Использование наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:50, контрольная работа
Описание работы
Целью исследования является: определение эффективности уроков литературного чтения с использованием наглядного материала. В соответствии с этим выдвигаем рабочую гипотезу: произведение будет полноценнее воспринято при условии правильно отобранных видов наглядности с учетом жанровых особенностей изучаемого произведения. Чтобы подтвердить рабочую гипотезу, нам нужно решить следующие задачи: 1. изучить и проанализировать психолого - педагогическую и научно - методическую литературу по теме; 2. изучить и проанализировать «программу» и учебник для 2 класса; 3. познакомиться с передовым педагогическим опытом по теме, описанным в методической литературе; 4. разработать конспекты уроков по литературному чтению для 2 класса и апробировать их в МОУ СОШ пгт Лальск, 2 классе, учитель Осенникова Ирина Анатольевна.
Содержание работы
Введение Глава I. Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе. 1.1. Основные задачи уроков литературного чтения. 1.2. Виды наглядности и их роль в восприятии произведения младшими школьниками. 1.3.Применение наглядности на уроках литературного чтения. Глава II. Использование наглядности на уроках литературного чтения во 2 классе. Практическая часть. 2.1. Анализ программы «Литературное чтение». 2.2. Описание передового педагогического опыта, описанного в методической литературе. 2.3. Моделирование уроков по литературному чтению и апробирование их во 2 классе. 2.4. Сравнительный анализ уроков. Заключение Приложение
Работа по созданию иллюстрации
проводится в нескольких этапах:
а) анализ произведения;
б) работа с произведениями
изобразительного искусства (просмотр
и анализ);
в) выполнение иллюстрации к
произведению (возможно выполнение поделок);
г) выставка работ.
Перед выполнением иллюстрации
необходимо проанализировать произведение,
ведь иллюстрация должна отражать прочитанное.
Данный вид работы проводится на каждом
уроке. При анализе особое внимание уделяется
значимым отрывкам в тексте. Это необходимо
для самостоятельного выбора детьми изображаемого
эпизода, а рисунок должен отражать содержание
произведения. Но помимо содержания школьники
учатся передавать настроение произведения.
Поэтому важным моментом является работа
с произведениями изобразительного искусства.
С их помощью дети учатся видеть и понимать
природу, переносятся в волшебный мир
сказок. Для более красочной и чуткой передачи
настроения можно использовать звуковое
оформление.
Учитель начальной школы поселка
Сергиевский, Саратовской области, Е.Н.
Скороходова говорит о том, что на уроках
чтения необходимо обращаться к музыкальным
и живописным произведениям искусства,
так как «сухое» чтение и перечитывание
даже известных литературных произведений
не дает детям удовлетворения, радости
от общения с книгой. Скороходова предлагает
музыкальный и изобразительный материал,
который можно использовать на уроках
литературного чтения.
Е.Н. Скороходова считает, что
привлекая на урок произведения живописи
известных художников, дети зримо представляют
себе персонажей сказок, былин, учатся
видеть прекрасное вокруг себя. Картины
так же, как и музыкальные произведения,
создают определенный настрой на то или
иное восприятие произведений литературы.
2.3. Моделирование
уроков по литературному чтению и апробирование
их во 2 классе.
Работая над исследованием,
я разработала конспекты уроков по литературному
чтению для 2 класса, при чтении сказок
и апробировали их во 2 классе, МОУСОШ пгт
Лальск, учитель: Осенникова И.А. Предоставляю
конспекты уроков (см.приложения).
2.4.Сравнительный
анализ уроков.
Наблюдения за деятельностью
учащихся, их реакцией и ответами, позволяют
нам сделать следующие выводы:
• Наглядность на уроке обязательна.
• Использование наглядности
эффективно.
• Иллюстрация нацеливает на
прочтение произведения, влияет на эстетическое
восприятие школьника, которое включает
творческую работу мысли, обогащение ассоциативных
представлений.
Урок с применением наглядности,
оказались наиболее эффективными в процессе
обучения младших школьников. Так как
у них наглядно-образное мышление. С первых
дней обучения, учителю целесообразно
использовать наглядный материал и далее
с каждым годом обучения он все больше
и больше внедряет наглядность в учебный
процесс. Неважно первый, второй, третий
или четвертый класс, просто в каждом используется
разная наглядность. Она повышает творческую
активность, логическое мышление, развивает
память, воображение, речь детей. Использование
загадок, кроссвордов, карточек, и всевозможных
плакатов более заинтересовывает детей,
дает тягу к познаниям, также использование
фильмов и диафильмов.
Урок, представленный без наглядности
более скуден, внимание детей рассеяно,
они не сосредоточены на данном материале.
Вывод: без наглядного обеспечения учебный
процесс для ребенка не интересен и непонятен.
Наглядность на уроках способствует:
1. прочному усвоению знаний,
формированию знаний, умений и
навыков;
2. развитию творческой
активности младших школьников;
3. обогащению абстрактного
мышления школьников.
Заключение
Выполненное исследование,
а также изучение психолого - педагогической
литературы по данному вопросу дают основание
сделать вывод о том, что произведение
будет полноценнее воспринято при условии
правильно отобранных видов наглядности
с учетом жанровых особенностей изучаемого
произведения.
Средства наглядности помогают
решить такие задачи, как мобилизация
психологической активности учащихся;
введение новизны, в учебный процесс; повышение
интереса к уроку; увеличение возможности
непроизвольного запоминания материала;
расширение объема усвояемого материала;
выделение главного в материале и его
систематизация.
Наглядность используется не
только для иллюстрации, но и в качестве
самостоятельного источника знаний для
создания проблемных ситуации. Современная
наглядность позволяет организовать эффективную
поисковую и исследовательскую работу
учащихся.
Таким образом, наглядность
играет особую роль в обучении детей младшего
школьного возраста, так как соответствует
особенностям их восприятия и усвоения
знаний. Наглядные пособия имеют большое
развивающее значение, способствуют выработке
у детей умений и навыков.
Наглядность есть такой целенаправленный
и специально организованный показ учебного
материала, который подсказывает учащимся
законы изучаемого явления, в данном случае
позволяет творчески открыть эти законы
или убедиться в их достоверности.
Наглядности в обучении присущи
следующие характеристики:
она служит исходным моментом,
источником и основой приобретения знаний;
является средством обучения,
обеспечивающим оптимальное усвоение
учебного материала и его закрепление
в памяти;
образует фундамент развития
творческого воображения и мышления;
является критерием достоверности
приобретаемых знаний;
оказывается приемом развития
памяти путем ее опоры на различные органы
ощущений и впечатлительность;
соответствует склонности учащихся
мыслить формами, красками, звуками, ощущениями
вообще;
обеспечивает обратную связь
чувственно-наглядного впечатления, образа
памяти и образа творческого воображения;
мышечно-двигательная наглядность
осуществляется в виде двигательных формул,
содержащих зрительные, двигательные
и слуховые элементы.
При использовании наглядных
методов обучения необходимо соблюдать
ряд условий:
применяемая наглядности должна
соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться
в меру и показывать ее следует постепенно
и только в соответствующий момент урока;
наблюдение должно быть организованно
таким образом, чтобы все учащиеся могли
хорошо видеть демонстрируемый предмет;
необходимо четко выделять
главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения,
даваемые в ходе демонстрации явлений;
демонстрируемая наглядность
должна быть точно согласована с содержанием
материала;
привлекать самих учеников
к нахождению желаемой информации в наглядном
пособии или демонстрационном устройстве.
Цель моей курсовой работы,
раскрыть возможности наиболее эффективного
использования наглядности на уроках
была полностью реализована. Я показала
это в теории и подкрепила на практике.
Доказала, что наглядность на уроках способствует:
прочному усвоению знаний, формированию
знаний, умений и навыков;
развитию творческой активности
младших школьников;
обогащению абстрактного мышления
школьников.
В своей курсовой работе я изучила
психолого-педагогическую литературу,
определила роль наглядности в процессе
обучения, дала научное обоснование наглядности,
указала ее роль на уроке, разработала
конспекты уроков с применением наглядности.
Список литературы:
Биржевая, Т.А. Творческая деятельность
на уроках литературного чтения во 2 классе
[Текст] / Т.А. Биржевая Н.Ш. - 2011. - №7. - С.
35-36.
Воюшина, М.П. Методические основы
литературного развития младших школьников:
Пособие для студентов факультетов начального
обучения и учителей начальных классов
[Текст] / М.П. Воюшина - СПб.: Специальная
Литература, 1998. - С. 141 - 143.
Выготский, Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте. Психологический
образ очерк [Текст] / Л.С. Выготский - М.,
1967. - С. 78.
Выготский, Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте. Психологический
образ очерк [Текст] / Л.С. Выготский - М.,
1969. - С. 182.
Выготский, Л.С. Развитие высших
психических функций [Текст] /Л.С. Выготский
- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 211.
Есипов, Б.П. Самостоятельная
работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П.
Есипов - М.: 1961. - С. 127.
Коменский, Я.А. Избранные педагогические
сочинения: В 2-х т [Текст] / Я.А. Коменский
- М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - С. 117.
.Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т [Текст] / Я.А. Коменский - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - С. 328.
Кошкина, И.В. Интеграция в начальной
школе: Уроки изобразительного искусства
[Текст] / И.В. Кошкина Н. Ш. - 2003. - №10. - С.
82-83.
Круговых, Н.В. Через уроки чтения
- к воспитанию и развитию [Текст] / Н.В.
Круговых Н. Ш. - 2000. - №6. - С. 44-46.
.Кудина, Г.Н. О новом учебно-методическом комплекте по литературному чтению [Текст] / Г.Н. Кудина Н. Ш. - 2002. - №3. - С. 3-7.
Кудина, Г.Н. Основные принципы
и методы экспериментального курса «Литература
как предмет эстетического цикла» [Текст]
/ Г.Н. Кудина Н. Ш. - 1999. - №7. - С. 49-52.
Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики:
Учебник для студентов вузов [Текст] / А.А.
Леонтьев - М.: Смысл. 1997. - С. 92.
Леонтьев, А.А. Основы теории
речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев
- М., 1974. - С. 146 - 154.
Леонтьев, А.А. Психология общения
[Текст] / А.А. Леонтьев - М., 1993. - С. 117- 125.
Львов, М.Р., Методика преподавания
литературного чтения в начальных классах
[Текст] / М.Р. Львов - М.: Академия, 2000. - С.
163.
Львов, М.Р., Речь младших школьников
[Текст] / М.Р. Львов - М., 2000. - С. 165.
Миронова, Е.А. Развитие читательского
интереса у младших школьников [Текст]
/ Е.А. Миронова Н. Ш. - 2011. - №8. - С. 74-75.
Песталоцци, И.Г. Как Гертруда
учит своих детей. [Текст] / И.Г. Песталоцци.
- Избр. пед. соч.: в 2х т. - М.: Педагогика,
1981. -С. 212.
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная
познавательная деятельность школьников
в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый -
М.: Просвещение, 1980. - С. 124.
Решетникова, И.П. Формирование
навыка чтения на основе развития познавательных
процессов [Текст] / И.П. Решетникова Н.
Ш. - 2006. - №3. - С. 61-62.
Светловская, Н.Н. О литературном
произведении и проблемах, связанных с
его осмыслением при обучении младших
школьников чтению [Текст] / Н.Н. Светловская
Н. Ш. - 2005. -№5, С. 16-21.
Сейфулина, С.А. Развитие литературных
способностей детей младшего школьного
возраста [Текст] / С. А. Сейфулина Н. Ш +
до и после. - 2002. - №8. - С. 29.
Скороходова, Е.Н. Мир искусства
на уроках чтения. 2-4 классы [Текст] / Е.
Н. Скороходова Н. Ш. - 2005. - №3. - С. 20-23.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические
сочинения: В 2 т. [Текст] / К.Д., Ушинский
- М.: Просвещение, 1974. - Т.1. - С. 417.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические
сочинения: В 2 т. [Текст] / К.Д., Ушинский
- М.: Просвещение, 1974. - Т.2. - С. 113.
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования [Текст] / Министерство
образования и науки Российской Федерации
- М.: Просвещение, 2010. - С. 31.
Фролова, Л.А. Использование
современных технологий в образовательном
процессе [Текст] / Л.А. Фролова Н. Ш. - 2008.
- №7. - С. 94-96.
Штурбина, Н.А. Поиск путей повышения
эффективности уроков чтения и литературно-творческое
развитие учащихся [Текст] / Н.А. Штурбина
Н. Ш. - 2002. - №11. - С. 67.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной
деятельности [Текст] / Г.И. Щукина - М.: Просвещение
1979. - С. 55.
Яковлева, В.И. О беседах по художественному
произведению [Текст] / В.И. Яковлева Н.
Ш. - 1989. - №7. - С. 19-24.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Конспект урока.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема: Сказка «Лиса и тетерев»
Цели:
познакомить с русской народной
сказкой «Лиса и тетерев»;
развивать умение анализировать,
обобщать и делать собственные выводы;
воспитывать любовь и интерес
к произведениям устного народного творчества.
Оборудование: иллюстрации к сказке, мультимедийные
приложения, презентация с иллюстрациями
о сказке.
Мы продолжаем с вами знакомиться
с русскими народными сказками. Для чего
нам нужны сказки?
(Со сказками связаны
наши первые представления о
мире, добре и зле, о справедливости).
Какие сказки о лисе вы знаете?
Учитель показывает примеры
сказок в презентации, дети называют их.
(Сказки: «Волк и Лиса»;
«Колобок»; «Лиса и Кума»; «Лиса
и Кот»).
Есть такая поговорка у русского
народа: «Лисица семерых волков проведёт».
Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
(Лиса придумывает разные хитрости, чтобы
обмануть других).
Сегодня познакомимся с русской
народной сказкой, которая называется
«Лиса и тетерев».
Словарная работа.
Рассмотрим незнакомое слово.
Кабы - если бы.
Первичное чтение.
Посмотрите на иллюстрацию
и скажите, какая лиса? (показ иллюстраций)
А кто такой тетерев?
Посмотрите на иллюстрацию,
это тетерев. Опишите, какой он? (показ
иллюстрации)
Я прочитаю сказку, а вы должны
внимательно меня послушать и следить
по тексту. (Учитель читает сказку, сопровождая
иллюстрациями в презентации).
Проверка первичного
восприятия.
Понравилась вам сказка?
Кто из героев вам понравился?
Чем?
Кто не понравился? Почему?
Какие слова вы подобрали бы
для характеристики Тетерева? Лисы?