Использование наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:50, контрольная работа
Описание работы
Целью исследования является: определение эффективности уроков литературного чтения с использованием наглядного материала. В соответствии с этим выдвигаем рабочую гипотезу: произведение будет полноценнее воспринято при условии правильно отобранных видов наглядности с учетом жанровых особенностей изучаемого произведения. Чтобы подтвердить рабочую гипотезу, нам нужно решить следующие задачи: 1. изучить и проанализировать психолого - педагогическую и научно - методическую литературу по теме; 2. изучить и проанализировать «программу» и учебник для 2 класса; 3. познакомиться с передовым педагогическим опытом по теме, описанным в методической литературе; 4. разработать конспекты уроков по литературному чтению для 2 класса и апробировать их в МОУ СОШ пгт Лальск, 2 классе, учитель Осенникова Ирина Анатольевна.
Содержание работы
Введение Глава I. Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе. 1.1. Основные задачи уроков литературного чтения. 1.2. Виды наглядности и их роль в восприятии произведения младшими школьниками. 1.3.Применение наглядности на уроках литературного чтения. Глава II. Использование наглядности на уроках литературного чтения во 2 классе. Практическая часть. 2.1. Анализ программы «Литературное чтение». 2.2. Описание передового педагогического опыта, описанного в методической литературе. 2.3. Моделирование уроков по литературному чтению и апробирование их во 2 классе. 2.4. Сравнительный анализ уроков. Заключение Приложение
Применение звукового пособия
на уроке потребует от учителя выполнения
ряда специальных методических условий.
Особое внимание следует уделить подготовительному
этапу, предваряющему прослушивание грампластинки.
На этом этапе необходимо поставить перед
учащимися задачу работы, ориентировать
их на то, что они должны услышать, указать,
на что обратить внимание, заставить задуматься,
почему данное упражнение рассчитано
на прослушивание звучащего текста. Другими
словами, учитель должен организовать
целенаправленное, осознанное прослушивание,
предварить его специальными заданиями,
настроить учащихся на необычную работу.
Во время прослушивания важно
не нарушить звучание текста замечаниями,
комментариями и другими действиями, выраженными
словесно. Ученик должен слушать, не отвлекаясь,
сверяя звучащий текст с письменным, если
работа соотносится с материалами учебника.
Если в учебнике нет письменного аналога,
звучащего текста, полезно научить школьников
делать необходимые записи в процессе
прослушивания: составлять план, выделять
те или иные части текста, записывать слова
и словосочетания, необходимые для дальнейшей
работы, составлять интонационные схемы
отдельных предложений. Кроме того, необходимо
в ряде случаев (как предусмотрено заданием
учебника) во время прослушивания подготовить
школьников к выразительному чтению текста
учебника, организовать наблюдение над
манерой чтения текста диктором: определить
общий эмоциональный настрой читающего,
проанализировать, где и почему делаются
паузы, меняется тон диктора, какие слова
и как выделяются при чтении и т.п.
На заключительном этапе, после
прослушивания, учащиеся отвечают на все
вопросы, заранее поставленные учителем,
выполняют новые задания, упражняются
в выразительном чтении прослушанного
текста, дают свои варианты прочтения
тех или иных его частей. Если текст рассчитан
на подготовку учащихся к самостоятельному
составлению речевых произведений, то
соответственно заключительным этапом
работы будет задание подготовить устное
высказывание на определенную тему.
Зрительно-слуховые средства
обучения. Экранно-звуковые средства обучения
представлены диафильмами со звуковым
сопровождением, кинофильмами и кинофрагментами.
Диафильмы со звуковым сопровождением
дают возможность дополнить изобразительный
материал дикторским текстом. Соединение
изображения и слова позволяет более полно
предъявить учащимся ту ситуацию, на базе
которой они будут выполнять самостоятельное
задание. Звуковое сопровождение можно
использовать в различных вариантах: подключать
и выключать, применять выборочно, воспроизводить
повторно и т.п. Все это обеспечивает использование
подобных диафильмов на новом методическом
уровне.
Дикторский текст в диафильмах
часто сопровождается музыкой, что усиливает
эмоциональное воздействие на учащихся.
Диафильмы со звуковым сопровождением
предназначены, прежде всего, для уроков
развития речи. В них используются различные
сюжеты, подготавливающие учащихся к написанию
сочинений-описаний, рассказов, к устным
высказываниям-докладам на лингвистическую
тему, сообщениям, рассуждениям дискуссионного
характера.
Работа над диафильмами со звуковым
сопровождением определяется в основном
теми же методическими принципами, которые
реализуются и в работе с обычными диафильмами.
Однако следует учитывать ряд обстоятельств.
Сопроводительный текст, прочитанный
опытными дикторами и школьниками, выполняет
особую методическую задачу: он позволяет
познакомить учащихся с особенностями
устных высказываний-репортажей, докладов,
выступлений дискуссионного характера.
Хотя с помощью диафильмов со
звуковым сопровождением можно работать
и над развитием письменной речи, но в
первую очередь необходимо использовать
возможность работы по развитию устной
речи детей, так как этой форме речевой
деятельности не уделяется еще должного
внимания. В связи с этим в поле зрения
учителя и учащихся должны быть специфические
приемы построения устных речевых произведений:
композиция; интонация; речевой этикет;
средства, позволяющие привлечь внимание
слушателей, построить высказывание логично
и доказательно.
В ряде случаев работа над диафильмами
потребует довольно значительной предварительной
подготовки: чтение литературных произведений,
просмотр кинофильмов, анализ научно-популярной
литературы, чтение газетных публикаций
и т.п. Так, например, работа над диафильмом
"Мнения разделились" (автор Л.М. Зельманова)
потребует от учащихся чтения повести
В. Железникова "Чучело"; работа над
диафильмом "Слово предоставляется
докладчику" (автор Л.М. Зельманова)
связана с изучением материалов о мировом
значении .
Кроме того, следует учитывать,
что дикторский текст (доклад, выступление,
сочинение) может служить для учащихся
не только образцом при создании собственного
высказывания, но и контрольным текстом,
позволяющим определить, верно ли выполнено
речевое задание. С учетом этого обстоятельства
и строится диафильм со звуковым сопровождением:
он складывается из нескольких фрагментов,
каждый из которых выполняет свою функцию.
Сначала в ряде случаев даются фрагменты
без звукового сопровождения (фотографии,
игровой материал), разъясняющие теми
или иными средствами правила построения
нужного текста, предупреждающие наиболее
типичные ошибки учащихся. Далее следуют
фрагменты с образцами текстов, озвученных
дикторами. Именно эти фрагменты могут
быть использованы либо как образцы (они
воспроизводятся и анализируются до выполнения
школьниками самостоятельных заданий),
либо как контрольные тексты (они анализируются
после выполнения учащимися предложенных
учителем заданий). На разных этапах обучения
учитель определяет методику работы с
учетом целого ряда объективных и субъективных
обстоятельств.
Необходимо учитывать и другие
особенности диафильмов со звуковым сопровождением.
Их использование потребует от учителя
серьезной предварительной подготовки:
он должен освоить указания, когда включается
и отключается звукозапись (они даны в
субтитрах и дикторском тексте), чтобы
добиться соответствия звука и изображения;
продумать, кто из учащихся будет читать
субтитры, и подготовить их к этой работе;
определить, как будут выполнены задания
дикторов; подготовиться к записи ответов
учащихся на магнитофонную пленку; разработать
задания, учитывающие специфику работы
в каждом конкретном классе.
В отличие от всех остальных
средств наглядности кинофильмы и кинофрагменты
обеспечивают динамику изображения, синхронную
подачу звука и изобразительного материала,
что и определяет их методические возможности.
Целостные учебные фильмы, состоящие подчас
из нескольких частей (продолжительность
каждой части 10 мин), и кинофрагменты, демонстрация
которых занимает от 3 до 5 мин, применяются
для решения учебных задач различного
характера. Как и все остальные наглядные
пособия, кинофильмы и кинофрагменты используются
и на уроках, и на уроках развития речи.
Кинофильмы на уроках дополняют
материалы учебника, помогают учащимся
более глубоко разобраться в сущности
языковых явлений, освоить способ применения
правил на практике. Для этой цели используется
различный изобразительный материал:
рисунки, таблицы, мультфильмы, игровые
и видовые ситуации, документальный материал
и т.п. Дикторский текст обеспечивает звуковой
комментарий к изобразительному материалу,
рассказ, деловые инструкции, вопросы,
использование отрывков из художественных
произведений.
Для уроков созданы специальные
учебные кинофильмы, такие, как "Мир
родной речи", "Живой как жизнь",
"Если вы вежливы" и др. Их демонстрация
сочетается с изучением лексических и
грамматических тем по учебнику. Следовательно,
учитель должен определить то место, которое
займет фильм в системе изучения темы
в целом; составить вопросы и задания,
позволяющие соотнести материал учебника
с содержанием фильма; подготовить учащихся
к выводам и обобщениям, которые необходимо
сделать после просмотра фильма; помочь
включить сведения, которые даны в фильме,
в рассказ о том или ином явлении и т.п.
На уроках развития речи кино
применяется более широко, так как с его
помощью интенсивно вводятся самые различные
ситуации, стимулирующие речевую деятельность
учащихся. В учебных фильмах с этой целью
используются сюжетный и видовой материалы.
Возможности кино позволяют предъявить
видовые сюжеты в динамике, в разных ракурсах.
Кинокамера организует и направляет внимание
зрителя, заставляет его увидеть то, что
необходимо для решения учебной задачи,
помогает увидеть предмет близко и на
расстоянии, с разных точек зрения. Все
это облегчает сбор материала к будущему
высказыванию. Очевидно в связи с этим,
что кинофильмы можно использовать для
работы над различного рода описаниями.
Именно для этого созданы такие фильмы,
как "Памятник", "Лесное озеро",
"Медвежонок" и др.
Используются кинофильмы и
для обучения рассказу. С помощью кинофильма
можно наглядно показать учащимся композиционные
особенности повествовательного жанра.
Для этой цели применяются такие специфические
приемы, как показ серии основных эпизодов
экранизированного рассказа в конце фильма
(они восстанавливаются с помощью стоп-кадра);
анализ эпизодов, связанных с развитием
действия рассказа; развитие сюжета поначалу
или концовке рассказа; анализ дикторского
текста, его дополнение и трансформация;
анализ музыки фильма и т.п. Некоторые
фильмы помогают подготовить учащихся
к устным высказываниям. В основе таких
фильмов - образец устного рассказа. Работа
по фильму потребует от учащихся выполнения
ряда специальных заданий: проследить
за тоном речи рассказчика; определить,
как он передает свои чувства и свое настроение,
как держится; подумать над тем, почему
рассказ получился интересным, почему
его легко слушать. Для работы над рассказом
созданы такие учебные фильмы, как "История
маленького рысенка", "Высота 136",
"Как я однажды".
Некоторые фильмы ("Берегите
книгу") используются для работы над
рассуждением. Дикторский текст помогает
определить правила построения текстов
подобного характера, научить вводить
аргументы при доказательстве основного
тезиса, использовать необходимую лексику
и т.п.
Для того чтобы были решены
все задачи, обусловленные характером
учебных фильмов, необходимо соблюдать
следующие методические рекомендации.
Продумывая цели и задачи использования
учебного кинофильма (или кинофрагмента)
на уроке, учитель должен определить этап,
на котором будет демонстрироваться фильм,
приемы соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.
Особое внимание следует уделить
подготовке учащихся к восприятию фильма:
сформулировать задачи работы, ориентировать
школьников на фиксирование определенных
деталей при просмотре фильма, рассказать
о создателях, героях и актерах (если они
есть) и т.п. Другими словами, подготовительная
работа должна способствовать тому, чтобы
уже с первых минут просмотра киноленты
учащиеся не отвлекались от решения основной
задачи данного этапа урока.
После просмотра кинофильма полезно выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с учащимися будет более плодотворной.
В ходе выполнения специальных
заданий, направленных на познание языковых
явлений или на развитие речи, учитель
подводит учащихся к необходимым выводам.
Во время беседы со школьниками полезно
научить их делать записи, которые впоследствии
облегчат выполнение заданий, связанных
с просмотром фильма: наброски плана или
композиционной схемы будущего высказывания,
лексику, новую для учащихся и необходимую
для будущей работы, начерно оформленные
фрагменты текста и т.п.
Работа по кинофильму заканчивается,
как правило, выполнением самостоятельных
заданий (домашних или классных), обусловленных
содержанием фильма и его назначением:
подготовкой устных и письменных высказываний
разных жанров. Современные технические
средства позволяют использовать в качестве
наглядных пособий видеофильмы, которые
демонстрируются с помощью компьютера.
1.3.Применение наглядности
на уроках литературного чтения.
Наглядность обучения является
важным дидактическим принципом. На уроках
чтения имеются неисчерпаемые возможности
применения наглядности во всех её видах:
непосредственное наблюдение
окружающей жизни на экскурсиях;
изучение коллекции, гербариев,
макетов, муляжей и т.п.
просмотр кино- и диафильмов;
рассматривание художественных
картин и репродукций, иллюстраций;
слушание музыки и грамзаписей
текстов в исполнении мастеров художественного
слова.
Кино- и диафильмыне должны
подменять чтение художественного текста.
Они используются на уроках в виде фрагментов
при повторном чтении для иллюстрирования
или в целях подготовки к пересказу, а
также в обобщающей беседе для пояснения
анализируемого текста. Но при чтении
научно-популярных статей диафильм, совпадающий
с материалом чтения, предшествует чтению
текста или соединяется с ним по этапам.
Репродукции и иллюстрации
часто применяются на уроках чтения. При
подготовке к чтению картина используется
для ознакомления с исторической обстановкой,
новыми явлениями, для объяснения новых
слов. На этапе анализа или при обобщении
картина способствует восприятию содержания
текста. Но при этом требуется достаточно
времени, чтобы картина была воспринята
в целом, разобраны её компоненты, выяснена
её идея:
выяснение фактического содержания
картины (Кто, что изображено?);
беседа по картине, в ходе которой
выясняются характеры героев и средства
их изображения;
чтение отрывков текста, соответствующих
содержанию картины.
Иллюстрации к тексту используются
обычно для заданий по выборочному чтению,
составлению плана, подготовке пересказа,
обобщению. На уроке чтения не следует
перегружать демонстрацией наглядных
пособий, чтобы не снизить роль самого
литературного текста. Иллюстрация –
это наглядное изображение того, что описано
в тексте. В методической литературе выделяют
четыре функции иллюстрации: просветительскую,
наглядности, художественную, воспитательную.
Постоянное внимание ко всем сторонам
иллюстрации постепенно способствует
воспитанию у ребёнка верного вкуса, художественного
чувства, помогает ему осмыслить и осознать
прочитанное.