, разъяснение, обобщение и закрепление изученных сведений по лексике и грамматике. Это, например, диафильмы: "Знаменательные части речи" (автор М.Горбачевская); "Из жизни слова" (автор Л.М.Зельманова); "Диалектные и профессиональные слова" (автор Н.Ф.Онуфриева).
Просмотр диафильмов подобного характера сопровождается предъявлением учащимся серии специальных заданий, которые выполняются как в процессе просмотра диафильма (составить подписи к кадрам без субтитров, описать то, что изображено в кадре диафильма, найти недочеты в речи героя диафильма, объяснить значение слова на основе рисунка, прокомментировать содержание кадра и т.п.), так и после просмотра диафильма. Использование диафильмов в данном случае стимулирует самостоятельную работу учащихся: чтение и анализ научно-популярной литературы, анализ речи окружающих, лексико-стилистический анализ произведений художественной литературы.
Диафильмы позволяют учителю более эффективно и методически целесообразно подготовить учащихся к написанию сочинений и изложений различных жанров. Они содержат интересный документальный и фактический материал, красочные иллюстрации к литературным произведениям, сюжетные рисунки. Все это создает прочную базу для выполнения того или иного задания: материалы диафильма проясняют речевую ситуацию, дают богатый фактический материал, ориентируют учащихся в выборе языковых средств.
Диафильмы помогают учителю решить задачи, связанные с формированием у школьников необходимых специальных и обще учебных умений.
Диапозитивы (или слайды) по своим методическим возможностям близки к диафильмам: статичное изображение в кадре, во многом аналогичный изобразительный материал. Однако есть и существенные различия между этими экранными пособиями. Кадры диапозитива не смонтированы на одной ленте, поэтому они легко варьируются при предъявлении их учащимся. Учитель в зависимости от учебной задачи может менять количество используемых кадров и их последовательность. Кроме того, диа-кадр при необходимости легче воспроизвести повторно, чем кадр диафильма. И наконец, на диапозитивах обеспечивается четкое, красочное изображение, что, прежде всего необходимо при предъявлении репродукций, фотоснимков, иллюстраций.
Таким образом, диапозитивы позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравнению с диафильмами. Этим и определяются возможности применения диапозитивов, прежде всего, на уроках развития речи. Используя диапозитивы с репродукциями картин, фоторепродукции памятников архитектуры, документальный материал (фотографии, запечатлевшие литературные места), учитель значительно расширяет сферу эмоционального воздействия на учащихся, помогает создать содержательную основу будущего речевого произведения.
Особо следует отметить еще одну особенность учебных диапозитивов: они позволяют научить школьников описывать увиденное под определенным углом зрения, видеть точку обзора, позицию, с которой ведется наблюдение. Это достигается тем, что в серии диапозитивов кадры подобраны таким образом, что один и тот же объект (улица, площадь, местность) показан с разных позиций. Очевидно, что диасерии с таким изобразительным материалом полезно использовать при обучении описанию различных объектов.
Обучение на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного появления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Связано это с тем, что становится возможным вносить в систему знаний существенно больше общих носителей информации, реализовать переработку информации параллельно на низших и высших кодах, т.е. на подсознательном и сознательном уровнях одновременно. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных понятий, процессов и явлений при помощи компьютера.
Неуклонно растущее техническое оснащение учебных заведений изменяет требования к содержательности, к уровню знаний обучаемых, их творческому развитию, к надежности подготовки специалистов, к их умению совершенствовать те или иные сферы приложения научных знаний. Вместе с тем, изменяются требования к уровню знаний педагогов, к умению повышать уровень обученности учащихся и студентов и уровень собственного профессионального мастерства. Соответственно с этим изменяется не только содержание учебных предметов, но и указываются пути внедрения в учебный процесс новых прогрессивных методов и средств обучения.
Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов.
На данном этапе развития науки ЭВМ как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, в том числе и как демонстрационное средство наглядности. Информация может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п. Компьютер рассматривается не только как средство успешного использования традиционных видов наглядности (изобразительная наглядность, условно-графическая наглядность, предметная наглядность), но и - как средство интерактивной наглядности для обучаемых и обучающих. Существенным отличием компьютерных обучающих пpогpамм является возможность организации интеллектуального интерфейса учителя и учащегося. Сюда входит возможность получения посредством диалога с компьютером различных справок, разъяснений, рекомендаций и т.д.
К таким возможностям относят, например, и представление статических иллюстраций в динамическое изображение ("оживление" графических и других видов иллюстрации).
Процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта называется анимацией.
Информация о работе Использование наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе